Философское учение о бытии и материи

Философское учение о бытии и материи

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

подполковник В. Грабарь.

«__» ________ 1999г.

Лекция №5.

Философское учение о бытии и материи.

Лекция обсуждена и одобрена на

заседании ПМК «Философия».

Протокол № от

«__» ________ 1999г.

Пермь 1999г.

Тема : Философское учение о бытии и материи.Вопросы : Проблема

бытия в философской картине мира Философское учение о материи

Движение как атрибут материи Пространство и время как формы

существования материи.Литература :Введение в философию в 2-х ч. М.

ч2.Гл.Философия ( под редакцией Кохановского В.П. Ростов,1996 )Основы

философии ( под ред. Попова Е.В. Москва, 1997 )В.А.Канке

Философия.М.1997Философия ( курс лекций) М.1997Алексеев П.В., Панин

А.В. Философия М.1997Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия. М. 1997Основы

философии в вопросах и ответах. Ростов. 1997ВВЕДЕНИЕ.Настоящей

лекцией мы открываем 2 раздел курса “ Человек во вселенной.

Философская, религиозная и научная картина мира. ” , в которой мы

рассмотрим проблемы бытия и материи в философской картине мира,

выделив её из религиозной, мифологической картин, рассмотрим проблемы

сознания и развития мира и мышления.

Тем самым мы приступаем к изучению философского знания,

называемого онтологией ( онтос – сущее, логос – знание ) – учением о

бытии.

Раскрытию содержания лекции “ Философское учение о бытии и

материи ” посвящены 4 вопроса

1. Проблема бытия в философской картине мира.

2. Философское учение о материи

3. Движение как атрибут материи

4. Пространство и время как формы существования материи

1 ВОПРОС

Вопрос вопросов для человечества – это определение места

человека в природе и его отношение к Космосу. Человек по мнению

А.Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира.

Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и

естествоиспытатель, но каждый по-своему.

Другими словами, определение места человека во вселенной

связано с построением картины мира как упорядоченной целостности,

объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего

начала ( принципа или идеи ), задающего мировоззренческую

установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина

мира всегда мировоззренчески окрашена.

Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и

помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и

человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Мы рассмотрим мифологическую, религиозную, научную, философские

формы миропонимания, оставив обыденную и эзотерическую картины мира

для дальнейшего изучения. Каждая из них дает свою версию “ каков

мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и противоречат

друг другу.

Мифологическое постижение мира, как целостности имеет

созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного

образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты

воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны

космического целого.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и

делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной

эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и

божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир

божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии

духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога

(богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую

упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в

зависимости от его отношения к Богу.

Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений

мира как целостность по правилам определенной науки с

использованием её особого языка. Но такие локальные картины дают

мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают

за наглядный образ мира в целом.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане

взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом,

познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские

картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от

религиозной и мифологической картин мира, то, что философия

относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ

характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях,

умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание, это знание

или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире

философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен,

необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять

мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в

единстве его сущности.

Тогда философская картина мира осмысливается как системно-

рационализированную совокупность представлений о мире в целом,

включая в него и самого человека.

Системообразующим принципом философской картины мира вступает

понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в

существовании окружающего его мира и самого человека с его

сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в

целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех

конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их

черты - их существования, что задает миру исходную целостность и

гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир

серьезным и ответственным, предсказуемым. Вощздерживаясь от темы

бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое

мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все

теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный и неизменный

абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по

собственному произволу.

Таким образом категория бытия обозначает реально существующий

мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их

существование.

И один из первых вопросов, возникающих на пути философского

осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм

бытия.

Основные формы бытия:

1. Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на

природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие,

созданное человеком;

2. Материальное бытиё человека, в котором можно выделить телесное

существование человека как части природы и существование человека

как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;

3. Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность

и общечеловеческую духовность;

4. Бытиё общества или иначе, социальное бытиё.

Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от человека и

его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её

объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или "вторая

природа" - это, не что иное, как предметно- вещественный мир,

созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие

возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него

жизнью. К элементам "второй природы" относится и бытие техники, в

том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она

выступает как совокупность содеянным человеком вещей.

Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических

они не отличаются от природных явлений, но как искусственные

объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой

деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве

природного и социального объекта. Человек и техника находятся в

противоречивом единстве. Используя технику человек изменяется

физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через

технологию, через целенаправленное использование техники. Однако,

есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно,

человек никогда не откажется от своих технических завоеваний,

поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека

остается необходимым условием его выживания.

Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль

принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая

природа обладает способностью разрушения "первого" бытия, что

делает ( при известных обстоятельствах ) физическое существование

человека невозможным.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое

бытие. В нем пересекаются 1). бытие человека в мире вещей как

мыслящей вещи, 2). бытие человека как индивида, особи,

принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального

существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного

и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют

его существование.

Духовный мири человека характеризуется двояким существованием.

Его можно подразделить на субъективный и объективный дух,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты