Государство Платона

Государство Платона

Нижегородский Государственный Университет

им. Лобачевского.

КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ

Платон

8 глава

«ГОСУДАРСТВО»

Выполнил студент 1 курса

Финансового факультета

Гр. 1315

Емелин Пётр

Нижний Новгород

1999 г.

V Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны

быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком

государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:

жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать.

Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса

продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А

царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и

военном деле…

V У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.

Четыре вида извращённого государственного устройства.

V По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного

устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во времена

Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На

втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное

устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от

неё демократия. Прославленная тирания отлична от них всех – это

четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-

нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась

бы в каком—либо виде? Ведь наследственная власть и приобретаемая за

деньги царская власть, а также другие, подобные этим государственные

устройства занимают среди указанных устройств промежуточное положение.

Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что

наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же

видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.

Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного

устройства.

V Раз видов государств пять, то и у разумных людей должно быть пять

различных устройств души:

1. Человек, соответствующий правлению лучших – аристократическому – хороший

и справедливый.

2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно

принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и

тираническому.

Тимократический строй.

V Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном

«тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим

происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает

властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением.

Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не

сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет

следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней обитает,

- на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к завершению

цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных –

наоборот.

V 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и

серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели

души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг с

другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить

частную собственность на землю и дома, распределить их между собою, а

тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и

кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и

слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Такой

государственный строй нечто среднее между аристократией и олигархией.

V Защитники страны должны были воздерживаться от земледельческих работ,

ремёсел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в

телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всём подобном этот строй

будет подражать предшествовавшему.

V Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому

что там нет подобного рода простосердечных людей, а есть лишь люди

смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом,

а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны, чем для мира;

там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет

вечно воевать. Такого рода люди будут жадны до денег…они, как дикари,

почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища,

чтобы всё это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-

таки, как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на

женщин и на кого угодно других.

V В таком государственном строе зло полностью смешалось с добром.

V Одно только там бросается в глаза – соперничество и честолюбие, так как

там господствует яростный дух.

«Тимократический» человек.

V Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам,

однако, нисколько не владеет словом. С рабами, такой человек жесток,

хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями

послушен. По мнению такого человека, основанием власти должно быть не

умение говорить, а военные подвиги. В молодости такой человек с

презрением относится к деньгам, но чем старше он становится, тем больше

он их любит.

Олигархический строй.

V Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном цензе,

у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.

V Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим образом:

Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде

всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают

законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны.

Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней

шес продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель.

Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится

почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают

одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные

должности, а бедняк там не пользуется почётом.

V Установление имущественного ценза становится законом и нормой

олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок

ценз... Такого рода государственный строй держится применением

вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.

V Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два государства:

одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну

и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там

чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать всё

своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши,

продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его

сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником,

но тем, кого называют бедняком или неимущим.

V Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель, и

не подданный, а попросту расточитель готового.

V В таком государстве много преступников, которыми становятся по

необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным

строем.

V Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон,

который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок

заключать на свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы

таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол. Государство, в

котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с собой по

малейшему поводу.

«Олигархический» человек.

V Переход от тимократического склада к олигархическому происходит из-за

превращения любви к почестям в любовь к деньгам. Олигархический человек

бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду

лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто

не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет

направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он

чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь

самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие

вожделения как пустые.

V Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои дурные наклонности

не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому

что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за недостатка

воспитания появляются наклонности трутня – отчасти нищенские, отчасти

преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.

V Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная добродетель

душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.

V Причиноа перехода от олигархии к демократии в ненасытной погоне за

предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно

богаче.

V При олигархии правители, стоящие у власти, будучи богатыми, не хотят

ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать

и губить своё состояние; напротив правители будут скупать их имущество

или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать ещё богаче и

могущественнее.

V В таком государстве эти люди сидят без дела, но зато у них есть и жало, и

оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а

иных постигло и то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет

теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.

Демократический строй.

V Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда бедняки, одержав

победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а

остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных

должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по

жребию.

V В государстве появится полная свобода и откровенность и возможность

делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут очень

различны.

V В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в

управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и подчиняться,

если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать

подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если

какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь

управлять и судить, если это придёт тебе в голову.

V Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий

переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почёт,

лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.

«Демократический» человек.

V Он тоже будет усилием своей воли подавлять в себе те вожделения, что

ведут к расточительству, а не к наживе. Их можно назвать лишёнными

необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в ней не царит

необходимость.

V Те вожделения, от которых люди не в состоянии справится, можно было бы по

справедливости назвать необходимыми, а также и те, удовлетворение которых

приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим неизбежно уже по

самой нашей природе.

V Когда юноша, выросший, без должного воспитания и в обстановке

бережливости, вдруг отведает мёда трутней и попадёт в общество опасных и

лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения,

самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом перехода от

олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в день такие

люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной,

вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и

пользуются. Этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и

пёстр, как и его государство.

Три «части» демократического государства: трутни, богачи и народ.

V Платон мысленно делит демократическое государство на три части. Одну

часть составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и

вследствие своеволия, но не менее, чем при олигархическом строе. При

демократии чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней из

трутней произносят речи и действует, а остальные усаживаются поближе к

помосту, жужжат, и не допускают, чтобы кто-нибудь говорили иначе. Другую

часть составляют богачи – обычно богачей называют сотами трутней. С них-

то трутням всего удобней собрать побольше мёду. Третий разряд составляет

народ – те, что трудится своими руками, чужды делячества, да и имущества

у них немного, они всего многочисленнее и при демократическом строе всего

влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.

V Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного корня, то есть

как ставленник народа.

Тиранический строй.

V Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной

свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы «ни у кого и ни в

чем не было власти над ними». Все принудительное вызывает возмущение. Из

этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы

возникает величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к

одному и пренебрежение к остальному искажает демократический строй и

подготавливает нужду к тирании.

V Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих

добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и

подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в

частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в

конце концов неповиновение привьется даже животным.

V Отец привыкает уподобляться ребёнку и страшиться своих сыновей, а сын –

вести себя наподобии отца. При таком порядке вещей учитель боится

школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих

учителей и наставников…Вообще молодые начинают подражать взрослым и

состязаться с ними в рассуждениях и делах…

V Крайняя свобода для народа такого государства состоит в том, что

купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.

V Душа становится чувственной.

V Кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами писанными и

неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над ними

власти.

V Та же болезнь, что развилась в олигархии и её погубила, ещё больше и

сильнее развивается здесь из-за своеволия – и порабощает демократию.

V Чрезмерная свобода и для отдельного человека и для государства

оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством – так возникает

тирания.

«Тиранический» человек.

V Превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать

примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей,

мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать

стать волком.

V Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.

V Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом вернулся – назло

своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.

V Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии его свалить снова и

предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное

убийство.

V Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут

такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы

народный заступник был невредим.

V Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать своих

соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной

казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли.

После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки

своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство,

поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.

V В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы

ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так

притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из

своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно

вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в

предводителе.

V Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его

правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались

неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех

посредством войны.

V Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так

что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.

V Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не

очистит от них государство.

V Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех,

кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.

V Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.

V Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть

и избегать его.

V Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве,

пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он уменьшает обложение

населения налогами.

V Тиран – отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому,

общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице

«избегая дыма, угодишь в огонь», так и народ из подчинения свободным

людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную

свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство – рабство у рабов.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты