Фромм Э. Искусство любить, главы 1,3
Фромм Э. «Искусство любить», главы 1,3.
Глава 1. Любовь – искусство?
В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о
любви как об исключительной способности человека, которая дается не
так легко, как это кажется сначала.
Часто люди подменяют понятия «любить» и «быть любимым» и
стремятся решить для себя вопрос как сделать, чтобы их любили.
Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Женщины тщательно следят
за своей внешностью, мужчины добиваются власти и денег.
Для многих любовь сама по себе не представляет большой
сложности, и основная проблема сводится к поиску объекта любви. То
есть человека, чьи моральные и физические качества будут
соответствовать существующему «привлекательному» образу, заданному
временем. Причем немаловажное значение имеет и вероятность ответного
интереса со стороны данного объекта. Т.е., «влюбляются друг в друга
тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из
имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной
ценности».
Любовь – это искусство. И, как и всякое другое искусство, оно
предполагает обучение или овладение. Процесс овладения включает в
себя две части: теорию и практику. При изучении необходима полная
отдача человека этому искусству.
Глава 3. Любовь и ее разложение в современном западном
обществе.
Любовь в современном западном обществе - довольно редкое
явление. Ее стали заменять различные формы псевдолюбви. Психиатры
рассматривают их как неврозы. Наиболее часто встречающиеся формы
псевдолюбви – следующие.
1. Человек в современном мире пытается в любви найти спасенье
от одиночества. И, таким образом, двое любящих людей объединяются
против окружающего мира, образуя «команду». В таких случаях любовь и
близость являются лишь видимостью. Это эгоизм вдвоем - одна из
патологий форм любви.
2. Один или оба любящих людей привязаны к образу одного из
родителей и, уже, будучи взрослыми, они переносят на своего партнера
те чувства, страхи, надежды, которые они питали к отцу или матери.
3. Невротическое расстройство, основанное на ситуации, когда
родители равнодушны друг к другу, еще более сложно. Близкие ребенку
люди поддерживают спокойную атмосферу в доме, стараясь не ссориться,
и маленький человек ощущает недосказанность, которая и исключает
близкие доверительные отношения с родителями.
4. Существует и такая псевдолюбовь, которую многие
воспринимают как «великую». Это любовь идолопоклонническая. Она
зарождается, когда незрелая личность, не осознавая своей
индивидуальности, создает из любимого человека кумира, боготворит
его, растворяется в нем. Но часто кумир не выдерживает на своем
пьедестале долго, что приводит любящего его человека к
разочарованиям и поиску нового кумира. Нередко обе стороны видят
друг в друге «божество», и тогда их любовь представляет собой
страсть вдвоем.
Сущность «сентиментальной любви» состоит в отсутствии реальных
отношений с конкретным человеком, перенесение переживаний в мир
фантазий. Это переживание в мечтах, при прочтении любовного романа
или просмотре фильма о любви. В реальности же люди не способны
преодолеть отчуждение.
Смещение любви во времени – одна из разновидностей
сентиментальной любви, когда пара наслаждается воспоминаниями о
прошлом (знакомство, первое свидание и т.п.) или мечтает о будущем,
подменяя этим действительность.
5. Использование проективных механизмов более тяжелая форма
невротической любви. Человек, пытаясь переделать, откорректировать
партнера, отвлекается от своих проблем и недостатков. Он
предпочитает «ломать» партнера, нежели развивать свою личность.
Проецирование собственных желаний на детей также тяжело сказывается
и на детях, и на родителях.
Необходимо отметить, что любовь не должна непременно исключать
конфликты. Настоящие конфликты не оказывают на любовь пагубного
воздействия. Они вносят ясность в отношения, что способствует
укреплению взаимопонимания и близости.
Любовь возможна лишь, если каждый из двоих живет в гармонии с
самим собой. Лишь в этом случае пара составляет единое целое, союз
двух самодостаточных личностей.