потомственного наследования занимаемых постов и получаемого жалованья,
предоставлявшая привилегии рабовладельцам-аристократам разных рангов.
Такая запутанная и многоступенчатая система служила основой государства при
рабовладельческом строе и поддержания порядка в обществе.
Рабовладельческий строй при династиях Шан и Чжоу представлял
систему бесчеловечной , жестокой эксплуатации и угнетения. Не только земля
и средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабы
рассматривались как его частная собственность, которых он мог использовать
на работах, продавать , дарить, убивать, хоронить вместе с умершими
хозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. В
ответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ,
приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстания
и т.д., выражая таким образом свой протест. Жестокая классовая борьба между
рабами и рабовладельцами в период династий Шан и Чжоу способствовала
развитию философии.
Условия общественной жизни при династиях Шан и Чжоу придали
философии две резко выраженные особенности.
В первую очередь в сфере идеологии главное место занимало
религиозное мировоззрение. При династии Шан высшим божеством, создавшим
всё и распоряжавшимся всем, считался Шанди (Верховный император), а при
династии Чжоу возникло представление о “воле Неба”. Эти религиозные
представления были использованы классом рабовладельцев как духовное оружие
для установления своего господства и закабаления народа. Философия
разрабатывалась и развивалась в форме религии, религиозные идеалистические
взгляды занимали господствующие позиции , а материалистическая философия
еще не выделилась из сферы религии. Хотя в то время уже существовали
теория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение о
пяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанно
возникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в
предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснить
появление всего сущего на основе многочисленных предметов из мира
природы, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями.
Только после того, как в конце Западной Чжоу получили развитие
атеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу.
Философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана с
политико-моральными представлениями. С возникновением рабовладельческого
строя отношения между людьми превратились в отношения
противоборствующих классов. Для того чтобы эффективно поддерживать свое
господство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе,
но ему было необходимо выработать и моральные категории, в которых
отражались и выражались бы права и обязанности людей, добрые и дурные
поступки. Как указывается в главе “Поднебесная” в сочинении “Чжуа-цзы”,
философия в этот период “считала Небо главным, добродетель - основой”, что
соответствует реальной исторической обстановке. Этот вывод
свидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль были
тесно связаны друг с другом.
Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорил:”(Для
меня) нет далеких и близких, тот, кто совершит преступление, будет наказан
смертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанное
добро”(Шан-шу, гл. 9), т.е. независимо от степени родства совершивший
преступление и творящий зло будет приговорен к смертной казни, а
совершающий добрые дела будет награжден. Еще более ценили “добродетель”
чжоусцы, выдвинувшие положение: ”Проявлять добродетель и остерегаться
наказаний”(Шан-шу, гл. 14). Подобные представления о вознаграждении за
добрые и наказании за дурные поступки показывают, что в эпоху Шан и
особенно при династии Чжоу уже сложилась начальная политико-моральная
философия.
По своему содержанию морально-этические нормы класса
рабовладельцев быстро усложнялись. В соответствии с потребностями
родового рабовладельческого строя, его иерархической системы, системы
пожалований и системы потомственного наследования понятия “ правила
поведения” превратилось в наиболее важную норму оценки поведения,
призванную защитить положение стоящих на иерархической лестнице в
соответствии с рангами. “Династия Инь следовала правилам поведения
династии Ся; династия Чжоу следовала правилам династии Инь”(Лунь юй, гл.
2). Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведения
передавались от династии к династии и в своем развитии превратились в
сложнейшую систему. Помимо “правил поведения”, важное место занимали
“сыновья почтительность” - продукт родовых кровных связей . Встречающиеся
в “Ши-цзине” слова “пусть помощники правителя обладают сыновним долгом и
добродетелями” выражают требование проявлять родственные чувства к тем, к
кому их следует проявлять, и уважать тех, к кому следует проявлять
уважение, что предусматривается родо-иерархической системой.
Указанная особенность была присуща не только философии в
период династий Шан и Чжоу. Почти вся древнекитайская философия была
тесно связана с политико-моральными взглядами, и эта связь неотделима от
родо-иерархической системы и системы потомственного наследования, в
течение длительного периода сохранившихся как при рабовладельческом
строе, так и в феодальном обществе. Особенно ярко это проявилось в учении
школы служилых, более двух тысяч лет занимавшем господствующее положение в
обществе, главное направление которого было тесно связано с философией,
носившей политико-моральный характер. Исходя из сказанного, можно
утверждать, что рассматриваемая особенность философии при династиях Шан и
Чжоу, в разных формах и в разном содержании, проявлялась в любом периоде
развития древней философии в Китае.
II
Философско-религиозная борьба в Древнем Китае.
Период Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) - Чжаньго (475-221 гг. до
н.э.) являются периодом крупных изменений когда в китайском обществе
происходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая смена
общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте
течения, выступавшего за свободу идей , создание новой обстановки
“соперничества всех школ”, представлявшихся множеством новых философов, в
результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый
важный исторический этап.
Наблюдавшееся в этот период на идеологическиом фронте
“соперничество всех школ” началось приблизительно в конце периода Чуньцо,
достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в
конце этого периода. Если говорить обо “всех школах”, т.е. о существоваших
философских направлениях , то их можно свести к десяти направлениям, среди
которых главными были шесть: “школа служилых людей”(жуцзя в переводной
школе называемая школой конфуцанцев), “школа моистов”- моцзя, “школа
дасистов” -даоцзя, “школа законников”(легистов)-фацзя, “школа номиналистов”-
минцзя (часто называемая школой софистов) и “школа сторонников учения об
инь и ян”(натурфилософы) -иньянцзя.
Каждое из перечисленных направлений прошло исторический
путь возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания Кон
Цю (Конфуцием) “школы служилых людей” конфуцианство разделилось на
восемь течений, из которых наиболее известными являются конфуцианство
представленное Цзы-сы, конфуцианство, прелставленное Мэном (Мэн Кэ), и
конфуцианство, представленное Сунем (Сунь Цином). Моизм , созданный Мо Ди
после его смерти распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и
Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. Даосизм,
возникновение которого связывают с именем Лао Даня, в дальнейшем
разделился, причем течение, связанное с изменениями влево, представлено
школой Суна(Сунь Цзяня) и Иня (Инь Вэня), а с изменениями вправо школой
Чжуан Чжоу. Легизм также делится на ранний и поздний. Номиналисты в
соответствии с особенностями их идей разделились на две школы- “школу
соединения тождества и различия” и “школу разделения сущности и явления”.
Идеи натурфилософов, возникшие весьма рано, первоначально в основном были
связаны с астрономией, составлением календаря, искусством гадания по
звездам, но в середине периода Чжаньго получила широкое распространение
теория Цзоу Яня “постоянной смены пяти стихий”.
Помимо перечисленных шести школ, существовали и многие другие,
представленные военными философами, философами-аграриями, философами-
эклектиками и т.д. В силу того, что каждая школа представляла разные
классы и прослойки, а в политических убеждениях и научных взглядах
существовали расхождения и антагонизм, это неизбежно привело к
возникновению запутанной и сложной обстановки, что явилось следствием
огромных перемен в обществе, нашедших свое отражение на идеологическом
фронте.
Соперничество всех школ имело под собой глубокие
общественные корни. Начиная с периода Чуньцю стали применяться железные
сельскохозяйственные орудия и быки в качестве тягловой силы на полевых
работах, что способствовало развитию производительных сил и их
широкому распространению. Происходило массовое бегство рабов, вспыхивали
многочисленные восстания. Развивались товарное хозяйство и ремесло. В
связи с происходившими процессами стала возникать и развиваться
феодальная частная собственность на землю, которая в конце концов
сокрушила земельную собственность рабовладельцев, в основе которой
лежала “колодезная система”. Начиная с 594 г. до н.э. до реформ
Шан Яна в царстве Цинь в середине периода Чжаньго в каждом царстве в
разное время и в разной степени завершилось изменение существовавшей
формы земельной собственности и установление феодальной земельной
собственности. Впервые появились частные ремесла и торговля. Вслед
за изменениями в экономической системе произошли серьезные изменения в
классовой структуре. Большая часть рабов превратилась в класс крестьян.
Одна часть рабовладельцев разорилась, другая превратилась в