Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса О гражданине

| |Придавая столь большое значение данному |

| |моральному требованию и даже характеризуя |

| |его как закон всех людей, Гоббс исходит из |

| |того, что это требование легко может быть |

| |понято и уяснено всеми людьми, даже |

| |необразованными и не отличающимися особым |

| |умом. К тому же правило удачно сочетает в |

| |себе эгоистический принцип, импонирующий |

| |каждому человеку от природы, с ограничением|

| |эгоистических притязаний людей в их |

| |собственных интересах. Попытка же |

| |английского мыслителя утвердить «золотое |

| |правило» в качестве универсального |

| |нравственного постулата в условиях |

|Естественные законы неизменны|классового эксплуататорского общество, хотя|

|и вечны: то, что они |и была абсолютно утопичной, объективно |

|запрещают, никогда не станет |выражала демократическое по своей сущности |

|дозволенным; то, что они |представление о равноценности всех людей в |

|предписывают, никогда не |нравственном отношении. |

|станет недозволенным (с. | |

|337). |В характеристике естественных законов Гоббс|

| |целиком и полностью оставался на уровне |

| |метафизических воззрений. Морально-правовые|

| |требования, выраженные в естественных |

| |законах, объявлены им вечными и |

| |неизменными. По Гоббсу естественные законы|

| |всегда и везде обязывают людей перед |

| |внутренним судом, или судом совести, но |

| |перед судом внешним не всегда, а только |

| |тогда, когда исполнение их не связано с |

| |опасностью. Провозглашая же вечность и |

|Как легко соблюдать |неизменность естественных законов, Гоббс |

|естественные законы; ведь для|исходил из того, что разум остается все тем|

|этого требуется только |же: не изменяются ни его цели, которыми |

|соответствующее стремление |остаются самозащита и мир; ни |

|(лишь бы оно было истинным и |предписываемые им средства. |

|постоянным) и того, кто его | |

|проявляет, мы по праву можем |Ибо человек, согласно учению Гоббса, |

|назвать справедливым (с. |который всеми силами стремится к тому, |

|338). |чтобы все его действия согласовались с |

| |указаниями природы, ясно показывает тем |

| |самым, что он имеет намерение исполнять все|

|Естественный и моральный |эти законы, а к этому сводится все, к чему |

|закон есть закон |нас обязывает наша разумная природа. Тот |

|божественный (с. 337). |же, кто исполнил все, что он должен |

| |исполнить, по мнению Гоббса, называется |

| |справедливым. |

| | |

| |Обращая внимание на это высказывание |

| |английского философа, свидетельствующее о |

| |непоследовательности его атеистических |

| |воззрений, надо подчеркнуть вместе с тем, |

| |что позиция Гоббса в данном вопросе была |

| |отнюдь не идентичной с позицией, которую |

| |занимали представители |

| |религиозно-идеалистической этики. Последние|

| |исходили из того, что мораль вообще |

| |немыслима без религии, так как имеет |

| |божественное происхождение, и что абсолютно|

| |неизменные принципы нравственности не |

| |зависят поэтому ни от человеческих |

| |соглашений, ни от воли правителей и |

| |законодателей. Согласно же Гоббсу, |

| |естественные законы, являющиеся законами |

| |нравственности, выступают как предписания, |

| |или повеления, разума. Они исходят, таким |

| |образом, из самой человеческой природы и |

| |являются божественными лишь в том смысле, |

| |что разум дан каждому человеку богом как |

| |мерило его действий. Что касается моральных|

|Только в государстве |установок Священного писания, то они, хотя |

|существует всеобщий масштаб |и объявлены людям самим богом, могут быть |

|для измерения добродетелей и |выведены, однако, и независимо от него |

|пороков (с.261). |посредством умозаключений из понятия |

| |естественного закона, т. е. опять-таки при |

| |помощи разума. |

| | |

| |Этика Гоббса по существу освобождала мораль|

| |от религиозной санкции, подчиняя ее |

| |авторитету государственной власти. Только |

| |государство, подчеркивал философ, созданное|

| |в целях обеспечения мира и безопасности, в |

| |состоянии гарантировать соблюдение |

| |естественных законов, придавая им характер |

| |гражданских. Тем самым государство |

| |становится высшим судьей в вопросах |

| |нравственности. Масштабом могут служить, по|

| |Гоббсу, лишь законы, установленные |

| |государством. При этом Гоббс подчеркивал, |

| |что он имеет в виду не частные законы того |

| |или иного конкретного государства, а законы|

| |вообще, или гражданские законы. Последние |

| |по своему содержанию совпадают с |

| |естественными законами и отличаются от них |

| |только тем, что опираются на силу |

| |государственной власти. |

| |Превращая моральные (естественные) законы в|

| |гражданские, Гоббс фактически устранял |

| |регулятивную функцию нравственности, |

| |вернее, объявлял ее недействительной без |

| |опоры на государство. Тем самым на первое и|

| |решающее место выдвигалось право, |

| |приказания государства, ибо только они и в |

| |состоянии реализовать те моральные |

| |требования, которые содержатся в |

| |естественных законах, придав последним |

| |принудительно-обязательный характер. |

| |Лишение нравственности ее важнейшей функции|

| |– регулятора общественной |

| |жизни – утверждение, что таким регулятором|

| |моральные требования могут быть, лишь |

| |поскольку они санкционируются |

| |государственной властью, безусловно, |

| |суживало сферу нравственности, обедняло ее |

| |содержание. Но с другой стороны, Гоббс |

| |лишал тем самым мораль не только всякого |

| |божественного ореола, но и того |

| |самодовлеющего и абсолютного характера, |

| |который приписывали ей религиозные философы|

| |и теологи. |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

Использованная литература:

Томас Гоббс

Избранные произведения

Издательство социально-экономической

литературы «МЫСЛЬ»

Москва – 1965

-----------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса

«О гражданине»

ВЫПОНИЛ: студент группы

ПРОВЕРИЛ:

ВОЛГОГРАД 2002

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты