Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])

Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])

Государственная академия управления

им. С. Орджоникидзе

доклад на тему:

“Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля)”

выполнила студентка: Пименова О.В.,

ПМ в энерго 2-2

Москва, 1997 г.

Лицо отражает личность. Это отражение

называется физиогномией.

В.О. Ключевский.

“Афоризмы”.

Лицо - ворота души.

Цицерон.

Если душа не сияет в чертах лица,

самое красивое лицо перестает доставлять

удовольствие.

С. Смайль. “Ум и энергия”.

Краткие сведения об Аристотеле.

Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и

ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель

психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли.

Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате “О душе”, а

аткже в сочинениях “Этика”, “Метафизика”, “История животных”.

Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по

сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.

Движущей силой поведения признавал стремление, выражающее внутреннюю

активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или

неудовольствия.

Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического

и практического.

Стимулировал развитие философской мысли последующих эпох.

Физиогномика.

Термин “физиогномика” происходит от греческих слов physis - природа и

gnomon - знающий.

Физиогномика - учение о якобы однозначной связи между внешним обликом

человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря

чему по внешним признакам могут быть установлены психологические

характеристики этого типа.

Это учение возникло в древности на основе представления о

предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем,

что ему изначально предписано природой.

Физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров, однако

не имела научных оснований.

Отрывок из работ Аристотеля.

(о ногах)

У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те

сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого ноги маленькие,

слабые плохо расчлененные (с плохо выраженной мускулатурой), более приятные

на вид, чем крепкие, - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У

кого на ногах кривые пальцы - бестыжи, также - у кого кривые ногти. Это

соотносится с птицами, у которых кривые когти. У кого на ногах пальцы тесно

сдвинуты - трусливы; соотносится с озерным перепелом, у которого узкие

лапки. У кого лодыжки мускулистые и хорошо расчлененные - сильны душой; это

соотносится с мужественным типом. У кого лодыжки мясистые и плохо

расчлененные - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого

расчлененные, жилистые и крепкие голени - сильны душой; это соотносится с

мужественным типом. У кого голени худые, жилистые - похотливы; это

соотносится с птицами. У кого голени слишком полные и как бы немного

расколотые - пакостники и бестыжие; это восходит к соответствующей (то есть

непосредственно соотносимой) черте. У кого бедра ширококостные и

мускулистые - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого

бедра ширококостные и полные - мягкие; соотносится с женственным типом. Те,

кто имеет худые и костлявые ягодицы, - сильные. У кого ягодицы мясистые и

жирные - слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, -

злы; это соотносится с обезьянами.

(о торсе)

У кого тонкая талия - любят охоту, это соотносится со львами и

собаками. Можно видеть, что и у собак, которые любят охоту, тонкая талия. У

кого живот плоский - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У

кого он не плоский - слабые; это восходит к соответствующей черте. Те, у

кого большая и крепкая спина, - сильны душой; это соотносится с

мужественным типом. У кого спина узкая и слабая - слабы душой; соотносится

с женственным типом. У кого широкие бока - сильны душой, соотносится с

мужественным типом. У кого впалые бока - слабы душой; это соотносится с

женственным типом. У кого бока крутые, как бы раздутые, - болтуны и

пустословы; это соотносится с волами и лягушками. Имеющие расстояние от

пупа до груди большее, чем от края груди до шеи, - прожорливы и тупы:

прожорливы, потому что имеют большое вместилище для пищи, тупы, потому что

их чувства имеют тесное вместилище и соединенное с вместилищем для пищи,

так что чувства тяжелеют из-за избытка или недостатка пищи. Имеющие широкую

и хорошо расчлененную (мускулистую) грудь - сильны душой; это соотносится с

мужественным типом. У кого широкая, мясистая и хорошо расчлененная верхняя

часть спины, те сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого

она слабая, худая и плохо расчлененная - слабы душой; соотносится с

женственным типом. У кого верхняя часть спины слишком сутулая и плечи

сведены к груди - злонравные (скрытные и коварные); это восходит к

соответствующей черте, потому что то, что должно было быть видным спереди,

исчезает. У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером

(“рохли”) и бестолковы; это соотносится с лошадьми.

Для благороднорожденного надлежит иметь и не слишком сутулую и не

(слишком) вогнутую верхнюю часть спины, но - среднее состояние.

(о плечах и шее)

У кого область возле плеч и сами плечи хорошо расчленены - сильны

душой; это соотносится с мужественным типом. Те, кто имеет слабые, плохо

расчлененные плечи, - слабы душой; соотносится с женственным типом. У кого

развернутые плечи - благородны душой; это восходит к наблюдаемому, потому

что этой наблюдаемой форме соответствует благородство. У кого плечи

связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит к соответствующей

черте. У кого подвижная область у ключиц - восприимчивы: когда эта область

подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в области

ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение чувств

затруднено.

У кого плотная и полная шея - бесстрашны; это соотносится с

бесстрашными быками. У кого шея большая, не слишком толстая - велики душой;

это соотносится со львами. У кого она худая, длинная, те - робкие; это

соотносится с оленями. У кого шея слишком короткая - коварны; это

соотносится с волками. У кого на шее и висках раздутые вены - очень

гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное

происходит у раздраженных.

(о губах)

У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так что у верхней губы

образуется складка и наступает на нижнюю когда губы сдвинуты, - такие

велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно видеть и у

больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков вздернуты

кверху - те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы толстые

и верхняя губа выступает над нижней - тупые; это соотносится с ослами и

обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются - бранчливые; это

соотносится с собаками.

(о носе)

У кого края ноздрей толстые - добродушны; это соотносится с волом. У

кого края ноздрей тонкие - очень горячи по характеру; это соотносится с

собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые - велики душой; это можно

сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны

птицам. У кого конец носа толстый - те тупые; это соотносится со свиньей. У

кого горбатый нос начинается сразу от лба - те бестыжи; это соотносится с

воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, - велики душой;

это соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос соединяется со

лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, - похотливы; это

соотносится с петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос - похотливы; это

соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые - гневливы; это восходит к

состоянию, вызываемому гневом.

(о лице)

У кого лицо мясистое - добродушны; это соотносится с волом. У кого

лицо сухое - осторожны, у кого мясистое - робки; это соотносится с ослами и

оленями. У кого маленькое лицо - малодушны; это соотносится с кошкой и

обезьяной. У кого лицо широкое - ленивы; это соотносится с ослами и волами.

Поэтому лицо должно быть и не маленьким и не большим; прилично, когда оно

среднее. У кого лицо ничтожное - неблагородны; это восходит к

соответствующей черте. Имеющие нахмуренное лицо - угрюмы; это восходит к

соответствующему состоянию, так как угрюмые морщат лоб. У кого румянец на

лице - стыдливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у

пристыженных розовеет лицо. У кого розовеют щеки - пьяницы; это восходит к

соответствующему состоянию, так как у опьяненных краснеют щеки.

(о глазах)

Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки - пьяницы; это восходит к

соответствующему состоянию, так как у много выпивших под глазами как бы

мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот признак восходит к

соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз как бы

припухлость. У кого глаза маленькие - малодушны; это восходит к

соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с

волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень

большие и не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, - злы; это

соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные - глупы; это восходит к

соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные

и не впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка

впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые -

смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это

восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза.

(о лбе)

У кого лоб маленький - глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб

слишком большой - вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это

соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба - чуткие,

проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный

квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие

нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие

разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у

собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку

нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть,

то подходящим будет среднее состояние.

(о голове)

Имеющие большую голову - чувствительны; это соотносится с собаками. У

кого маленькая голова - те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У

кого голова сужается кверху - бестыжие; это соотносится с птицами, имеющими

кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие - ослам;

можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши.

(о цвете кожи)

Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком

белолицые (буквально “белые”) тоже робки; это соотносится с женщинами.

Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть

средним.

(о цвете волос)

Желтоволосые (буквально “желтые”) смелы; это соотносится со львами.

Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и имеющие

неравномерную окраску - робкие; это восходит к состоянию, вызываемому

страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, - холодны, а холодное замедлено в

движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, - вялые. Красные

быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие

склонны бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают

пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на

груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему

состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди.

(о цвете глаз)

У кого краснеют глаза - вспыльчивы; это восходит к соответствующему

состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза

черные - робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза

не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого

глаза светло-голубые или белесые - робки; известно, что белесый цвет

обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие - смелы; это

соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные;

сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками. У

кого глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к

соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми,

неравномерной окраски. У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с

петухами и воронами.

(о волосяном покрове)

У кого волосатая голень - похотлив; это соотносится с козами. У кого

на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело

до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот.

