3) Глупцы
Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к
определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины
данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе
жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,
выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему
стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого ,
они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все
люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого
не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в
человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти
факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов
, так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К
природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на
этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который
, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не
идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с
древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за
аксиому .
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни
, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет
им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти
положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :
1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во
всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для
подражания двум остальным категориям .
2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в
сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный
муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том
, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы
речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о
необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о
необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить
о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао ,
материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж
беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета”
. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два
фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно
перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный
человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по
отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция
. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг
самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное
общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек
всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко
сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь”
, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг
он этого или нет , может также лишь он сам .
“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать
благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от
чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства
натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”
Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно
потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,
регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь”
- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен
сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и
приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь
идеальная личность .
Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной
категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и
противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом
правдивости , искренности , независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький
человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений
Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек
льстив , но не вежлив .”
“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может
следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может
следовать хэ .
Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун -
человек , обуреваемый льстивыми намерениями .
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим
собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится
быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ ,
он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь :
самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в
важную , неотъемлемую часть теории управления государством .
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто
говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция ,
должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься
черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького
человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные
человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится
человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером
, подражания которому все должны избегать .
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао -
одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической
мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-
востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически
абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,
нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно
для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,
лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся
ему человеческую душу.
Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей
".* Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его
дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По
его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от
ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для
них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек
- центр всего его учения .
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .
Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение
доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .
Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего
общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само
отторгало доносительство .
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о
родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между
поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с
предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций
, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и
любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень
сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло
соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и
все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .
Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний
. Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде
всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий
блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот
блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли
- жэнь .”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и
государство , соединив две важные части своего учения .
Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что
благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные
ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей
здоровья общества .
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами
о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально
относится к природе .
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества
и природы :
1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о
природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и
дополняет его .
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и
вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями
, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии .
3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам .
Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного
расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал ,
что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть
необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в
целом .
4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством .
Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли”
здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам ,
и честность , и искренность , стремление к собственному
самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению
Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные
функции .
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи
лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал
государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в
государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть
проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности
.
Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство
всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,
нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия
Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое
человеку сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит ,
неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного
устройства , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им
жизнеспособность , является принцип “хэ”.
К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены
общества . В условиях , когда управление государством и народом
предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы
общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической
мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном”
прошлом .
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две
группы :
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей .
По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы
. Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие
нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль
заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При
сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и
отцом в семье . Управляющие - отцы народа .
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя
люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений .
Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа
правителю .
2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность
за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий
чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные
качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества
.
4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у
людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества .
Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права
царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались
не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало
возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее
, признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .
Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что
главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой
не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на
неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и
философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по
некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких
противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их
приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным
заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано
не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои
утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом
первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество , и ,
как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых
Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это
объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее .
Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время
определили не только параметры развития политической культуры , но во
многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории
культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая
огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни
китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций
высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен
стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой
, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и
гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о
том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это
предположение , он связал воедино совершенно разные до него области
человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и ,
наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными понятиями ,
переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении
новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель
государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии
определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав
свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и
подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .
ЛИТЕРАТУРА
1) “Древнекитайская философия .” т.1,2 М.-1972г.
2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.
3) Переломов Л.С. “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.
4) “Конфуций . Изречения .” Изд-во МГУ М.-1992г.
5) “Конфуций , его жизнь и учение .”
Страницы: 1, 2