Конфуцианство

общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со

временем падают . Разбил людей на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к

определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе

жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,

выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему

стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого ,

они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все

люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого

не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в

человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти

факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов

, так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К

природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на

этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который

, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не

идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с

древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за

аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни

, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет

им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти

положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во

всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для

подражания двум остальным категориям .

2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный

муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том

, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы

речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о

необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о

необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить

о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао ,

материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж

беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета”

. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два

фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно

перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный

человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по

отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция

. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг

самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное

общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек

всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко

сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь”

, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг

он этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать

благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,

регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь”

- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен

сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и

приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность .

Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной

категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и

противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом

правдивости , искренности , независимости во взглядах.

“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький

человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений

Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек

льстив , но не вежлив .”

“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может

следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может

следовать хэ .

Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун -

человек , обуреваемый льстивыми намерениями .

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим

собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится

быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ ,

он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь :

самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в

важную , неотъемлемую часть теории управления государством .

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто

говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция ,

должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься

черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького

человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные

человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится

человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером

, подражания которому все должны избегать .

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао -

одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической

мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-

востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически

абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,

нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно

для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,

лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся

ему человеческую душу.

Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей

".* Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его

дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По

его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от

ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для

них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек

- центр всего его учения .

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .

Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение

доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .

Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.

Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего

общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само

отторгало доносительство .

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о

родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между

поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с

предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций

, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и

любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень

сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло

соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и

все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .

Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний

. Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде

всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий

блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот

блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли

- жэнь .”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и

государство , соединив две важные части своего учения .

Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было

немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что

благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные

ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей

здоровья общества .

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами

о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально

относится к природе .

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества

и природы :

1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о

природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости

образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и

дополняет его .

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и

вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями

, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь

созерцание их в поисках внутренней гармонии .

3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам .

Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного

расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал ,

что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть

необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в

целом .

4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления .

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах

руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли”

здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам ,

и честность , и искренность , стремление к собственному

самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению

Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные

функции .

Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи

лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал

государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в

государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть

проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности

.

Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в

некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство

всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,

нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия

Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое

человеку сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит ,

неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного

устройства , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им

жизнеспособность , является принцип “хэ”.

К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены

общества . В условиях , когда управление государством и народом

предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы

общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на

древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической

мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном”

прошлом .

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две

группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей .

По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы

. Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие

нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль

заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При

сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и

отцом в семье . Управляющие - отцы народа .

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя

люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений .

Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа

правителю .

2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность

за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий

чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные

качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества

.

4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у

людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества .

Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником

излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права

царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались

не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало

возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее

, признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы

способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .

Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что

главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой

не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на

неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и

философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по

некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких

противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их

приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным

заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано

не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои

утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом

первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество , и ,

как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых

Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это

объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее .

Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время

определили не только параметры развития политической культуры , но во

многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории

культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая

огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни

китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций

высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен

стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой

, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и

гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о

том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это

предположение , он связал воедино совершенно разные до него области

человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и ,

наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными понятиями ,

переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении

новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель

государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии

определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав

свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и

подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .

ЛИТЕРАТУРА

1) “Древнекитайская философия .” т.1,2 М.-1972г.

2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.

3) Переломов Л.С. “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.

4) “Конфуций . Изречения .” Изд-во МГУ М.-1992г.

5) “Конфуций , его жизнь и учение .”

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты