Концепция Фрейда
Сущность метода психоанализа З. Фрейда
(концепция)
Зигмунд Фрейд (6.5.1856) – австрийский невропатолог, психиатр и
психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет
Венского университета. В 1876-1882 годах работал в Венском
физиологическом институте и Э. Брюкке, где познакомился с взглядами
школы Г. Гельмгольца, энергетические идеи которого Фрейд позднее
перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в клинике Сальпетриер
(Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины в 1881г. С
1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э. Блейлером
и К.Г. Юнгом основал "Ежегодник психоаналитических и
психопатологических исследований", а в 1910 – международную
психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии
им. Гёте в 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией
(1938г.) эмигрировал в Великобританию.
Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим
проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазиям (1891),
детскому параличу (1891-1897г.г.). В 1884 году одним из первых
обнаружил болеутоляющее действие кокаина, что стимулировало развитие
учения о местном обезболивании. Под влиянием французской школы
психотерапии (Шарко, Бернхейм) с начала 90-х годов занимался проблемами
неврозов (особенно истерии) как заболеваний, при которых не
обнаруживают органического субстрата, а также психотерапевтическими
методами лечения и их психологическими основами. Вместе с Й. Брёйером
изучал психические механизмы истерии и предложил катартический
психотерапевтический метод – отреагирование, основанное на выявлении в
состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера.
С 1895 года разрабатывал метод лечения неврозов (психоанализ),
основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий
и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Одним из
первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности,
выделял в этом развитии ряд качественно различных стадий, каждая из
которых, по Фрейду, может служить источником бессознательных
конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях. В 1900 годах выдвинул
общепсихологическую теорию строения психического аппарата как
энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между
различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными
бессознательными влечениями. Неправомерно расширяя сферу применения
психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные
области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное
творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы
коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от
"физиологического материализма" и механизма школы Гельмгольца к
утверждению автономии психического и антропологического построениям,
близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей
Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и
социологии
Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных
школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для
объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.
Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует
отличать от психоанализа как конкретного метода изучения
бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает
универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и
личности.
Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой
чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к
бессознательному, в котором он видел источник одновременно как
творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность
различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его
учения.
Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о
том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у
Фрейда таковым признается энергия бессознательных психосексуальных
влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии
эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к
самоутверждению, в школе аналитической психологии К.Г. Юнга
первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а
для О. Ранка вся человеческая деятельность оказывалась подчиненной
преодолению первичной "травмы рождения".
Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой войны
1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и
культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений
психологической науки. При этом различные направления Фрейдизма
стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и
методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные
философские и социологические доктрины.
В конце 1930-х годах возник неофрейдизм, который стремится
превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую
доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с
биологическими предпосылками учения Фрейда. Влияние Фрейдизма особенно
проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и
художественной критике. Наряду с этим воздействие Фрейдизма сказалось в
теории и практике различных художественных модернистских течений
(сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через
привлечение бессознательного).