глубины и качества получаемых знаний.Здесь мы неизбежно сталкиваемся с
вопросом:является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим
выводам из весьма ограниченного опыта? Попытаемся взглянуть на человека и
человечество с позиции возможности передачи знания друг другу, возможности
человека исследовать явление и делать выводы. Под возможностью передавать
знания мы понимаем некоторую совокупность элементарных действий,
выражающих определенные мысли передающим,интерпретация этих элементарных
действий принимающим, и созданием у себя достаточно близких мыслей и
образов с передающим субъектом, то есть общение субъектов возможно лишь в
"человеческих" действиях, в понятиях "придуманных" человеком (ограниченых
чувствами). Интерпретация индивидуальных мыслей на "общечеловеческом"
языке (устная речь, письменная и так далее) приводит к потере и
неточности ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и
своего места в нем, человеку необходимо постоянное совершенствование,
расширение и уточнение общественных терминов (имеется в виду не только
научные термины, но и искусство). Итак, изначально человеком может
исследоватся окружающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в
человеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях.
Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо расширение,
углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам
процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный
процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке.
Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и
систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь
"интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий
возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем
отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов
мышления, тем ярче и многообразнее будет казатся окружающий мир.
Так что же такое истина как понятие? Истина -это наиболее
адекватное понимание мира. Это наилучшее мировозрение. Но единой для всех
истины не бывает, как не бывает и единого мировоззрения. Например, научная
истина-это научная картина мира, которая постоянно меняется, но единой
остается ее материальная сущность, основа.
Но познать истину довольно трудно и во многом это зависит от того к
какому источнику познания обратиться. Если обратится к научному источнику,
мы получим научную истину. Если к христианскому, то христианскую. К
рациональному источнику познания - рациональную истину. А если к
теософскому, то естественно мы получаем теософскую. Так же если мы
обратимся к любому другому источнику познания. Ну к примеру мусульманскому.
Ведь нельзя утверждать, что источников только четыре. Их великое множество.
Просто мы выбираем для рассмотрения только четыре.
Например Аристотель считал, чтобы знание было истинным, оно не
только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом
познания может быть не преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но
только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя
отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность,
всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть
только познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна: она не
возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая
форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному
бытию. Но на этом пути много трудностей. «Исследовать истину в одном
отношении трудно, в другом легко. Это видно из того, что никто не в
состоянии достичь ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную
неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или мало
добавляет к истине, но, когда всё это складывается, получается заметная
величина. ...Верно также и то, что философия называется знанием об
истине. В самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания,
касающегося деятельности - дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда
они рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её
отношении к чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная
причины(см.2).»
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия")
зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н. э. в Палестине. Это
изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней
христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий
завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии,
Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство
уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и
среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период
глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий
аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное
смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления
Царства Божьего на земле. В христианстве именно Библию принято считать
источником познания.
Исторически он был первым. Библия-это святое писание, начало которой
было положено Моисеем. Бог поведал ему десять заповедей с тем, чтобы Моисей
донес их до людей. Но в виде книги эти божьи заветы появились гораздо
позже. Как известно Библия была написана со слов пророков людей, слышавших
глас Божий. Это было для них откровение. Но то, что это откровение было
лишь для узкого круга людей и то, что священное писание было изложено
людьми, хоть и со слов Божьих, дает нам основания сомневаться в истинности
этого источника. Но для христиан этот источник незыблем. Обсуждение
истинности Библии- это для них святотатство.
Религиозный источник познания основывается на религиозном опыте
религиозных личных переживаниях, действиях, происшедших с конкретным
человеком либо группой людей, их религиозных чудес. Этот опыт не передается
никому другому, так как не может быть повторен в других условиях. Самое
великое чудо это конечно же Воскресение Иисуса Христа. Откровение Господне
это тоже громадный религиозный опыт для пророков, кому дано было Слово
Божье. Это могучий источник, но он субъективен так как ограничен
определенным кругом людей, избранных Богом. Я лично не встречался напрямую
с религиозным опытом и могу судить о нем лишь со слов Библии и людей
приверженных Христианству.
В Теософии источник познания содержится в теософских трудах
Е.П.Блаватской и Рерих (эклектическое соединение мистики буддизма и других
восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального
христианства). Работа и исследования , проведенные ими конечно грандиозны и
являются для теософов своего рода Библией . Тот факт , что описанное в
томах Блаватской было как бы продиктовано ей голосом свыше , причем в
довольно-таки короткий срок, дает конечно почву для размышлений . Это-
истина для теософов и с этим нельзя не согласиться. Как любое учение оно
имеет право на существование. Но оно очень загадочно и необъяснимо, значит
непонятно и я считаю утопично.
Исторически научный источник познания возник из человеческих
противоречий. Человек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему
навязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те
процессы и явления, которые происходили вокруг него. И это вполне
естественно. Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому
соприкоснуться с миром. Узнать, как он устроен.
В тоже время появляется и идея автономии разума. Ее фундамент
закладывает Фома Аквинат (Аквинский). Идея состоит в том, что разум
человеческий независимо не от чего сам может познавать. Путь познания -
человеческий разум. Разум полностью отделяется от религии. В дальнейшем
идея автономии разума проявляется в рациональном мышлении.
Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе
Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил
гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним
учителем. С 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь
в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и метафизики
/был деканом факультета и дважды избирался ректором университета/. В ходе
семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году
Иммануил Кант избирается членом Российской академии.
Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность
он получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал
дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои
философские исследования.
В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге /Калининграде/ на
Острове Канта.
Самый главный предмет в мире -
это человек, ибо он для себя -
своя последняя цель. Право чело-
века должно считаться священным.
И. Кант.
В работах Канта "критического периода" проблемы теории познания,
этики и вопросы о целесообразности в природе были рассмотрены как
взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Это прежде всего, относится к постановке теоретико - познавательных
проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концепции, в
эстетике.
...В анализе процесса познания Кант особо выделил понятийное мышление
("мышление есть познание через понятия"), указывая, что, помимо
созерцания, существует лишь один способ познания, а именно познание через
понятия, не интуитивное, а дискурсивное. В "Критике Чистого разума" на
вопрос о том, что такое истина, Кант ответил следующим образом: истина
возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой
формы всеобщности и необходимости) и чувства (эмпирического многообразия