неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих
пор тысячи людей.
На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия
приходится такое количество взрывчатых веществ, что их
тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 т. Если бы у людей было
столько продовольствия, сколько всех видов оружия и взрывчатых веществ
существует на планете!.. Этим оружием можно многие десятки раз
уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные»
средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и
человечеству, и природе. К тому же следует иметь в виду, что
технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего
уничтожения мирного населения. Соотношение между количеством погибших
мирных жителей и погибших военных:
Первая мировая война - в 20 раз меньше
Вторая мировая война - одинаково
Война в Корее (1950-1953 гг.) - в 5 раз больше
Вьетнамская война (1964-1968 гг.) - в 20 раз больше.
Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже локальная
война с применением самых современных средств ее ведения?
Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по
крайней мере к 100 – кратному превышению количества жертв среди мирного
населения по сравнению с числом погибших военных.
Отсталость
Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем
современности заключается в том, как преодолеть отсталость в развитии
большей части человечества.
Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех
глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к
настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно
найти разумный, реальный выход из критического положения. Начнем с
демографической характеристики развивающихся стран.
Динамика населения по ремонтам в ХХ и начале ХХI века (в млн.
человек)
Регион 1900 1950 1975 2000 2025
Весь мир 1656 2513 4033 6199 9065
Россия,СССР 130 180 254 312 368
Восточная 950 706 1263 2205 3651
Азия
Южная Азия 950 706 1255 2205 3651
Латинская
Америка 64 164 323 608 961
Северная
Америка 81 166 236 290 332
Африка 130 219 406 828 1479
Европа 295 392 474 520 580
Австралия и
Океания 13 21 30 40
Таблица показывает, как неравномерно растет население. Его прирост в
развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Так,
за 1975 – 2000гг. из 2,2 миллиарда прироста населения около 90%, т.е. 2
миллиарда, приходится на развивающиеся страны.
Увеличение населения с 1970 по 2000 год (в %)
Европа 16,1 Северная Америка 30,2
Азия 76,1 Латинская Америка 89,3
Африка 140,4
Доля населения развивающихся стран
В общей численности населения планеты
1950 год 2/3 1975 год 3/4
2000 год 4/5 (прогноз) середина XXI 9/10 (прогноз)
Эти цифры очень тревожны!
Они свидетельствуют о явно неблагополучном положении дел в современном
мире. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют
нормальных условий жизни.
Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства
развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация
в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а
урожайность зерновых в 2 раза ниже чем в развитых странах.
Остра и жилищная проблема: ѕ населения развивающихся стран живут
фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах,
1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд.
людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От
недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-
40 миллионов.
Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость?
Причин на это несколько.
V Прежде всего следует иметь в виду, что это – аграрные страны. На их долю
приходится свыше 90% сельского населения мира, но как это ни
парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост
населения в них превышает прирост производства продовольствия.
V Другая причина необходимость осваивать новые технологии, развивать
промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако
она деформирует экономику этих стран.
V Еще одна причина отставания развивающихся стран – использование
традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание
древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой
эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда
в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.
V Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых и
такая причина, как полная зависимость от мирового рынка и его
конъюнктуры. Мы уже приводили примеры с продовольствием, но то же самое
можно сказать и о нефти. Даже несмотря на то что некоторые из этих стран
обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью
контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать
ситуацию в свою пользу.
V Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит
препятствием на пути преодоления их отсталости.
V Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды
общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без
овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое
внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие
педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в
условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.
Все большое число людей в мире осознает, что проблемы развивающихся
государств, стремительно выходит на авансцену истории.
Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только
их самих. И дело не просто в нашем сострадании, в невозможности не
сопереживать их тяготы, в трудности смириться с вопиющей социальной
несправедливостью.
Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе
и самим развитым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном
определяет судьбу человечества.
Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким
уровнем экономического развития, постоянно создает опасность
возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в
условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности
совершенного оружия они могут иметь любые, в том числе и трагические
последствия для других стран и даже для всего человечества.
Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой
неконтролируемый рост населения.
Однако для того, чтобы покончить с отсталостью, необходимо совершить
невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире:
1. Установить новый мировой экономический порядок;
2. Устранить все формы неравноправия народов мира;
3. Утвердить такую систему общественных отношений между странами и в
пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные возможности для
решения глобальных проблем.
Другого пути у человечества нет!
Либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры
будут служить всем людям.
Либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.
Новое политическое мышление – это веление времени. Оно должно
проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы
равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии
цивилизации.
- Захотят ли люди искать решения этих нелегких проблем сообща ( в диспутах,
на конференциях, за столом переговоров)?
- В какой мере им удастся избежать деструктивных действий и направить все
материальные и духовные ресурсы на развитие цивилизации?
- Наконец, как они воспользуются жизнью и разумом?
Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно
решать.
Каждый последующий шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно
уметь прислушаться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. И тогда она
подскажет правильное направление мысли и действия, убережет от догм и
беспочвенных новаций.
Глобальные проблемы –
вызов человеческому разуму
Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем
преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком
сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.
История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного
количества видов животных и растений, которая происходит в результате того,
что возникает несоответствие между выработанными организмами формами
приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разума
ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь
рептилий.
И сегодня ,полагал И.С. Шкваловский, мы являемся свидетелями того,
как человечество неминуемо идет к своему концу.
Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же
чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра?
И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей
скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды?
Гибель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что
привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготовка к ядерной
войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т.д.
Мы не можем игнорировать сегодня так тревожащую нас возможности
самоуничтожения человечества.
Видимо не существует фатальной неизбежной ни перехода человечества в
царство гармонии, как утверждал В.И. Вернадский, ни его гибели от
собственного разума, как считал Шкваловский.
Будущее открыто перед людьми. За него надо бороться, и оно во многом
зависит от нас самих.
Судьба биосферы Земли в большей степени зависит от деятельности
людей.
Старость человека является естественным завершением его жизни. Но
нередко люди уходят из жизни молодыми и иной раз даже по собственной воле.
История дает нам немало примеров гибели не только целых народов, но и
цивилизаций.
Конечно, никаких независимых от опыта гарантий, что человечество не
погубит и себя и природу, нет и быть не может.
Вернадский один из первых обратил внимание на то, что деятельность
человечества в наше время стало геологической силой, меняющей лик Земли.
Его концепции геологические последствия деятельности людей
представляет собой проявление закономерностей развития природы и независимы
от особенностей исторического процесса.
Но именно специфика развертывания истории, ее закономерности приводят
к тем или иным результатам воздействия человека на природу.
Человеческая деятельность, а так же ее продукты сегодня, как никогда,
насыщаются научными познаниями, разумом.
Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение
атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов,
техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости
компьютеризация всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении
проблем, стоящих перед современным обществом.
Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование
компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на
принципиально новый уровень в развитии цивилизации.
Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности.
Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления,
образования, здравоохранения, спорт – все в современном обществе опирается
на достижения науки.
Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и
отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм,
интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все
возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для
человечества проблемы.
Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни,
возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще
распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики;
увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд
человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с
использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и
атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами
несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за
химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются
межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.
Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и
счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги
за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!
Страницы: 1, 2