Формы (устройство) (государства [Курсовая])
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Теории государства и права
”Форма(устройство) государства”
студента 1-го курса МГЮА
заочного факультета группа№16
Покидько Андрей Владиславович
План.
1. Форма государства
2. Формы правления
2.1 Монархия
2.2 Республика
3. Формы государственного устройства
3.1 Унитарное
3.2 Федеративное
3.3 Конфедеративное
4. Формы политического режима
4.1 Деспотический
4.2 Тоталитарный
4.3 Фашистский
4.4 Авторитарный
4.5 Демократический
5. Причины и особенности изменения форм государственного
и политического режима
Форма государства
Типология государств тесно связана с понятием формы государства.
Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе
анализа его организационного устройства, методов осуществления
государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной
стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться
различные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с
другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода
определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной
жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими
словами, категория формы государства непосредственно зависит от его
содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень
народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений,
национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными организациями (партиями,
профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - такое строение государства, в котором проявляются
его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе
организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления
государственной власти, территориальную организацию населения.
Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме
государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления,форму
национально-государственного и административно-территориального устройства,
политический режим.
При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит,
осуществляет государственную власть в государственно устроенном обществе,
как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные
структуры.
Форма устройства раскрывает способы объединения населения на
определенной территории,связь этого населения через различные
территориальные и политические образования с государством в целом, а
политический режим характеризует способ осуществления государственной
власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство выполняет
свое социальное назначение.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности,
характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются
новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем
форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки,
что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм
организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так,
Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию,
деспотию, - взяв в основу классификации способы образования органов
государства.
На протяжении столетий Августин,Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо,
Радищев и др. пытались обобщить и систематизировать знания о формах
правления, причинах их возникновения и развитии.
Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом
государства, классовой структурой, экономическим базисом и т.д. При этом за
рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму
правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное
сознание и т.д.
2. Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов
государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции
между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и какого их
строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими
государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государ-
ственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются
на :
- монархические ( единоличные, наследственные)
- республиканские ( коллегиальные, выборные)
2.1 Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть
осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она
впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в
которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или
соседских общин, руководители храмов и т.п.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно
простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая
появилась 4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия
обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции
государственного управления ( организация совместных работ, ведение войн и
оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.)
Основными признаками классической монархической формы управления
являются :
- существование единоличного главы государства, пользую-щегося
своей властью пожизненно (царь, король, импера тор, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной
власти;
- представительство государства монарха по своему усмо-
трению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При
феодализме она стала основной формой государственного правления. В
буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном
формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на :
- абсолютистскую
- ограниченную
- конституционную
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо
государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных
отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых
феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии
относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных
учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его
непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и
развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а
чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление,
хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими
странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых
странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к
интересам нового господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой
монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (
представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”)
в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его
деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления,
при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.
Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения
в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания,
Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками
:
- правительство формируется из представителей опреде-ленной
партии (или партий), получивших большинство
голосов на выборах в парламент;
- лидерр партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест,
становится главой государства;
- в законодательной , исполнительной и судебной сферах
власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и фор- мально
подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не
перед монархом, а перед парламентом.