Философские учения в Древнем Китае

потомственного наследования занимаемых постов и получаемого жалованья,

предоставлявшая привилегии рабовладельцам-аристократам разных рангов.

Такая запутанная и многоступенчатая система служила основой государства при

рабовладельческом строе и поддержания порядка в обществе.

Рабовладельческий строй при династиях Шан и Чжоу представлял

систему бесчеловечной , жестокой эксплуатации и угнетения. Не только земля

и средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабы

рассматривались как его частная собственность, которых он мог использовать

на работах, продавать , дарить, убивать, хоронить вместе с умершими

хозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. В

ответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ,

приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстания

и т.д., выражая таким образом свой протест. Жестокая классовая борьба между

рабами и рабовладельцами в период династий Шан и Чжоу способствовала

развитию философии.

Условия общественной жизни при династиях Шан и Чжоу придали

философии две резко выраженные особенности.

В первую очередь в сфере идеологии главное место занимало

религиозное мировоззрение. При династии Шан высшим божеством, создавшим

всё и распоряжавшимся всем, считался Шанди (Верховный император), а при

династии Чжоу возникло представление о “воле Неба”. Эти религиозные

представления были использованы классом рабовладельцев как духовное оружие

для установления своего господства и закабаления народа. Философия

разрабатывалась и развивалась в форме религии, религиозные идеалистические

взгляды занимали господствующие позиции , а материалистическая философия

еще не выделилась из сферы религии. Хотя в то время уже существовали

теория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение о

пяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанно

возникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в

предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснить

появление всего сущего на основе многочисленных предметов из мира

природы, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями.

Только после того, как в конце Западной Чжоу получили развитие

атеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу.

Философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана с

политико-моральными представлениями. С возникновением рабовладельческого

строя отношения между людьми превратились в отношения

противоборствующих классов. Для того чтобы эффективно поддерживать свое

господство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе,

но ему было необходимо выработать и моральные категории, в которых

отражались и выражались бы права и обязанности людей, добрые и дурные

поступки. Как указывается в главе “Поднебесная” в сочинении “Чжуа-цзы”,

философия в этот период “считала Небо главным, добродетель - основой”, что

соответствует реальной исторической обстановке. Этот вывод

свидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль были

тесно связаны друг с другом.

Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорил:”(Для

меня) нет далеких и близких, тот, кто совершит преступление, будет наказан

смертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанное

добро”(Шан-шу, гл. 9), т.е. независимо от степени родства совершивший

преступление и творящий зло будет приговорен к смертной казни, а

совершающий добрые дела будет награжден. Еще более ценили “добродетель”

чжоусцы, выдвинувшие положение: ”Проявлять добродетель и остерегаться

наказаний”(Шан-шу, гл. 14). Подобные представления о вознаграждении за

добрые и наказании за дурные поступки показывают, что в эпоху Шан и

особенно при династии Чжоу уже сложилась начальная политико-моральная

философия.

По своему содержанию морально-этические нормы класса

рабовладельцев быстро усложнялись. В соответствии с потребностями

родового рабовладельческого строя, его иерархической системы, системы

пожалований и системы потомственного наследования понятия “ правила

поведения” превратилось в наиболее важную норму оценки поведения,

призванную защитить положение стоящих на иерархической лестнице в

соответствии с рангами. “Династия Инь следовала правилам поведения

династии Ся; династия Чжоу следовала правилам династии Инь”(Лунь юй, гл.

2). Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведения

передавались от династии к династии и в своем развитии превратились в

сложнейшую систему. Помимо “правил поведения”, важное место занимали

“сыновья почтительность” - продукт родовых кровных связей . Встречающиеся

в “Ши-цзине” слова “пусть помощники правителя обладают сыновним долгом и

добродетелями” выражают требование проявлять родственные чувства к тем, к

кому их следует проявлять, и уважать тех, к кому следует проявлять

уважение, что предусматривается родо-иерархической системой.

