Философское учение о бытии и материи
«Утверждаю»
начальник кафедры №4
подполковник В. Грабарь.
«__» ________ 1999г.
Лекция №5.
Философское учение о бытии и материи.
Лекция обсуждена и одобрена на
заседании ПМК «Философия».
Протокол № от
«__» ________ 1999г.
Пермь 1999г.
Тема : Философское учение о бытии и материи.Вопросы : Проблема
бытия в философской картине мира Философское учение о материи
Движение как атрибут материи Пространство и время как формы
существования материи.Литература :Введение в философию в 2-х ч. М.
ч2.Гл.Философия ( под редакцией Кохановского В.П. Ростов,1996 )Основы
философии ( под ред. Попова Е.В. Москва, 1997 )В.А.Канке
Философия.М.1997Философия ( курс лекций) М.1997Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия М.1997Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия. М. 1997Основы
философии в вопросах и ответах. Ростов. 1997ВВЕДЕНИЕ.Настоящей
лекцией мы открываем 2 раздел курса “ Человек во вселенной.
Философская, религиозная и научная картина мира. ” , в которой мы
рассмотрим проблемы бытия и материи в философской картине мира,
выделив её из религиозной, мифологической картин, рассмотрим проблемы
сознания и развития мира и мышления.
Тем самым мы приступаем к изучению философского знания,
называемого онтологией ( онтос – сущее, логос – знание ) – учением о
бытии.
Раскрытию содержания лекции “ Философское учение о бытии и
материи ” посвящены 4 вопроса
1. Проблема бытия в философской картине мира.
2. Философское учение о материи
3. Движение как атрибут материи
4. Пространство и время как формы существования материи
1 ВОПРОС
Вопрос вопросов для человечества – это определение места
человека в природе и его отношение к Космосу. Человек по мнению
А.Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира.
Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и
естествоиспытатель, но каждый по-своему.
Другими словами, определение места человека во вселенной
связано с построением картины мира как упорядоченной целостности,
объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего
начала ( принципа или идеи ), задающего мировоззренческую
установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина
мира всегда мировоззренчески окрашена.
Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и
помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и
человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.
Мы рассмотрим мифологическую, религиозную, научную, философские
формы миропонимания, оставив обыденную и эзотерическую картины мира
для дальнейшего изучения. Каждая из них дает свою версию “ каков
мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и противоречат
друг другу.
Мифологическое постижение мира, как целостности имеет
созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного
образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты
воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны
космического целого.
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и
делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной
эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и
божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир
божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии
духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога
(богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую
упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в
зависимости от его отношения к Богу.
Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений
мира как целостность по правилам определенной науки с
использованием её особого языка. Но такие локальные картины дают
мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают
за наглядный образ мира в целом.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане
взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом,
познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские
картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от
религиозной и мифологической картин мира, то, что философия
относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ
характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях,
умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание, это знание
или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире
философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен,
необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять
мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в
единстве его сущности.
Тогда философская картина мира осмысливается как системно-
рационализированную совокупность представлений о мире в целом,
включая в него и самого человека.
Системообразующим принципом философской картины мира вступает
понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в
существовании окружающего его мира и самого человека с его
сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в
целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех
конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их
черты - их существования, что задает миру исходную целостность и
гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир
серьезным и ответственным, предсказуемым. Вощздерживаясь от темы
бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое
мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все
теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный и неизменный
абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по
собственному произволу.
Таким образом категория бытия обозначает реально существующий
мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их
существование.
И один из первых вопросов, возникающих на пути философского
осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм
бытия.
Основные формы бытия:
1. Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на
природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие,
созданное человеком;
2. Материальное бытиё человека, в котором можно выделить телесное
существование человека как части природы и существование человека
как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;
3. Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность
и общечеловеческую духовность;
4. Бытиё общества или иначе, социальное бытиё.
Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от человека и
его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её
объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.
Материальное бытие, произведенное человеком, или "вторая
природа" - это, не что иное, как предметно- вещественный мир,
созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие
возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него
жизнью. К элементам "второй природы" относится и бытие техники, в
том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она
выступает как совокупность содеянным человеком вещей.
Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических
они не отличаются от природных явлений, но как искусственные
объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой
деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве
природного и социального объекта. Человек и техника находятся в
противоречивом единстве. Используя технику человек изменяется
физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через
технологию, через целенаправленное использование техники. Однако,
есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно,
человек никогда не откажется от своих технических завоеваний,
поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека
остается необходимым условием его выживания.
Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль
принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая
природа обладает способностью разрушения "первого" бытия, что
делает ( при известных обстоятельствах ) физическое существование
человека невозможным.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое
бытие. В нем пересекаются 1). бытие человека в мире вещей как
мыслящей вещи, 2). бытие человека как индивида, особи,
принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального
существа в рамках бытия общества.
Человек, как целостность, есть единство физического, природного
и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют
его существование.
Духовный мири человека характеризуется двояким существованием.
Его можно подразделить на субъективный и объективный дух,
Страницы: 1, 2