У кого совершенно безволосая грудь - бестыжи; это соотносится с женщинами.

Поэтому она должна быть и не слишком волосата и не слишком безволоса:

среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те (тоже) не

доводят дело до конца; это соотносится с птицами. У кого сзади волосатая

шея - благородны; это соотносится со львами. У кого редкая борода - имеют

ровный характер; это соотносится с собаками. У кого сросшиеся брови -

угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У кого брови

опущены книзу у носа и приподняты кверху и висков - простоваты; это

соотносится со свиньями.

(о волосах на голове)

У кого волосы на голове торчат - робкие; это восходит к

соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся. У кого

волосы слишком кудрявые - робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и

стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о

превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это

можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и

назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы

головы выходят на лоб - неблагородны; это восходит к соответствующему

состоянию, так как это явление свойственно рабам.

(о голосе)

Кто говорит низким голосом - нахальны; это соотносится с ослами. Те,

кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, - недовольные

и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует

такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, -

извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей

черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом, сравнивается с

сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто говорит

слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто говорит

высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами.

(о ходьбе)

Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но

исполнителен, так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный -

нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и

неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность.

Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен, так как

быстрое деятельно, а широта шага обозначает неисполнительность. Ходящий

быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен.

(о телодвижениях)

Что касается движений кисти, локтя и руки, они восходят к тому же

самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех

короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным

движением - велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая

ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами.

Согбенные телом и поношенные по своей наружности - льстецы; это восходит к

соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы -

извращенные; это восходит к соответствующей черте.

(о движениях глазами и взгляде)

У кого резкие движения глаз - вороваты; это соотносится с ястребами.

Мигающие робки, ибо начинают глазами обращаться в бегство. У кого

закатывающиеся глаза - изнеженны; также те, у кого одно веко выступает до

середины глаза, и те, кто поднимает глаза (зрачки) к верхним векам и томно

смотрит, и кто смотрит прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и

рассеянно; это восходит к соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно

движет глазами, как бы затрудненным движением, причем наперед выступает

белок, те задумчивы. Если же душа при этом у них слишком погружается в

какую-нибудь мысль, то движение глаза прекращается.

(о росте)

Маленькие остры; поскольку движения крови занимают небольшое место, то

движения очень быстро достигают седалища ума. Слишком крупные медлительны:

поскольку движения крови распространяются на большое пространство, движения

медленно достигают седалища ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет

такой, какой бывает от теплоты в теле, - ничего не доводят до конца: так

как движения (в данном случае) завершаются на малом пространстве и из-за

теплоты они быстры, мысль не останавливается на одном, но все время

переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного. Те с крупным

ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода,

ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на большом

пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища

ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода,

доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом

пространстве, это уравновешивает затруднение движения от (низкой)

температуры, позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте

сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты завершают дело и

восприимчивы, потому что величину тела компенсирует также и теплота цвета,

вследствие чего достигается соразмерность для завершения дела.

Таким образом, о том, какие из чрезмерно больших или низкорослых людей

оказываются способными доводить дело до завершения и какие - неспособны, об

это сказано. (Человеческая) же природа, которая стоит в среднем положении к

ним, наиболее способна к восприятиям и к довершению всего того, за что она

берется. В самом деле, движения, не расходящиеся на большое пространство,

легче достигают ума; в то же время, будучи такими, они нисколько не выходят

из своих пределов; таким образом, умеренному размеру надлежит быть

совершеннейшим для завершения всего постановленного и способнейшим для

восприятия.

Несоразмерные способны на все (то есть злы, коварны); это восходит к

соответствующему состоянию и к женскому типу. Если же несоразмерные

коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны. Отношение соразмерности

надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным задаткам, а не к

мужественному типу, как мы его определили вначале.

Хорошо было бы все признаки, о которых мы говорили, возводить к

соответствующей черте и к мужскому и к женскому типу; разделение между ними

есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее и мужественнее женщины

и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни обнаруживают

предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом обнаруживают его те

признаки, которые встречаются в главных частях (тела). Главная часть (тела)

- это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и плечи; затем

голени ноги. Живот в этом смысле - слабейшее место. Вообще говоря, главные

признаки мы имеем в тех местах, в которых чаще всего наблюдаются

соответствия душевной деятельности.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты