Идея всеединства от Гераклита до Бахтина

обнаруживается и в лоне божественного бытия , а точнее , в

домостроительстве Второй Ипостаси ( как и во всей предшествующей традиции

, от Климента до Экхарта) : “ Бог через Сына Своего является всем и во

всем ” .

Философия Лейбница оставила в истории всеединства страничку небольшую

, но также отозвавшуюся поздней в русской мысли. Вполне очевидно , что

лейбницева монадология может рассматриваться как своеобразный вариант

метафизики всеединства ( хотя последнее и не фигурирует здесь в явном виде

) . Тварный мир - собрание монад . Монада же - “ множество в едином ” , “

множество в простой субстанции” , и притом “ каждая монада представляет всю

вселенную” , является “зеркалом вселенной” . Имеется тут и своя

конструктивная интуиция о способе осуществления такого quasi-всеединого

устроения : по Лейбницу , оно достигается за счет бесконечной делимости

вещей - “ каждая часть материи ...подразделена без конца , каждая часть на

части ... иначе не было бы возможно , чтобы всякая часть материи была бы в

состоянии выражать всю вселенную ... В наималейшей части материи существует

целый мир созданий , живых существ , животных .” Мы убедимся ниже, что

подобные представления близки русской метафизики всеединства .

Завершение “ западного пролога ” к этой метафизике - классический

немецкий идеализм .Гегелю и Шеллингу принадлежат здесь во многом

противоположные роли .

Уже в одной из самых ранних работ , “ Я как принцип философии и

Безусловное в человеческом знании ” , написанной в рамках системы Фихте ,

Шеллинг говорит , что Абсолютное Я есть Всеединое , hen kai pan . На этапе

философии тожества всеединство , тесно связанное с самой идеей тождества ,

усматривается Шеллингом в целом ряде сфер . Вот его описание рода в

“Философии искусства” , воспроизводящее гностическую идею всеединого Адама

: род “ сам есть индивидуум и подобен одному отдельному человеку ” ; в нем

“ каждый индивидуум - как вся совокупность и вся совокупность - опять-таки

как индивидуум ” . Далее , всеединым устроением обладает эстетический

предмет - художественный образ , произведение искусства . По Шеллингу ,

этот предмет представляет собою символ ; и построение теории символа ,

основанной на принципе всеединства , оказалось одним из самых плодотворных

его достижений , уже в нашем веке активно подхваченным как на Западе , так

, независимо , и в России.

В логике Гегеля всеединство подвергается самому пристальному

диалектическому разбору , сравнимому по тщательности и глубине разве что с

упомянутым выше платоновским анализом в “ Пармениде” . Однако здесь

всеединство выступает лишь в качестве одного из моментов диалектического

самодвижения понятия ,который неразрывно связан с другими моментами ,

переходит в них и отнюдь не играет роли самостоятельного онтологического

принципа. И для простого момента диалектического процесса , который

сниматся в проследующих моментах , излишне и даже нежелательно сохранять

особое наименование всеединства - ибо оно прочно ассоциируется с

“метафизическим ” , а не “ диалектическим” представление о некоем

нисходящем горизонте или же типе реальности . Абсолютная идея вбирает в

себя и растворяет в себе всеединство . Подобный итог всей этой линии

конструктивного анализа всеединства , от Платона до Гегеля , делается

понятней , если учесть , что данная линия принадлежит целиком руслу

монистической философии .

После Шеллинга всеединство , по преимуществу , обитает в России . Как

известно , метафизика всеединства - важнейший этап в развитии русской

философии .Этот этап включает в себя целый ряд крупных философских систем ,

начало которым было положено философией В.Соловьева .

Русские “ системы всеединства ” далеко не единообразны и вовсе не

составляют одной узкой школы . Но они самым тесным образом связаны с

предшествующей метафизикой всеединства на Западе и , как правило , для

каждой из них несложно увидеть , к какому конкретно учению - или иному

корню - восходит принятое в ней понимание всеединства . Итак , русская

метафизика всеединства включает в себя философские учения , где концепция

всеединства опирается на

- мифологему Софии Премудрости Божией : Вл. Соловьев .П.А.Флоренский

( раннее учение ) , С.Н. Булгаков , Е.Н. Трубецкой ;

- учение Н.Кузанского : С.Л.Франк ,Л.П.Карсавин ;

- монадологию Лейбница : Н.О. Лосский , отчасти Л.П. Карсавин ;

-идеи античного символизма : П.А. Флоренский ( позднее учение ) ,

А.Ф. Лосев .

С первых же шагов философского становления Соловьева , всеединство -

его девиз , его формула Высшего Начала .Уже в своих juvenilia , “

Мифологический процесс в древнем язычестве ” (1873) , он пишет о том , что

языческие боги “ лишь разнообразные выражения всеединого - to pan ” . А

вскоре , всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной

философской системы , универсальный конструктивный принцип . Подобная роль

всеединства , как и в целом его трактовка в философии Соловьева , тесно

связаны с основным рабочим методом этой философии - методом “ критики

отвлеченных начал”. В частности, по Соловьеву , и бытие , когда оно

отождествляется с Абсолютным , выступает как отвлеченное начало ; его

должный статус - предикат сущего , ибо “ бытие есть отношение между сущим

как таким и его сущностью” . Абсолютное , Бог - это не бытие , а сущее ; а

так как Абсолютное является всеединыем , то истинное его имя - Всеединое

Сущее . Всеединство же как таковое - это Его сущность , которая

сверхбытийна . Когда же всеединство трактуется как бытийный принцип , оно

есть также становится отвлеченным началом ; в этом случае оно есть “

отрицательное всеединство” или же “ чистое бытие , равному ничто ...

принцип , с которым нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя

вывести” . По Соловьеву , именно это бесплодное всеединство - исходное

начало гегелевской логики , “ принцип Гегеля ” .

Философия Соловьева словно разрушила какой-то барьер . долгое время

мешавший самовыражению русской мысли в развернутой философской форме. Она

положила начало активнейшему философскому движению , в русле которого за

короткий срок возникает обширный ряд религиозно-филтсофских систем .

Ядро учения Трубецкого - концепция Абсолютного( Всеединого) Сознания

-формируется как сочетание , скрещивание соловьевской концепции Абсолютного

как всеединства с неокантианским подходом , утверждающим примат

гносеологических установок и категорий над онтологическими . Абсолютное

Сознание у Трубецкого - собрание всех истин , относящихся ко всему сущему в

мире , а также к Абсолютному как таковому .Истина же трактуется им

гносеологически - как определение содержания знания , познающего предмет ,

истинное суждение о предмете. Наконец , концепции всеединства и софийного

первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются у Трубецкого с помощью

идеи преображения , одной из коренных идей русского религиозного сознания.

Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие , но сама эта вещь по

преображении своей эмпирической природы ; и он является не чуждым

чувственному облику вещи , но преображенно чувственным , духовно-

чувственным .Поэтому “ чувственное не исключено из Абсолютного Сознания , а

наоборот , в нем положено и насквозь пронизано мыслью . Оно не есть ни

только мысль , ни только чувственность , но абсолютный синтез того и

другого ”.

Много внимания уделяет всеединству Флоренский . Правда , относясь

критически к мысли Вл.Соловьева , своего прямого предшественника в

метафизике всеединства , о.Павел обычно избегает самого термина . Но

,вопреки всем его расхождениям с Соловьевым , в истоке философствования у

них обоих лежала одна и та же глубинная интуиция о бытии , и этою

интуицией было именно всеединство . Ядром всей метафизики “ Столпа и

утверждения Истины” служит тщательное продумывание всеединства в его

существе , как принципа внутренней формы совершенного бытия . Здесь налицо

отличие от Соловьева - основной образ , модель всеединства почерпывается из

христианских представлений о Церкви . Этот образ всеединства есть собрание

, сообщество личностей , связуемых любовью и силою этой связи образующих

также единою личность - которая и есть София . Раннее учение Флоренского

строится , таким образом , как единство и тождество софиологии ,

экклезиологии и метафизики любви . Любовь здесь выступает здесь как закон ,

внутренний принцип всеединства , как сила , созидающая и скрепляющая его .

Утверждаемая Флоренским - и , несомненно , вполне отвечающая духу

новозаветного умозрения - связь всеединства с метафизикою любви , с идеями

самоотдачи , жертвы , была подхвачена в философии Карсавина . Отметим лишь

вкратце то новое , что приносит эта теория . Существенна , прежде всего ,

ее прочная принадлежность руслу христианского “ геоцентрического

персонализма”. В отличие от других систем всеединства , Карсавин прямо

связывает свою онтологию с догматом троичности , вводя онтологическую

структуру триединства - триаду “ первоединство-саморазьединение -

самовоссоединение ” , и принимая постулат о тождестве трех начал : Бог-

Триединство-Личность .Всеединство появляется в этой схеме как принцип ,

подчиненный , интегрированный в Триединство. Последнее описывает бытийный

процесс , субъектом которого служит Единство ; всеединство же - принцип

статический , а не динамический , принцип структуры , формы , организации ,

но не принцип движения процесса . Поэтому у Карсавина всеединство -

статический аспект триединства , “ покой и остановка ” его , принцип

строения , внутренней организации разъединяющегося-воссоединяющегося

Единства .

