Философский аспект проблемы взаимодействия интеллектуальных систем

Философский аспект проблемы взаимодействия интеллектуальных систем

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Кафедра Философии

РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского экзамена по Философии

на тему:

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Выполнила:

соискатель кафедры

“Бухгалтерский учет и анализ

хозяйственной деятельности”

Лаврушина В.Б.

Научный руководитель:

Козьмин В.С.

Москва 1996 г.

ПЛАН

|№ | |Стр. |

| |Введение |2 |

|1 |Сущность человеческого сознания и его отношение к | |

| |функционированию кибернетических устройств |5 |

| | | |

|2 |Природа сознания |10 |

| | | |

|3 |Идея искусственного интеллекта |13 |

| | | |

|4 |Пути моделирования интеллекта и мышления |18 |

| | | |

|5 |Сущность искусственного интеллекта. Проблемы | |

| |и споры. |22 |

| | | |

| |Список используемой литературы |28 |

ВВЕДЕНИЕ

В естествознании первой половины нашего века ведущим

направлением была физика. Начиная с 50-х годов, наряду с физикой, химией

и биологией все возрастающее значение и влияние на развитие науки и

всего уклада нашей жизни начала оказывать кибернетика. Кибернетика

становится важнейшим фактором научно-технической революции на высших

этапах ее развития.

Кибернетика возникла на стыке многих областей знания математики,

логики, семиотики, биологии и социологии.

Обобщающий характер кибернетических идей и методов сближает науку

об управлении, каковой является кибернетика, с философией.

Задача обоснования исходных понятий кибернетики, особенно таких,

как информация, управление, обратная связь и др. требуют выхода в более

широкую, философскую область знаний, где рассматриваются атрибуты материи

- общие свойства движения, закономерности познания.

Сама кибернетика как наука об управлении многое дает современному

философскому мышлению. Она позволяет более глубоко раскрыть механизм

самоорганизации материи, обогащает содержание категории связей,

причинности, позволяет более детально изучить диалектику необходимости и

случайности, возможности и действительности. Открываются пути для

разработки "кибернетической" гносеологии, которая не подменяет

диалектический материализм теорией познания, но позволяет уточнить,

детализировать и углубить в свете науки об управлении ряд существенно

важных проблем.

Возникнув в результате развития и взаимного стимулирования ряда

в недалеком прошлом слабо связанных между собой дисциплин

технического, биологического и социального профиля, кибернетика проникла

во многие сферы жизни.

Столь необычная "биография" кибернетики объясняется целым рядом

причин, среди которых надо выделить две.

Во-первых, кибернетика имеет необычайный, синтетический

характер. В связи с этим до сих пор существуют различия в трактовке

некоторых ее проблем и понятий.

Во-вторых, основополагающие идеи кибернетики пришли в нашу

страну с Запада, где они с самого начала оказались под влиянием идеализма

и метафизики, а иногда и идеологии. То же самое, или почти то же

самое происходило и у нас. Таким образом становится очевидной

необходимость разработки философских основ кибернетики, освещение ее

основных положений с позиции философского познания.

Осмысление кибернетических понятий с позиции философии будет

способствовать более успешному осуществлению теоретических и

практических работ в этой области, создаст лучшие условия для

эффективной работы и научного поиска в этой области познания.

Кибернетика как перспективная область научного познания

привлекает к себе все большее внимание философов. Положения и выводы

кибернетики включаются в их области знания, которые в значительной

степени определяют развитие современной теории познания. Как справедливо

отмечают отечественные исследователи, кибернетика, достижения которой

имеет громадное значение для исследования познавательного процесса, по

своей сущности и содержанию должна входить в теорию познания.

Исследование методологического и гносеологического аспектов

кибернетики способствует решению многих философских проблем. В их

числе - проблемы диалектического понимания простого и сложного,

количества и качества, необходимости и случайности, возможности и

действительности, прерывности и непрерывности, части и целого. Для

развития самих математики и кибернетики важное значение имеет

применение к материалу этих наук ряда фундаментальных философских

принципов и понятий, применение, обязательно учитывающее специфику

соответствующих областей научного знания. Среди этих принципов и

понятий следует особо выделить положение отражения, принцип

материального единства мира, конкретного и абстрактного, количества и

качества, нормального и содержательного подхода к познанию и др.

Философская мысль уже много сделала в анализе аспектов и

теоретико-познавательной роли кибернетики. Было показано, сколь

многообещающим в философском плане является рассмотрение в свете

кибернетики таких вопросов и понятий, как природа информации, цель

и целенаправленность, соотношение детерминизма и теологии, соотношение

дискретного и непрерывного, детерминистского и вероятностного подхода к

науке.

Нужно сказать и о большом значении кибернетики для построения научной

картины мира. Собственно предмет кибернетика - процессы, протекающие в

системах управления, общие закономерности таких процессов.

1.СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ

КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ.

Явления, которые отображаются в таких фундаментальных понятиях

кибернетики, как информация и управление, имеют место в органической

природе и общественной жизни. Таким образом, кибернетику можно

определить как науку об управлении и связи с живой природой в обществе

и технике.

Один из важнейших вопросов, вокруг которого идут философские

дискуссии - это вопрос о том, что такое информация, какова ее

природа. Для характеристики природы информационных процессов необходимо

кратко рассмотреть естественную основу всякой информации, а таковой

естественной основой информации является присущее материи объективное

свойство отражения.

Положение о неразрывной связи информации и отражения стало

одним из важнейших в изучении информации и информационных процессов и

признается абсолютным большинством отечественных философов.

Информация в живой природе, в отличие от неживой, играет активную

роль, так как участвует в управлении всеми жизненными процессами.

Материалистическая теория отражения видит решение новых проблем науки

и, в частности, такой кардинальной проблемы естествознания как переход от

неорганической материи к органической, в использовании методологической

основы диалектического материализма. Проблема заключается в том, что

существует материя, способная ощущать, и материя, созданная из тех же

атомов и в тоже время не обладающая этой способностью. Вопрос, таким

образом поставлен вполне конкретно и, тем самым, толкает проблему к

решению. Кибернетика вплотную занялась исследованием механизмов

саморегуляции и самоуправления. Вместе с тем, оставаясь методически

ограниченными, эти достижения оставили открытыми ряд проблем к

рассмотрению которых привела внутренняя ломка кибернетики.

Сознание является не столько продуктом развития природы, сколько

продуктом общественной жизни человека, общественного труда предыдущих

поколений людей. Оно является существенной частью деятельности

человека, посредством которой создается человеческая природа и не может

быть принята вне этой природы.

Если в машинах и вообще в неорганической природе отражение есть

пассивный, мертвый физико-химический, механический акт без обобщения и

проникновения в сущность обобщаемого явления, то отражение в форме

сознания есть, познание высокоорганизованной материей самой себя,

проникновение в сущность, закон развития природы, предметов и явлений

объективного мира.

В машине же отражение не осознанно, так как оно осуществляется без

образования идеальных образов и понятий, а происходит в виде

электрических импульсов, сигналов и т.п. Поскольку машина не мыслит,

эта не есть та форма отражения, которая имеет место в процессе

познания человеком окружающего мира. Закономерности процесса отражения

в машине определяются, прежде всего, закономерностями отражения

действительности в сознании человека, так как машину создает человек в

целях более точного отражения действительности, и не машина сама по себе

отражает действительность, а человек отражает ее с помощью машины.

Поэтому отражение действительности машиной является составным элементом

отражения действительности человеком. Появление кибернетических устройств

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты