Фундаментальная онтология М. Хайдеггера
Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.
Университет Наяновой
Кафедра философии
Самара 1998
Работа выполнена
студенткой 14 класса
Светлой Татьяной Игоревной
Оценка: отлично
Содержание
Введение.
Часть первая.
Проблема смысла бытия. Аналитика Dasein.
Часть вторая.
Подлинный и неподлинный способ человеческого существования.
Часть третья.
Онтология Ничто.
Заключение.
Список источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии,
проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные
философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них
падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою
специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер
мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.
Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной групыы
людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, т.е.
преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски
своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность
окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью
бытия, “пастухом бытия”, которому завещана весть о бытии, являющаяся
основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого
существования.
За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое
–мышление, мир идей, Бога, материя и т.д. Понимание бытия, прикосновение к
нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из
бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его
самого бытием.
Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек
с бытием, что есть самобытность человека? – эти вопросы занимают важнейшее
место в онтологической проблематике философов ХХ века. Возможны ли вообще
рациональные и однозначные ответы на вопросы: в чем заключается
человечность человека, то есть его бытие, в чем причина появления массового
человека, для которого гуманные ценности и идеалы – пустой звук.
Назначение нижеследующей работы в попытке разобраться с этими и многими
другими вопросами, опираясь на философские труды немецкого философа ХХ века
М.Хайдеггера. Произведения великого философа, имевшие огромный успех при
его жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность,
на мой взгляд, являются одними из знатичельнейших в истории философии. Под
влиянием Хайдеггера формировалось мышление Ж.-П. Сартра, Гадамера, отчасти
– А. Камю и Х. Ортеги-и-Гассета, а также ряда менее известных философов
Германии и за её пределами. Книги Хайдеггера имеют вид произведений
вневременного характера. Тщательный текстологический анализ его текстов
позволяет выявить ту специфическую духовную традицию, на которую он
опирается: это прежде всего Гуссерль, Ницше, Дильтей и Зиммель, далее –
Кьеркегор, Новалис и Гёльдерлин, и, наконец, - молодой Лютер, Таулер и
Экхарт. Очарование хайдеггеровской мысли огромно. Человек, однажды попавший
в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая участь постигла в
Германии многих. Уже в конце 20-х здесь появился неологизм
"хайдеггерствовать", то есть говорить языком лекций и семинаров Хайдеггера.
Суггестивная сила этого человека оказалась столь значительной, что
подчиняла себе и людей, никогда Хайдеггера не слышавших: по прочтении его
работ пробуждалось непреодолимое желание мыслить в русле Хайдеггера. И его
словами.
Его творчество, в корне изменившее направление европейской мысли до сих
пор не осмыслено. Оно ,,есть берегущий самое себя горный массив, одолеть
который мы ещё не в состоянии. Но мы, конечно, можем немного пройти по той
или иной тропе и при этом углядеть много непривычного и волнующего – однако
всё это очень далеко от скалолазанья или альпинизма”1. Стремление понять
мысль Хайдеггера требует постоянного усилия. Можно сказать даже, что сама
мысль существует только пока это усилие есть, и пока оно есть, можно
надеяться, что хайдеггеровская мысль может быть сформулирована, удержана и
понята.
Проблема смысла бытия
Аналитика Dasein
С момента публикации работы ,,Бытие и время”[1], принесшей ему широкую
известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал
повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия.
Фундаментальная онтология, согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о
бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность
новой постановки вопроса о бытии, потому что старое понимание бытия со
времён Платона превратилось в догму[2]. Более того, последущая работа
философской мысли привела фактически к упразднению вопроса о бытии.
Постепенно господствующим стало мнение, что вопрос о бытии вообще излишен,
ибо: 1.бытие – самое общее понятие, которое охватывает всё сущее. Но
всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по
отношению к которым бытие трансцендентно. 2.понятию бытия нельзя дать
определение. Но неопределимость бытия, напротив, понуждает к вопросу о его
смысле. 3.бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но ведь
именно самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким
образом, став физикой, метафизика забыла о быти, более того, забыла о самом
забвении.
Понимание бытия всегда существует, но оно остаётся смутным. В
хайдеггеровском определении бытия определённым оказывается лишь
отграничение его от предметного, эмпирического мира, мира сущего. Всё
остальное – достаточно зыбко и неопределённо. Вопрос в том, как поставить
вопрос о бытии. ,,Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной
прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие,
понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить
возможность определённого сущего в качестве образца и указать подлинный
путь доступа к нему”. Сущим мы называем очень многое. Тогда возникает
вопрос о том, с какого же сущего следует считывать смысл бытия. К бытию
необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно
раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е.
нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.
Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая)
онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в
существо онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое начало
хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего
- открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, т.е. то, что говорит само за
себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-
феномен: этот вопрос задаёт не онтолог, а некое сущее самим своим
существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь
идёт о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно
онто-логично, - т.е. устроено так, что находясь среди сущего, от-носится,
вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла –
именно это интересует Хайдеггера.
Неэффективность традиционного вопроса о бытии преодолевается
Хайдеггером анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее,
бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии
ставится отчётливо, развёртывается в своей совершенной прозрачности, то,
согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного
сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного
познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и
одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами,
вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность
спрашивания, Хайдеггер обозначает термином Dasein[3]. Хайдеггер выбирает
термин ,,Dasein” и одновременно отказывается от традиционного содержания -
,,существование” у Канта, ,,наличное бытие” у Гегеля - так как для него нет
единого понятия существования. Если у Гегеля понятие Dasein имеет самый
низкий онтологический статус и выступает как своего рода категориальное
клеймо, которым абсолютный дух помечает ограниченность и абстрактность
любых достоверностей индивидуального опыта, то Хайдеггер тем же словом
обозначает независимую от абсолютов целостность этого опыта: всю
реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный,
незаместимый в своей самобытности индивид.
Сущее, вопрошающее о бытии – Dasein – должно быть определено в своём
бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее.
Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в
своём бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия. ,,Не
“круг в доказательстве” лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная
”назад- или вперёд-отнесённость” спрошенного (бытия) к спрашиванию как
бытийному модусу сущего”[4]. Dasein выделяется из другого сущего, т.е.
выделяется онтически, поскольку ,,для этого сущего в его бытии речь идёт о
самом этом бытии”. ,,Понятность бытия,- подчеркивает Хайдеггер,- сама есть
бытийная определённость присутствия. Онтическое отличие присутствия в том,
что оно существует онтологично”[5],-т.е. устроено так, что, находясь среди
сущего, от-носится, вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной
целостности его смысла. Онтически-онтологический круг Хайдеггер замыкает на
Dasein: онтология обосновывается через аналитику Dasein, т.е. через
описание существенных черт человеческого способа существования, через
онтическую укорененность человека в мире; однако все онтическое в Dasein,
всё, что связывает его с другим сущим – всё эмпирическое, психологическое,
практически-деятельное, - должно получить онтологическое прояснение, т.е.
прояснение из бытия.
Сущность Dasein определяется экзистенцией, важнейшим конституирующим