Концепция Фрейда

Концепция Фрейда

Сущность метода психоанализа З. Фрейда

(концепция)

Зигмунд Фрейд (6.5.1856) – австрийский невропатолог, психиатр и

психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет

Венского университета. В 1876-1882 годах работал в Венском

физиологическом институте и Э. Брюкке, где познакомился с взглядами

школы Г. Гельмгольца, энергетические идеи которого Фрейд позднее

перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в клинике Сальпетриер

(Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины в 1881г. С

1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э. Блейлером

и К.Г. Юнгом основал "Ежегодник психоаналитических и

психопатологических исследований", а в 1910 – международную

психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии

им. Гёте в 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией

(1938г.) эмигрировал в Великобританию.

Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим

проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазиям (1891),

детскому параличу (1891-1897г.г.). В 1884 году одним из первых

обнаружил болеутоляющее действие кокаина, что стимулировало развитие

учения о местном обезболивании. Под влиянием французской школы

психотерапии (Шарко, Бернхейм) с начала 90-х годов занимался проблемами

неврозов (особенно истерии) как заболеваний, при которых не

обнаруживают органического субстрата, а также психотерапевтическими

методами лечения и их психологическими основами. Вместе с Й. Брёйером

изучал психические механизмы истерии и предложил катартический

психотерапевтический метод – отреагирование, основанное на выявлении в

состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера.

С 1895 года разрабатывал метод лечения неврозов (психоанализ),

основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий

и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Одним из

первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности,

выделял в этом развитии ряд качественно различных стадий, каждая из

которых, по Фрейду, может служить источником бессознательных

конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях. В 1900 годах выдвинул

общепсихологическую теорию строения психического аппарата как

энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между

различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными

бессознательными влечениями. Неправомерно расширяя сферу применения

психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные

области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное

творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы

коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от

"физиологического материализма" и механизма школы Гельмгольца к

утверждению автономии психического и антропологического построениям,

близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей

Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и

социологии

Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных

школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для

объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует

отличать от психоанализа как конкретного метода изучения

бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает

универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и

личности.

Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой

чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к

бессознательному, в котором он видел источник одновременно как

творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность

различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его

учения.

Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о

том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у

Фрейда таковым признается энергия бессознательных психосексуальных

влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии

эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к

самоутверждению, в школе аналитической психологии К.Г. Юнга

первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а

для О. Ранка вся человеческая деятельность оказывалась подчиненной

преодолению первичной "травмы рождения".

Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой войны

1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и

культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений

психологической науки. При этом различные направления Фрейдизма

стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и

методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные

философские и социологические доктрины.

В конце 1930-х годах возник неофрейдизм, который стремится

превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую

доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с

биологическими предпосылками учения Фрейда. Влияние Фрейдизма особенно

проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и

художественной критике. Наряду с этим воздействие Фрейдизма сказалось в

теории и практике различных художественных модернистских течений

(сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через

привлечение бессознательного).



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты