Государство Платона
Нижегородский Государственный Университет
им. Лобачевского.
КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ
Платон
8 глава
«ГОСУДАРСТВО»
Выполнил студент 1 курса
Финансового факультета
Гр. 1315
Емелин Пётр
Нижний Новгород
1999 г.
V Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны
быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком
государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:
жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать.
Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса
продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А
царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и
военном деле…
V У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.
Четыре вида извращённого государственного устройства.
V По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного
устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во времена
Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На
втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное
устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от
неё демократия. Прославленная тирания отлична от них всех – это
четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-
нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась
бы в каком—либо виде? Ведь наследственная власть и приобретаемая за
деньги царская власть, а также другие, подобные этим государственные
устройства занимают среди указанных устройств промежуточное положение.
Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что
наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же
видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.
Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного
устройства.
V Раз видов государств пять, то и у разумных людей должно быть пять
различных устройств души:
1. Человек, соответствующий правлению лучших – аристократическому – хороший
и справедливый.
2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно
принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и
тираническому.
Тимократический строй.
V Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном
«тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим
происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает
властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением.
Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не
сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет
следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней обитает,
- на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к завершению
цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных –
наоборот.
V 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и
серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели
души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг с
другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить
частную собственность на землю и дома, распределить их между собою, а
тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и
кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и
слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Такой
государственный строй нечто среднее между аристократией и олигархией.
V Защитники страны должны были воздерживаться от земледельческих работ,
ремёсел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в
телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всём подобном этот строй
будет подражать предшествовавшему.
V Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому
что там нет подобного рода простосердечных людей, а есть лишь люди
смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом,
а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны, чем для мира;
там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет
вечно воевать. Такого рода люди будут жадны до денег…они, как дикари,
почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища,
чтобы всё это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-
таки, как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на
женщин и на кого угодно других.
V В таком государственном строе зло полностью смешалось с добром.
V Одно только там бросается в глаза – соперничество и честолюбие, так как
там господствует яростный дух.
«Тимократический» человек.
V Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам,
однако, нисколько не владеет словом. С рабами, такой человек жесток,
хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями
послушен. По мнению такого человека, основанием власти должно быть не
умение говорить, а военные подвиги. В молодости такой человек с
презрением относится к деньгам, но чем старше он становится, тем больше
он их любит.
Олигархический строй.
V Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном цензе,
у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.
V Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим образом:
Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде
всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают
законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны.
Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней
шес продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель.
Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится
почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают
одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные
должности, а бедняк там не пользуется почётом.
V Установление имущественного ценза становится законом и нормой
олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок
ценз... Такого рода государственный строй держится применением
вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.
V Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два государства:
одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну
и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там
чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать всё
своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши,
продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его
сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником,
но тем, кого называют бедняком или неимущим.
V Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель, и
не подданный, а попросту расточитель готового.
V В таком государстве много преступников, которыми становятся по
необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным
строем.
V Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон,
который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок
заключать на свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы
таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол. Государство, в
котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с собой по
малейшему поводу.
«Олигархический» человек.
V Переход от тимократического склада к олигархическому происходит из-за
превращения любви к почестям в любовь к деньгам. Олигархический человек
бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду
лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто
не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет
направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он
чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь
самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие
вожделения как пустые.
V Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои дурные наклонности
не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому
что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за недостатка
воспитания появляются наклонности трутня – отчасти нищенские, отчасти
преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.
V Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная добродетель
душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.
V Причиноа перехода от олигархии к демократии в ненасытной погоне за
предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно
богаче.
V При олигархии правители, стоящие у власти, будучи богатыми, не хотят
ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать
и губить своё состояние; напротив правители будут скупать их имущество
или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать ещё богаче и
могущественнее.
V В таком государстве эти люди сидят без дела, но зато у них есть и жало, и
оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а
иных постигло и то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет
теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.
Демократический строй.
V Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда бедняки, одержав
победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а
остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных
должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по
жребию.
V В государстве появится полная свобода и откровенность и возможность
делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут очень
различны.
V В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в
управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и подчиняться,
если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать
подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если
какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь
управлять и судить, если это придёт тебе в голову.
V Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий
переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почёт,
лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.
«Демократический» человек.
V Он тоже будет усилием своей воли подавлять в себе те вожделения, что
ведут к расточительству, а не к наживе. Их можно назвать лишёнными
необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в ней не царит
необходимость.
V Те вожделения, от которых люди не в состоянии справится, можно было бы по
справедливости назвать необходимыми, а также и те, удовлетворение которых
приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим неизбежно уже по
самой нашей природе.
V Когда юноша, выросший, без должного воспитания и в обстановке
бережливости, вдруг отведает мёда трутней и попадёт в общество опасных и
лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения,
самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом перехода от
олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в день такие
люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной,
вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и
пользуются. Этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и
пёстр, как и его государство.
Три «части» демократического государства: трутни, богачи и народ.
V Платон мысленно делит демократическое государство на три части. Одну
часть составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и
вследствие своеволия, но не менее, чем при олигархическом строе. При
демократии чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней из
трутней произносят речи и действует, а остальные усаживаются поближе к
помосту, жужжат, и не допускают, чтобы кто-нибудь говорили иначе. Другую
часть составляют богачи – обычно богачей называют сотами трутней. С них-
то трутням всего удобней собрать побольше мёду. Третий разряд составляет
народ – те, что трудится своими руками, чужды делячества, да и имущества
у них немного, они всего многочисленнее и при демократическом строе всего
влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.
V Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного корня, то есть
как ставленник народа.
Тиранический строй.
V Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной
свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы «ни у кого и ни в
чем не было власти над ними». Все принудительное вызывает возмущение. Из
этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы
возникает величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к
одному и пренебрежение к остальному искажает демократический строй и
подготавливает нужду к тирании.
V Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих
добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и
подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в
частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в
конце концов неповиновение привьется даже животным.
V Отец привыкает уподобляться ребёнку и страшиться своих сыновей, а сын –
вести себя наподобии отца. При таком порядке вещей учитель боится
школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих
учителей и наставников…Вообще молодые начинают подражать взрослым и
состязаться с ними в рассуждениях и делах…
V Крайняя свобода для народа такого государства состоит в том, что
купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.
V Душа становится чувственной.
V Кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами писанными и
неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над ними
власти.
V Та же болезнь, что развилась в олигархии и её погубила, ещё больше и
сильнее развивается здесь из-за своеволия – и порабощает демократию.
V Чрезмерная свобода и для отдельного человека и для государства
оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством – так возникает
тирания.
«Тиранический» человек.
V Превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать
примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей,
мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать
стать волком.
V Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.
V Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом вернулся – назло
своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.
V Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии его свалить снова и
предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное
убийство.
V Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут
такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы
народный заступник был невредим.
V Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать своих
соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной
казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли.
После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки
своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство,
поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.
V В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы
ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так
притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из
своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно
вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в
предводителе.
V Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его
правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались
неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех
посредством войны.
V Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так
что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.
V Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не
очистит от них государство.
V Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех,
кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.
V Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.
V Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть
и избегать его.
V Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве,
пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он уменьшает обложение
населения налогами.
V Тиран – отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому,
общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице
«избегая дыма, угодишь в огонь», так и народ из подчинения свободным
людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную
свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство – рабство у рабов.