Франческо Петрарка

Франческо Петрарка

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми

силами стараюсь стать одним из немногих.

Франческо Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304

года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии

нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо

было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский

двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.

Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями

Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле

да Прато. Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама

собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал,

казалось мне грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения

Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям

которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние

авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда

же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где

посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни

Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю

жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор

достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои

первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки

любви», но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей

Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был

не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается

родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к

кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное

общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни

современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об

этом так: «Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно

великими мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель

говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом

прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке

Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества.

Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340

года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта:

первое поступило от Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка,

поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был

увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла

жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене

и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла

стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни

Боккаччо

(известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с

официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда

были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него

университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять

это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию,

он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV

от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от

дел, уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу,

следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан

хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и

поселился.

В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета

Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план

устроения публичной библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не

было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с

ним». В своем завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской

республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки,

устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей

судьбе он говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю

свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым,

его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче

пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие

ставила завидующая моим трудам фортуна».

Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или

молящимся, или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в

Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь

одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и

гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных

сочинений: комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен,

героическая поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники

сонетов «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и

неоконченная поэма «Триумфы».

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и

гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений

мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих

европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим

разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не

всегда четкое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и

вдохновении для них.

Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его «Канцоньере»

надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода

непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших

последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором

классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и

литературе, то, начиная с 1501 года, когда стараниями типографщика Альдо

Мануцио Ватиканский кодекс «Канцоньере» был предан широкой гласности,

началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области

эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии.

Свидетельством тому – творчество таких известных поэтов, как Гонгора (в

Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в Англии), Кохановский (в

Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и

попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к

познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского

призвания поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в

глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть

любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре,

главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих

«Канцоньере». Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество

ученых произведений. Лаура - фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это

часто бывает в настоящей поэзии, романтическая и стремительная, концу

жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о

любви райской, идеальной.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой

(особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле,

однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом

связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило

Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе,

стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она

вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем

«Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед

смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский

поэт Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так

называемого итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел

один из самых его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I

канцоны, названной им «Вечер». Огромнейшая заслуга в ознакомлении с

творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная

заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных

русских литераторов подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии

основательнейших филологических и историко-культурных познаний, оставаясь

при этом изрядным стихотворцем.

Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие

философии и литературы в целом, прежде всего – как основоположник

истинного гуманизма, который, возможно, и оказался тем, что привлекало

последователей и подражателей Петрарки в его творчестве.

Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, -

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Мысли и изречения Франческо Петрарки

V Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.

V Личное присутствие вредит славе.

V У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть

раз в жизни видел автора.

V Любовь великолепно умеет побеждать.

V Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать

помощь слабым.

V Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает

искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.

V Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда

верилось в настоящее и ближайшее будущее.

V Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной

погоды.

V Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет

укрытия, нет умолчания.

V Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.

V Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким,

каким должен стать.

V Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.

V Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка

последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам жизни.

V Многословие спорщика обычно сродни гневу.

V Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда

вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.

V Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее

утешит другого, чем себя.

V Всякий век должен довольствоваться своими талантами.

V Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось

родиться позже, когда его состояние будет хуже.

V Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и

с трудом отрываемся от них.

V Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для

него, как птица для полета и рыба для плавания.

Список литературы:

1. П. С. Таранов. «Анатомия мудрости: 120 философов». 1997 г.,

издательство «Таврия», г. Симферополь.

2. П. С. Таранов. «Эмоции ума». 1997 г., издательство «Реноме», г.

Симферополь

3. Большая Советская энциклопедия



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты