Категории диалектики
Категории диалектики как отражение универсаных связей бытия и как
всеобщие
формы мышления.
П л а н.
1. Развитие представлений о природе
философских категорий в истории
философской мысли.
2. Понятие о философских категориях, их взаи-
моотношение с понятиями частных наук.
3. Проблема систематизации категорий,
их основные функции.
Любая наука, какую бы область материальной действительности она
ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и
определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые
вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом,
основой. В механике, например, такими категориями являются понятия массы,
энергии, силы; в политической экономии – товара, стоимости денег и т. д.
Обобщая достижения науки и практической деятельности людей, философия
выработала свою систему категорий.
Философские категории – это такие понятия, которые отражают
общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде
всего кате-гории материи и сознания, а также движения, пространства и
времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок,
отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление,
причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и
действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши
представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об
основных законах диалектики.
Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные
законы диалектики, мы видим, что они представляют в сущности отношение,
связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в
качественные выражает определенную связь категорий количества и качества.
Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой
стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики.
Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть
действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и
форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д.
Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта
людей, их трудовой деятельности и познания.
Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и
явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а
результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины
и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере
того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно
существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных
материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким
образом, категории представляют результат практической и познавательной
деятельности человека, являются ступеньками познания человеком
окружающего мира.
Являясь итогом практики и познания, категории материалистической
диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной
деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям
разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную
связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их
развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.
Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их
возникновения, прежде всего подчеркивает их объективный характер.
Источником категорий являются вне человека существующие предметы и
явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Так,
категории причины и следствия отражают такую объективно существующую
связь предметов и процессов, при которой одни из них вызывают к жизни
другие предметы и процессы, а эти другие являются их порождением. Одной
важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики
является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий
отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и
взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна,
что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в
друга: причина становится следствием, а следствие – причиной,
необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью.
Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая
постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются.
Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно
отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и
абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению
действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций
диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий,
использовать их как орудие научного познания и практической деятельности.
В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать
их научное и практическое значение.
При изучении материального мира человеку прежде всего бросается
в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений.
Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные
черты и связи. Рассмотрим категорию единичное и общее . Всякий предмет
обладает рядом особых, только ему присущих черт. Возьмем, к примеру,
тополь, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры,
определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация
корней и некоторые другие признаки. Свои особые, неповторимые черты,
способности и привычки, интересы и склонности, походку и манеру говорить
имеет данный конкретный человек . Они-то и выделяют этого человека из
сотен миллионов других людей, населяющих нашу планету. Данный конкретный
тополь, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального
мира и есть единичное, или отдельное. Однако любое отдельное, единичное
не существует само по себе, вне связи с другими предметами иявлениями.
Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи
связан с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними
много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит,
что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной
специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а
потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что
касается анатомо-физиологического строения, а также способности
чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем
людям.
Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему
присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и
составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если
индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы
сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом,
обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных
предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное
есть так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и
постоянно изме-няются. Граница между ними подвижна. В процессе развития
при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное
становится общим и наоборот.
Теперь рассмотрим категории содержание и форма.
Содержание- это совокупность элементов и процессов, образующих
данный предмет или явление. Форма - это структура, организация
содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к
содержанию, а внутренне ему присуща. “Элементарные” частицы и процессы,
связанные с их движением, представляют содержание атома химического
элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме
составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы
обмена веществ, раздражимости, сокращаем ости и другие, а также органы,
ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания
жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей
представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем
общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия
производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание
исторически определенного способа производства. Производственные
отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их
отношении к этим орудиям) составляют его форму. Диалектический
материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг
от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету
и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще,
есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание.
Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда
содержательна, она предполагает наличие определенного содержания,
структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет
представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим
теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в
процессе развития предметов. Содержание отличается большой активностью. В
силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а
затем в зависимости от изменения содержания изменяется и форма.
Содержание определяет форму. Например, стремясь получить возможно больше
материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства,
повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы
общественного производства – производственных отношений. Хотя форма и
порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему.
Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его
развитие. Новая, соответствующая своему содержанию, форма способствует
его развитию, движению вперед. Старая же форма, не соответствующая своему
содержанию, тормозит его развитие. Если мы вернемся в этой связи к