| |Придавая столь большое значение данному |
| |моральному требованию и даже характеризуя |
| |его как закон всех людей, Гоббс исходит из |
| |того, что это требование легко может быть |
| |понято и уяснено всеми людьми, даже |
| |необразованными и не отличающимися особым |
| |умом. К тому же правило удачно сочетает в |
| |себе эгоистический принцип, импонирующий |
| |каждому человеку от природы, с ограничением|
| |эгоистических притязаний людей в их |
| |собственных интересах. Попытка же |
| |английского мыслителя утвердить «золотое |
| |правило» в качестве универсального |
| |нравственного постулата в условиях |
|Естественные законы неизменны|классового эксплуататорского общество, хотя|
|и вечны: то, что они |и была абсолютно утопичной, объективно |
|запрещают, никогда не станет |выражала демократическое по своей сущности |
|дозволенным; то, что они |представление о равноценности всех людей в |
|предписывают, никогда не |нравственном отношении. |
|станет недозволенным (с. | |
|337). |В характеристике естественных законов Гоббс|
| |целиком и полностью оставался на уровне |
| |метафизических воззрений. Морально-правовые|
| |требования, выраженные в естественных |
| |законах, объявлены им вечными и |
| |неизменными. По Гоббсу естественные законы|
| |всегда и везде обязывают людей перед |
| |внутренним судом, или судом совести, но |
| |перед судом внешним не всегда, а только |
| |тогда, когда исполнение их не связано с |
| |опасностью. Провозглашая же вечность и |
|Как легко соблюдать |неизменность естественных законов, Гоббс |
|естественные законы; ведь для|исходил из того, что разум остается все тем|
|этого требуется только |же: не изменяются ни его цели, которыми |
|соответствующее стремление |остаются самозащита и мир; ни |
|(лишь бы оно было истинным и |предписываемые им средства. |
|постоянным) и того, кто его | |
|проявляет, мы по праву можем |Ибо человек, согласно учению Гоббса, |
|назвать справедливым (с. |который всеми силами стремится к тому, |
|338). |чтобы все его действия согласовались с |
| |указаниями природы, ясно показывает тем |
| |самым, что он имеет намерение исполнять все|
|Естественный и моральный |эти законы, а к этому сводится все, к чему |
|закон есть закон |нас обязывает наша разумная природа. Тот |
|божественный (с. 337). |же, кто исполнил все, что он должен |
| |исполнить, по мнению Гоббса, называется |
| |справедливым. |
| | |
| |Обращая внимание на это высказывание |
| |английского философа, свидетельствующее о |
| |непоследовательности его атеистических |
| |воззрений, надо подчеркнуть вместе с тем, |
| |что позиция Гоббса в данном вопросе была |
| |отнюдь не идентичной с позицией, которую |
| |занимали представители |
| |религиозно-идеалистической этики. Последние|
| |исходили из того, что мораль вообще |
| |немыслима без религии, так как имеет |
| |божественное происхождение, и что абсолютно|
| |неизменные принципы нравственности не |
| |зависят поэтому ни от человеческих |
| |соглашений, ни от воли правителей и |
| |законодателей. Согласно же Гоббсу, |
| |естественные законы, являющиеся законами |
| |нравственности, выступают как предписания, |
| |или повеления, разума. Они исходят, таким |
| |образом, из самой человеческой природы и |
| |являются божественными лишь в том смысле, |
| |что разум дан каждому человеку богом как |
| |мерило его действий. Что касается моральных|
|Только в государстве |установок Священного писания, то они, хотя |
|существует всеобщий масштаб |и объявлены людям самим богом, могут быть |
|для измерения добродетелей и |выведены, однако, и независимо от него |
|пороков (с.261). |посредством умозаключений из понятия |
| |естественного закона, т. е. опять-таки при |
| |помощи разума. |
| | |
| |Этика Гоббса по существу освобождала мораль|
| |от религиозной санкции, подчиняя ее |
| |авторитету государственной власти. Только |
| |государство, подчеркивал философ, созданное|
| |в целях обеспечения мира и безопасности, в |
| |состоянии гарантировать соблюдение |
| |естественных законов, придавая им характер |
| |гражданских. Тем самым государство |
| |становится высшим судьей в вопросах |
| |нравственности. Масштабом могут служить, по|
| |Гоббсу, лишь законы, установленные |
| |государством. При этом Гоббс подчеркивал, |
| |что он имеет в виду не частные законы того |
| |или иного конкретного государства, а законы|
| |вообще, или гражданские законы. Последние |
| |по своему содержанию совпадают с |
| |естественными законами и отличаются от них |
| |только тем, что опираются на силу |
| |государственной власти. |
| |Превращая моральные (естественные) законы в|
| |гражданские, Гоббс фактически устранял |
| |регулятивную функцию нравственности, |
| |вернее, объявлял ее недействительной без |
| |опоры на государство. Тем самым на первое и|
| |решающее место выдвигалось право, |
| |приказания государства, ибо только они и в |
| |состоянии реализовать те моральные |
| |требования, которые содержатся в |
| |естественных законах, придав последним |
| |принудительно-обязательный характер. |
| |Лишение нравственности ее важнейшей функции|
| |– регулятора общественной |
| |жизни – утверждение, что таким регулятором|
| |моральные требования могут быть, лишь |
| |поскольку они санкционируются |
| |государственной властью, безусловно, |
| |суживало сферу нравственности, обедняло ее |
| |содержание. Но с другой стороны, Гоббс |
| |лишал тем самым мораль не только всякого |
| |божественного ореола, но и того |
| |самодовлеющего и абсолютного характера, |
| |который приписывали ей религиозные философы|
| |и теологи. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Использованная литература:
Томас Гоббс
Избранные произведения
Издательство социально-экономической
литературы «МЫСЛЬ»
Москва – 1965
-----------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса
«О гражданине»
ВЫПОНИЛ: студент группы
ПРОВЕРИЛ:
ВОЛГОГРАД 2002