Интуитивизм , или идеал - реализм , Лосского - другая из систем

всеединства , обладающих гносеологическим уклоном . Но интуитивистская

гносеология носит особый характер , принадлежа к разряду учений , которые

часто именуют “ онологической гносеологией” : в них анализ акта познания

направлен , прежде всего , к тому , чтобы установить зависимость

гносеологии от онтологии , открыв онтологические предпосылки познания .

Первый очерк своей системы Лосский дал в небольшой книге “ Мир как

органическое целое ” . Здесь всеединство возникает в рамках онтологии ,

которая представляет бытие как мир “ субстанциальных деятелей ” ,

суверенных конкретно - идеальных сущностей , и , по указаниям самого

автора , “напоминает теорию Лейбница о монадах “ . Сообщество

субстанциальных деятелей образует иерархический мир , чрезвычайно близкий

миру лейбницевых монад , хотя Лосский подчеркивает и ряд отличий : главное

из них - отрицание знаменитого тезиса “ монады не имеют окон ” ; за счет

него между деятелями “ обеспечивается возможность интуиции, любви ,

симпатии ” , устанавливается их единодушие , а все собрание их приобретает

сходство с Софией по описанию “ Столпа и утверждения Истины ” . В своем

общем типе , система Лосского промежуточна между архаичной и сильно

теологизированной софиологией и строгою феноменологией Франка ; в отличие

от последней , она сочетает интуитивистскую основу с целым рядом

особенностей и тем , присущих мистическим учениям . Сфера всеединства

отождествляется здесь с Царствием Божиим ; предикат сверхвременности

субстанциальных деятелей приводит к концепции перевоплощения ; а иерархизм

монад , дополненный персоналистской трактовкой субстанциальных деятелей ,

рождает идею о личном бытии , присущем микрочастям мира в их нисходящей

иерархии , вплоть до электрона . в большинстве своем , эти идеи также

близки лейбницевой монадологии , хотя и были в ней не столь акцентированы .

Историю всеединства в России заключают два учения , созданные почти

одновременно , уже после Октябрьского переворота - Опыты философского

символизма Флоренского и Лосева . Они обладают заметным внутренним родством

- как между собой , так и со всем руслом московского православного

умозрения Серебряного Века , неся отпечаток атмосферы , тем и идей , что

жили и развивались в кругах Религиозно-философского общества .

Для Лосева всеединство - тема , сопровождавшая его всю жизнь . Как в

теме музыкальной , тут была сложность , было сплетение противоположных

мотивов . Он не стал строить собственной философии как метафизики

всеединства , еще одной в только что нами рассмотренном ряду .

Ограниченность этого русла , иссякание его плодоносности достаточно рано

ощутились ему . Но в тоже время , отказ следовать в этом русле не был

разочарованием во всеединстве и его отбрасыванием . Ибо для Лосева оно с

самого начала было чем-то иным и большим , нежели чисто теоретическим

предметом , идеей , философемой . Будучи не просто “ философом” , но

глубоко философскою натурой , будучи историком философии , историком мысли

,- если угодно ,художником мысли - он явственно обладал неким

художественным чувством , художественным и эмоциональным переживанием

всеединства . Оно было для него символом , знаменованием непостижимого ,

апорийного бытийного идеала , а мысль о нем , тяготение и устремление к

нему , эрос и пафос всеединства , были неким особым философским чувством ,

жизненным нервом философствования . Таким сверхфилософским предметом ,

предметом философского эроса оно было для Шеллинга и для Вл. Соловьева . И

хотя Лосев , в отличие от них , не стал философом всеединства - время для

этого ушло - он был , подобно им , его любовником , его рыцарем .

Важно отметить , что Лосев - а отчасти уже и Флоренский - дошли в

своем творчестве до границ , до исчерпания философских перспектив русской

метафизики . У них обоих - и у Лосева это более явно - уже начинается

зарождение , вынашивание некоего нового этапа , новой фундаментальной

парадигмы для русской мысли , на смену прежней панентеистской парадигме .

Черты этой новой парадигмы , даже основные , почти еще не успели

обозначиться , и ясно лишь , что она избирает базироваться уже не на

сущностных ,а на энергийных категориях , придавая большую важность линии

православного энергетизма , связанной , в первую очередь , и исихастской

традицией .

Исользованная литература :

Хоружий С.С. После перерыва . Пути русской философии.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты