Философские взгляды Чернышевского

Философские взгляды Чернышевского

1. Введение 2

2. Взгляды Чернышевского на философию Гегеля. 3

3. Переход к материализму Фейербаха. 6

4. Взгляды на теорию познания 8

5. Критика идеалистов. 13

6. Теория разумного эгоизма 15

1 Введение

Русский народ и русское освободительное движение дали миру блестящую

плеяду революционных демократов, мыслителей- материалистов - Белинского,

Герцена , Чернышевского , Добролюбова и других.

В ряду славных деятелей русского революционно- демократического движения

Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889) по праву занимает одно из

первых мест.

Деятельность Чернышевского отличалась необычной многогранностью. Это был

воинствующий философ- материалист и диалектик, он был также оригинальным

историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся

новатором в эстетике и литературе. Он воплотил в себе лучшие черты русского

народа- ясный ум , стойкий характер, могучее стремление к свободе. Его

жизнь - пример великого гражданского мужества, беззаветного служения

народу.

Всю свою жизнь Чернышевский отдал борьбе за освобождение народа от

феодально- крепостнического рабства, за революционно- демократическое

преобразование России. Он посвятил свою жизнь тому, что можно

охарактеризовать словами Герцена, сказанными о декабристах, “разбудить к

новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде

палачества и раболепия”.

С сочинениями Чернышевского философская мысль в России значительно

расширила сферу своего влияния, перейдя из ограниченного круга ученых на

страницы распространенного журнала , заявляя о себе в “Современнике” каждой

статьей Чернышевского, даже вовсе не посвященной специальным философским

вопросам. Специально о философии Чернышевский писал очень мало, но ею

проникнута вся его научная и публицистическая деятельность.

Глубокий и специальный интерес к философии возник еще у юноши

Чернышевского на университетской скамье , хотя в самом университете

философия была опальной, гонимой наукой. Вспомним, что свою кандидатскую

диссертацию Чернышевский хотел писать о философской системе Лейбница , но

не смог ее написать так как для философии тогда было “время неудобное”.

Чернышевский начал свое теоретическое образование , когда философия в

России получила сильный толчок к своему развитию в известных философских

работах Герцена “Письма об изучении природы” и в литературно - критических

статьях Белинского.

Чернышевский - философ шел тем же путем, каким раньше шли его

предшественники - Белинский и Герцен.

Философия для Чернышевского была не отвлеченной теорией, а орудием

изменения российской действительности. Материализм Чернышевского и его

диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы

революционной демократии.

2 Взгляды Чернышевского на философию Гегеля.

Еще в Саратове, читая в “Отечественных записках” сочинения Белинского и

Герцена, Чернышевский узнавал о философии Гегеля. Но в подлиннике,

самостоятельно, он стал изучать эту философию уже в свой университетский

период.

В конце 1848 года Чернышевский записывает в свой дневник, что “решительно

принадлежит Гегелю”. Он еще полагает, что “все идет к идее”, “все из идеи”,

что “идея развивается сама из себя, производит все и из индивидуальностей

возвращается сама к себе”.

В гегелевской философии, прежде всего, привлекала Чернышевского

диалектика, из которой он делал революционно - демократические выводы.

Отдавая должное методу Гегеля, Чернышевский вместе с тем осуждал его

консерватизм.

После ознакомления с русскими изложениями гегелевской системы в работах

Белинского и Герцена, он обратился непосредственно к сочинениям Гегеля. “В

подлиннике - пишет Чернышевский, - Гегель понравился ему гораздо меньше,

нежели ожидал он по русским изложениям. Причина состояла в том, что русские

последователи Гегеля излагали его систему в духе левой стороны Гегелевской

школы. В подлиннике Гегель оказывался похож на философов XVII века и даже

на схоластиков, чем на того Гегеля, каким являлся он в русских изложениях.

Чтение было утомительно по своей явной бесполезности для сформирования

научного образа мыслей”.

В 1849 году на страницах дневника, Чернышевский критикует Гегеля:

“Строгих выводов не вижу еще, - записывает Чернышевский в дневник, - а

мысли большей частью не резкие, а умеренные, не дышат нововведениями”.

Вскоре другая запись в дневнике: “Особенно ничего не вижу, то есть, что

в подробностях везде, мне кажется, он раб настоящего положения вещей,

настоящего устройства общества, так что даже не решается отвергать смертной

казни и проч., так ли выводы его робки, или в самом деле общее начало как -

то плохо объясняет нам, что и как должно быть вместо того, что теперь

есть...”

Чернышевский видел недостатки гегелевской философии в том, что:

- Гегель считал творцом природы, действительности - абсолютный дух,

абсолютную идею, исходил из некоего чистого субъективного мышления.

- У Гегеля идея, разум - движущая сила мирового развития, созидатель,

творец действительности. Сама природа у Гегеля - проявление идеи, ее

“инобытие”.

- Как политик Гегель был, консервативен, считал современный феодально -

абсолютистский строй Германии политическим идеалом, в котором

абсолютный дух нашел свое воплощение.

Чернышевский полагал, что многое было верно в философии Гегеля лишь “в

виде темных предчувствий”, однако, подавляемых идеалистическим

мировоззрением гениального философа.

Чернышевский подчеркивал двойственность гегелевской философии, видя в

этом один из ее важнейших пороков, отмечал противоречие между ее сильными

принципами и узкими выводами. Говоря о колоссальности гения Гегеля, называя

его великим мыслителем , Чернышевский критикует его, указывая, что истина у

Гегеля выступает в самых общих, отвлеченных , неопределенных очертаниях. Но

Чернышевский признает за Гегелем заслугу в искании истины- верховной цели

мышления. Какова бы истина не была, она лучше всего, что не истинно. Долг

мыслителя - не отступать ни перед какими результатами своих открытий.

Истине надо жертвовать решительно всем; она- источник всех благ, как

заблуждение- источник “всякой пагубы”. И Чернышевский указывает на великую

философскую заслугу Гегеля- его диалектический метод, “изумительно сильную

диалектику”.

В истории познания Чернышевский отводит философии Гегеля большое место и

говорит о ее значении перехода “от отвлеченной науки к науке жизни”.

Чернышевский указывал, что для русской мысли гегелевская философия

послужила переходом от бесплодных схоластических умствований к “светлому

взгляду на литературу и жизнь”. Философия Гегеля, по мнению Чернышевского,

утвердила в мысли, что истина выше и дороже всего в мире, что ложь

преступна. Она утвердила стремление строго исследовать понятия и явления,

вселила “глубокое сознание, что действительность достойна внимательнейшего

изучения”, ибо истина- плод и результат строгого всестороннего исследования

действительности. Наряду с этим , Чернышевский считал философию Гегеля уже

устаревшей. Наука развивалась дальше.

3 Переход к материализму Фейербаха.

Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к

сочинениям виднейшего философа того времени - Людвига Фейербаха.

Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень

многих философов , но своим учителем называл только Фейербаха.

Когда Чернышевский писал свою первую крупную научную работу, диссертацию

по эстетике, он уже в области философии был вполне сложившимся мыслителем-

фейербахианцем , хотя в самой диссертации своей не разу не упомянул имени

Фейербаха, тогда запрещенного в России.

В начале 1849 года русский фурьерист- петрашевец Ханыков дал

Чернышевскому , для ознакомления, знаменитую Фейербахову “Сущность

христианства”. Где Фейербах своей философией утверждал , что природа

существует независимо от человеческого мышления и является основанием, на

котором вырастают люди с их сознанием, и что высшие существа, созданные

религиозной фантазией человека, - это только фантастические отражения

собственной сущности человека.

Прочитав “Сущность христианства” , Чернышевский отметил в своем дневнике,

что она ему понравилась “своим благородством, прямотой, откровенностью,

резкостью”. Он узнавал о сущности человека, как ее понимал Фейербах , в

духе естественно - научного материализма, узнавал о том, что совершенному

человеку свойственны разум, воля, мысль , сердце, любовь, эта абсолютная у

Фейербаха , сущность человека как человека и цель его бытия. Истинное

существо - любит, мыслит, хочет. Высший закон - любовь к человеку.

Философия должна исходить не из некоей абсолютной идеи, а из природы, живой

действительности. Природа , бытие - субъект познания, а мышление

производно. Природа - первичное, идеи - ее порождения, функция

человеческого мозга. Это были для молодого Чернышевского настоящие

откровения.

Он находил то, что искал. Особенно поразила его главная мысль ,

показавшаяся совершенно справедливой, - что “человек всегда воображал себе

бога человеческим по своим собственным понятиям о себе”.

В 1850 году он уже записал :”Скептицизм в деле религии развился у меня до

того , что я почти решительно от души предан учению Фейербаха”.

В 1877 году Чернышевский писал из сибирской ссылки сыновьям: “Если вы

хотите иметь понятие о том, что такое по моему мнению человеческая природа,

узнавайте это из единственного мыслителя нашего столетия, у которого были

совершенно верные, по - моему , понятия о вещах. Это - Людвиг Фейербах... В

молодости я знал целые страницы из него наизусть. И сколько могу судить по

моим потускневшим воспоминаниям о нем, остаюсь верным последователем его”.

4 Взгляды на теорию познания

Чернышевский критикует идеалистическую сущность гносеологии Гегеля и его

российских последователей, указывая, что она переворачивает с ног на

голову истинное положение вещей, что она идет не от материального мира к

сознанию, понятиям, а, напротив, от понятий к реальным предметам, что она

рассматривает природу и человека как порождение абстрактных понятий,

божественной абсолютной идеи.

Чернышевский отстаивает материалистическое решение основного вопроса

философии, показывает, что научная материалистическая гносеология исходит

из признания идей, понятий, являющихся лишь отражением реальных вещей и

процессов, происходящих в материальном мире, в природе. Он указывает, что

понятия представляют собой результат обобщения данных опыта, итог изучения

и познания материального мира, что они охватывают сущность вещей.

“Составляя себе отвлеченное понятие о предмете,– пишет он в статье

“Критический взгляд на современные эстетические понятия”,– мы сбрасываем

все определенные, живые подробности, с которыми предмет является в

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты