Гоббс
Гоббс
Содержание работы:
Введение. 3
1. Почему возникает государство? 3
1.1. Естественное состояние и естественные законы. 3
1.2. Общественный договор. 7
2. Государство: сущность, механизм, функции. 8
2.1. Права и обязанности суверена. 8
2.2. Государственные служащие. 12
2.3. Гражданские законы. 13
3. Что разрушает государство. 15
3.1. Что разрушает государство? 15
3.2. Монархия — лучшая форма правления. 18
Заключение. 20
Список литературы: 22
Введение.
Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества
и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда
пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не
сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и
философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали
идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих
ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но всё-
таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху
научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже самые
утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.
Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят лет тоталитаризма,
может в конце XX века снова вернуться к этому строю. И поэтому очень важно
рассмотреть основы идеального тоталитарного государства в трудах философов
и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являются образцом представления о
тоталитарном государстве, его законах, государственных служащих, правах и
обязанностях суверена и гражданина. Но надо отдать должное, что Томас Гоббс
использовал в своих работах идею общественного договора.
1. Почему возникает государство?
1.1. Естественное состояние и естественные законы.
Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмотреть, можно
сформулировать следующим образом — Как возникает государство? Каковы
причины его возникновения?
Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим образом. В силу своих
естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному
удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никаких
правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без ограничения
имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние, которое Гоббс
называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право на
все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно
столкнутся с такими же правами другого. Возникают насилие и притеснение
одних другими — это, и есть «война всех против всех». Каждый стремится
уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом состоянии homo
homini lupus est — человек человеку волк. В этом состоянии преобладают:
. эгоизм;
. жажда власти и наживы;
. вражда по отношению друг к другу.
Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди
—существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом, как,
например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Дело в
том, что:
. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета,
следовательно, возникает зависть и ненависть;
. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого
индивидуума. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении
себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над
остальными;
. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, об ошибках в
управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые
считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный строй,
внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;
. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей —
соглашением. Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и
длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и
направляющая их к общему благу.
В такой ситуации человек рискует потерять главное благо — собственную
жизнь. Само существование человечества оказывается под угрозой.
Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишь для
того, чтобы убедить людей в необходимости установления и безусловного
подчинения государственной власти. Так как существование человека всегда
связано с какими-либо неудобствами, но даже самые большие притеснения,
которые может принести государственная власть, есть ничто в сравнении с тем
хаосом, который царит в естественном состоянии.
Человек инстинктивно стремится к предотвращению постоянной борьбы, чтобы
сохранить жизнь. Инструментом осуществления этих стремлений является разум.
Возникают естественные законы, то есть найденные умом общие правила,
согласно которым человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни
и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он
считает наилучшим средством для сохранения жизни. Гоббс выделял несколько
таких законов:
Общее правило разума — всякий человек должен добиваться мира, если он может
его достигнуть, если же он его достигнуть не может, то он имеет право
использовать любые средства, дающие преимущества на войне.
1-я часть — Первый естественный закон — следует искать мира и следовать ему
— это естественный способ прекращения войны.
2-я часть — естественное право — право защищать себя всеми возможными
средствами. Этим самым Гоббс говорит, как достигнуть мира.
Второй естественный закон — в случае согласия на то других людей, человек
должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это
необходимо в интересах мира и самозащиты. И довольствоваться такой степенью
свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы от других людей
по отношению к себе.
Иными словами, quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — чего не хочешь
для себя, не делай другим.
Естественный закон — справедливость, а именно — люди должны выполнять
заключенные ими соглашения. Справедливость и зарождается лишь здесь на этой
основе. Но самих этих законов еще недостаточно для построения общества,
нужна власть, которая заставит их соблюдать, иначе они лишь слова, которые
не в силах гарантировать безопасность человека, и он защищает её сам —
война всех против всех.
1.2. Общественный договор.
Вот Гоббс и подошел к созданию государства. Итак, необходима общая власть,
держащая людей в страхе и направлена к общему благу. Такая власть может
быть установлена лишь одним путем, а именно путем сосредоточения всей
власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством
голосов могло бы свести все Воли граждан в единую волю. Без этого воли
различных людей противоположны. Они не помогают, а мешают друг другу и
сводят свои силы к нулю перед врагом, а без такого — ведут войну за свои
частные интересы. Это явно не способствует сохранению жизни каждого
отдельного человека.
Итак, такое сосредоточение власти — больше, чем согласие или единодушие —
это реальное единство, воплощенное в одном лице посредствам соглашения,
заключенного каждым человеком с каждым другим, таким образом, как если бы
каждый сказал другому: «Я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц
и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же
образом передать ему свое право и санкционируешь все его действия».
Множество людей, объединенных таким образом, — это и есть государство.
Государство — это есть единое лицо, ответственным за действия которого
сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей
с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как
сочтет необходимым для их мира и общей защиты.
Носитель этого лица — суверен — он обладает верховной властью. Остальные
люди — это подданные суверена.
2. Государство: сущность, механизм, функции.
2.1. Права и обязанности суверена.
Государство установлено, когда множество людей договаривается и заключает
соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира среди
них и защиты от других, каждый из них будет признавать как свои собственные
действия и суждения того человека или собрания людей, которому большинство
дает право представлять всех. Из этого вытекают все права и обязанности
того или тех, на кого соглашением нарда перенесена верховная власть и
подданных:
1. Подданные не могут изменять форму правления;
2. Верховная власть не может быть утеряна;
3. Никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против
установления суверена;
4. Подданные не могут осуждать действия суверена. Тот, кто уполномочен
другим, не может совершать неправомерного акта по отношению к тому, кем он
уполномочен;
5. Любой суверен ненаказуем подданными. Каждый подданный ответственен за
действия своего суверена, следовательно, наказывая суверена, он наказывает
другого за действия, совершенные им самим;
6. Суверен судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих
подданных. Право на цель дает право на средства для достижения поставленной
цели. Также он судья в отношении того, каким доктринам следует учить
подданных;
7. Право предписывать подданным правила, с помощью которых каждый хорошо
знает, что именно является его собственностью, что уже никто другой не
может, не нарушив справедливости, отнять её у него. Эти правила о
собственности, о добре и зле, закономерном и незакономерном — есть
гражданские законы;
8. Суверену также принадлежит судебная власть и право решать споры. Без
этого законы — пустой звук;
9. Право объявлять войну и заключать мир;
10. Право выбора всех советников и министров, как гражданских, так и
военных. Цель оправдывает средства её достижения.
Эти права неделимы, так как царство, разделенное в самом себе, не может
сохраниться. Не может быть никакого пожалования прав суверена без прямого
отречения от верховной власти. Власть и честь подданных исчезают в
присутствии верховной власти. Так как эта огромная сфера компетенции
неделима и неотделима от верховной власти. Верховная власть не столь
пагубна, как отсутствие её, и вред возникает тогда, когда большинство с
трудом подчиняется меньшинству.
Обязанности суверена. Обеспечение блага народа — из этого вытекают все
обязанности суверена:
. Посредствам просвещения и законов. Выполнение этой обязанности
Страницы: 1, 2