Указанная особенность была присуща не только философии в

период династий Шан и Чжоу. Почти вся древнекитайская философия была

тесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима от

родо-иерархической системы и системы потомственного наследования, в

течение длительного периода сохранившихся как при рабовладельческом

строе, так и в феодальном обществе. Особенно ярко это проявилось в учении

школы служилых, более двух тысяч лет занимавшем господствующее положение в

обществе, главное направление которого было тесно связано с философией,

носившей политико-моральный характер. Исходя из сказанного, можно

утверждать, что рассматриваемая особенность философии при династиях Шан и

Чжоу, в разных формах и в разном содержании, проявлялась в любом периоде

развития древней философии в Китае.

II

Философско-религиозная борьба в Древнем Китае.

Период Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) - Чжаньго (475-221 гг. до

н.э.) являются периодом крупных изменений когда в китайском обществе

происходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая смена

общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте

течения, выступавшего за свободу идей , создание новой обстановки

“соперничества всех школ”, представлявшихся множеством новых философов, в

результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый

важный исторический этап.

Наблюдавшееся в этот период на идеологическиом фронте

“соперничество всех школ” началось приблизительно в конце периода Чуньцо,

достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в

конце этого периода. Если говорить обо “всех школах”, т.е. о существоваших

философских направлениях , то их можно свести к десяти направлениям, среди

которых главными были шесть: “школа служилых людей”(жуцзя в переводной

школе называемая школой конфуцанцев), “школа моистов”- моцзя, “школа

дасистов” -даоцзя, “школа законников”(легистов)-фацзя, “школа номиналистов”-

минцзя (часто называемая школой софистов) и “школа сторонников учения об

инь и ян”(натурфилософы) -иньянцзя.

Каждое из перечисленных направлений прошло исторический

путь возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания Кон

Цю (Конфуцием) “школы служилых людей” конфуцианство разделилось на

восемь течений, из которых наиболее известными являются конфуцианство

представленное Цзы-сы, конфуцианство, прелставленное Мэном (Мэн Кэ), и

конфуцианство, представленное Сунем (Сунь Цином). Моизм , созданный Мо Ди

после его смерти распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и

Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. Даосизм,

возникновение которого связывают с именем Лао Даня, в дальнейшем

разделился, причем течение, связанное с изменениями влево, представлено

школой Суна(Сунь Цзяня) и Иня (Инь Вэня), а с изменениями вправо школой

Чжуан Чжоу. Легизм также делится на ранний и поздний. Номиналисты в

соответствии с особенностями их идей разделились на две школы- “школу

соединения тождества и различия” и “школу разделения сущности и явления”.

Идеи натурфилософов, возникшие весьма рано, первоначально в основном были

связаны с астрономией, составлением календаря, искусством гадания по

звездам, но в середине периода Чжаньго получила широкое распространение

теория Цзоу Яня “постоянной смены пяти стихий”.

Помимо перечисленных шести школ, существовали и многие другие,

представленные военными философами, философами-аграриями, философами-

эклектиками и т.д. В силу того, что каждая школа представляла разные

классы и прослойки, а в политических убеждениях и научных взглядах

существовали расхождения и антагонизм, это неизбежно привело к

возникновению запутанной и сложной обстановки, что явилось следствием

огромных перемен в обществе, нашедших свое отражение на идеологическом

фронте.

Соперничество всех школ имело под собой глубокие

общественные корни. Начиная с периода Чуньцю стали применяться железные

сельскохозяйственные орудия и быки в качестве тягловой силы на полевых

работах, что способствовало развитию производительных сил и их

широкому распространению. Происходило массовое бегство рабов, вспыхивали

многочисленные восстания. Развивались товарное хозяйство и ремесло. В

связи с происходившими процессами стала возникать и развиваться

феодальная частная собственность на землю, которая в конце концов

сокрушила земельную собственность рабовладельцев, в основе которой

лежала “колодезная система”. Начиная с 594 г. до н.э. до реформ

Шан Яна в царстве Цинь в середине периода Чжаньго в каждом царстве в

разное время и в разной степени завершилось изменение существовавшей

формы земельной собственности и установление феодальной земельной

собственности. Впервые появились частные ремесла и торговля. Вслед

за изменениями в экономической системе произошли серьезные изменения в

классовой структуре. Большая часть рабов превратилась в класс крестьян.

Одна часть рабовладельцев разорилась, другая превратилась в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты