подражании нет ничего унизительного, так как и вся природа тоже
«подражает», и это подражание ничем не отличается от «творчества».
Отношение искусства к другим областям бытия и жизни. Плотин говорит о
трех жизнях — чувственной, практической и той, что протекает в возвышенном
месте. Это то место, куда восходит только «любящий», минуя тело и душу и
приходя к «истинному уму», который «прекрасен сам от себя». Что же такое
ум?
Мыслитель проводит здесь аналогию творящего ума с художником и
искусством. Все произведения искусства содержат в себе медь, дерево или
камень, но они не создаются этим, прежде чем то или иное искусство, путем
вложения от себя эйдоса, не создаст одно—статую, другое—кровать,
третье—дом.
Душа тоже состоит из материи и формы. Ее форма — энергийный ум. Душа
есть нечто потенциальное и несовершенное.
Классификация искусств
Общая классификация искусств. Плотин пишет: «Подражание
искусства—живопись и ваяние, танцы и мимика жестами, то есть все,
получающее свое содержание откуда-нибудь из окружающей действительности и
пользующееся чувственным прообразом, подражая формам и движениям и повторяя
видимую симметрию,—не могут быть как следует возводимы в умный мир, разве
только через разум человека, и если сделать заключение о некоем состоянии
живых существ, взятых в целом, на основании соразмерности, существующей в
отдельных живых существах, то это будет только моментом способности,
наблюдающей и там и созерцающей соразмерность, которая в умном мире
охватывает все. Ведь тогда и вся музыка, содержащая мысли о гармонии и
ритме [под «музыкой» Плотин понимает здесь науку музыки], существует, надо
полагать, таким же образом, как и та, что относится к умному ритму. Те же
искусства, которые создают художественные чувственные предметы, как,
например, строительное или плотничье, могут получать свои принципы оттуда и
из тамошних рассуждений, поскольку они пользуются симметриями. Соединяя это
с чувственным предметом, они не могут быть всецело там, или же они—в
человеке. Но также и—земледелие, которое занимается чувственным растением,
и медицина, рассматривающая здешнее здоровье как в смысле чувственной силы,
так и хорошего состояния. Там—другая сила и здоровье, в силу чего живые
существа оказываются недвижными и довлеющими себе. Что же касается
риторства, стратегии, экономии и государственного управления, если эти
искусства соединяют с действиями красоту, то в случае обращения ими
внимания на то умное, они имеют оттуда должное для науки на основании науки
тамошней. Туда же надо поместить и геометрию, которая относится к умному и
является высшей мудростью относительно сущего. Вот что можно сказать об
искусствах и о том, что соответственно с ними возникает».
Некоторые комментарий к общей классификации искусств у Плотина в связи с
отношением искусства к сфере Души и Ума.
Во-первых, Плотин, по-видимому, делит все искусства на подражательные
(живопись, скульптура, танцы, мимика) и производительные (архитектура,
агрикультура, медицина, военное дело, политика). Здесь, по-видимому, идет
речь о различии чистого искусства и прикладного.
Во-вторых, Плотин ставит вопрос об отношении произведения искусства к
умному первообразу. «Чистота» искусства как раз есть принцип, уводящий от
первообраза. Когда создается картина, статуя и пр., то для Плотина уже само
собой ясно, что содержание этих произведений будет обязательно земным.
Искусство и природа. По Плотину, нет существенной разницы между
искусством и природой. Искусство есть деятельность человека, но через
человека действует все та же душа и жизнь, данная и в космической Душе и в
самом Уме. Природа же творит без «логисмоса», то есть без рассуждения.
Отдельные искусства
Понимание отдельных искусств у Плотина весьма далеко от современного.
Например, архитектура для него, так же как и плотничье дело, сводится лишь
к механическому соположению частей… Кроме того, ввиду слабых
искусствоведческих интересов у Плотина, мы часто бываем разочарованы
заменой у Плотина специально-художественного анализа общими ссылками на
умопостигаемый мир.
Пластические искусства. Подражательные искусства для Плотина подражают
видимым движениям, формам и соразмерностям. В мире идей есть идея человека,
есть идея разумного существа, идея художника и даже искусства, поскольку
искусства суть порождения Ума.
Из мира идей, по Плотину, искусства заимствуют «симметрию», но когда
начинают внедрять ее в чувственный объект, то этот объект уже не
принадлежит вполне идеальному миру.
Художник своей деятельностью вносит эйдос в материю. Если он «подражает»
другим вещам, это не меняет дела, потому что вещи в свою очередь тоже
подражают эйдосам; и искусства не просто изображают видимое, но восходят к
основаниям, от которых природа восходит к Софии природы.
Искусство для Плотина вполне принадлежит Душе, тяготеющей к миру; как
эйдос, оно пребывает в умном мире; как чувственные качества, оно есть
наброшенный на мир золотой покров.
Магический и символический аспекты пластических искусств. Иногда Плотин
говорит об образах и статуях как о предметах культа. Есть тексты,
свидетельствующие о том, что светское и религиозное искусство — совершенно
разные вещи для философа. Священные изображения «вбирают» в себя частицу
божественной Души; это поняли, согласно Плотину, «древние мудрецы».
Священные изображения, по мысли Плотина, привлекают частицу Мировой Души,
благодаря своему «подобию» ей.
Для священно-магических изображений у Плотина есть особый термин -
«изваяние», «образ». Говоря о жизни блаженных мудрецов в умном мире, Плотин
называет все, что именуется там, «прекрасными изваяниями», не начертанными,
а истинно существующими.
Драматическое искусство. Деятельность драматического поэта Плотин
представляет наподобие деятельности провидения. Истинная драма есть не что
иное, как драма всякого природного существования, драма свободы и
необходимости, хорошего или плохого соответствия вселенскому порядку.
Вследствие этого драматический поэт, подобно скульптору, прикасается к
истине, превосходящей предмет его изображения.
Музыкальное искусство. Музыка для Плотина—это в первую очередь высокая
наука, причастная к «умному ритму» и умопостигаемая. Цель музыки—сделать
явным невыразимое, прекрасное. Для этой цели служит музыкальная техника,
опирающаяся на числовые закономерности. Эти закономерности, однако, целиком
принадлежат чувственному миру, потому что в красоте самой по себе нет
никаких частей, и следовательно, нет числовых соотношений. Число выступает
в музыкальной концепции Плотина в качестве естественного следствия перехода
от неразделимого единства формы к множественности чувственного мира.
Гармонические соотношения низких и высоких звуков в музыке ничтожны по
сравнению с гармонией вселенной.
Художник и зритель
Внутреннее состояние художника. Художник несет в себе идею искусства.
«Музыкант влагает гармонию в струны инструментов, имея в себе основание, в
согласии с которым он будет создавать гармонию». Влечение, любовь к высшей
гармонии, диктующей художнику его произведения, сильнее в нем, чем его
профессионализм.
Художник, согласно Плотину, питается созерцанием божественной красоты,
небесной Софии. Но это удел всякого мудреца. Художник же — это мудрец,
улавливающий отношение между умным и чувственным и воплощающий идею в
материи.
Восприятие искусства и действие его на человека. Плотин неоднократно
говорит о воздействии музыки на слушателя. Являясь отражением гармонии
умного мира, музыка дает соприкоснуться с ним и слушателю.
Любитель музыки, в описании Плотина, пассивен и восприимчив, он
заворожен гармонией звуков и пленен их красотой. Он сам вполне бездеятелен;
звуки действуют на него.
Плотин приписывает музыке не безразличное для нравственности
воздействие. «Музыка преображает человека, изменяя его к лучшему или к
худшему". Музыка подобна магии. Она зачаровывает, однако, не волю и не
разум, а неразумную душу. Очищая ее, освобождая ее от пристрастия к
преходящим формам, музыка делает ее способной понимать и любить Единое.
Искусство, связанное с Душой, «склоняющейся» над миром,— это для Плотина
одна из форм стремления к божеству, форма очень хрупкая и несовершенная,
потому что художник, устремляясь к умопостигаемому, всегда влеком вниз, к
чувственному и материальному.
Общие выводы об искусстве
Черты презрения к искусству. «Безобразное живое прекраснее того, что
прекрасно в статуе». Самое главное — это проникнуть в сферу чистого ума.
Искусство как первая ступень восхождения. Плотина говорит: "Философ по
самой своей природе как бы окрылен и не нуждается в отделении от материи,
как люди непосвященные; он находится в движении ввысь и, если затрудняется,
то только в смысле нужды в руководителе. Следовательно, ему нужно
показывать путь, его нужно освобождать, потому что он сам по природе этого
хочет и сам давно уже освободился."
Итак, вот путь восхождения — искусство Муз, любовь и философия. Это не
есть путь знания или какой-нибудь отдельной душевной способности. Это есть
путь преображения самой жизни человека. Эстетические и художественные
переживания,— это только самый первый и самый несовершенный шаг к истине.
Любовь дает больше, заставляя проникать в глубь вещей, но и от нее надо
бежать к той особой любви, которая есть чистый ум. Только математика и
диалектика, дающие особую организацию ума и всего человека, есть подлинное
и настоящее искусство, искусство жизни.
Плотин об искусстве в сравнении с Платоном и Аристотелем. Платон и
Аристотель ценят искусство не очень высоко, считая, что оно несравненно
ниже красоты умного мира. Плотин тоже думает так. Тем не менее, в искусстве
он находит красоту, и оно у него не просто подражание подражания, как об
этом вполне отчетливо говорит Платон. У Плотина очень красивый принцип:
искусство есть тоже подлинная красота.
Красота в искусстве, по Плотину, все же гораздо ниже идеально умной
красоты. Чем дальше искусство от вещей и чем выше своего практического и
прикладного значения, тем оно совершеннее. Наиболее совершенное искусство
прямо возводит нас в умный мир, а прикладные удаляют нас от умного мира; и,
значит, тем менее такие искусства являются искусством.
В-третьих, поскольку восхождение в идеальный мир — выше всего и уже не
нуждается в произведениях вещественного искусства, то необходимой сферой, а
относится только к низшим областям бытия.
В-четвертых, художественная сфера не является более низкой, чем сфера
чистого ума. Она вполне обладает эстетической природой. Внутреннее
состояние художника, его вдохновение и вдохновенное творчество гораздо
более ценится у Плотина, чем у Платона и Аристотеля. Идеи и образы,
зародившиеся у художника, хотя они и более слабые, чем идеи чистого ума,
взятые сами по себе, тем не менее все же имеют большое значение, и это
очень хорошо, если они у художника будут.
В-пятых, соответственную модификацию претерпевает у Плотина и платоно-
аристотелевское подражание. Искусство есть или может быть подражанием
природе. Но ведь сама природа есть подражание идеальному миру. Поэтому
художественное подражание опять-таки является не чем иным, как ослабленной
эманацией идеального мира.
IV
ОБРАЗНАЯ СТИХИЯ
Введение (некоторые черты языка и стиля)
Свободно архаистический стиль. Обращает на себя внимание тот особый
стиль у Плотина, который трудно обозначить каким-нибудь греческим термином
и которым он пользуется в своих внутренних высказываниях. Это те
многочисленные места из его трактатов, где он рассказывает о своих
мистических восхождениях. Как уже было сказано, эти места отличаются очень
сдержанной формой, очень скромным, почти эпическим, повествованием, но под
ними чувствуется огромная внутренняя мощь, которая всякому иному дала бы
повод для самого несдержанного, самого возбужденного и цветистого стиля.
Черты особой литературной формы заметны в тех местах, где он
комментирует мифы. Здесь нет ни филологической придирчивости к отдельным
мелким местам платоновского текста, ни собственного фантастического
творчества без всякой связи с обсуждаемым текстом Платона. Плотин везде
старается остаться в рамках платоновского текста и платоновского понимания,
имея в виду развить Платона дальше, но не исказить его исходных точек
зрения.
Общеонтологическая образность
Мифологическая образность. Из всех методов внутреннего оформления речи у
Плотина коснемся подробнее ее образности, которая весьма специфична. Ее
функция по преимуществу есть функция живописания самого бытия, раскрытие
смысловой картины самой жизни. Такая функция является поэтому главным
образом философской или, лучше сказать, философско-онтологической, или, еще
лучше сказать, символической. А отсюда вытекает то, что такая образность
очень далека от поэтического назначения и по своей основной смысловой
тенденции приближается, скорее, к науке и мифологии, то есть к тем
областям, которые не хотят быть фантазией, но претендуют на буквальную
объективную реальность.
Световая образность и ее социально-исторический характер. У Плотина все
бытие с начала до конца пронизано светом, Единое у него — солнце, Ум у него
— всегда свет, Душа — световидна или темна, смотря по степени своего
приближения к Уму...
Эманационная образность. Далее, образы у Плотина, связанные с эманацией,
также нельзя понимать грубо физически. Эманация по-русски значит «выход»,
«выступление». Но в науке уже не раз высказывалось, что эманацию у Плотина
нельзя понимать только натуралистически в виде какого-то физически-
механического выхода, истечения или рассеяния.
Мифологические, световые и эманационные образы Плотина обладают
максимально большой у него обобщающей силой. Однако образы и с меньшим
обобщением в большинстве случаев тоже не теряют у него своего
онтологического значения и, может быть, только рисуют бытие и жизнь с какой-
нибудь отдельной стороны и являются в этом смысле абстрактно-
онтологическими.
Онтологическая образность более частного характера
Физическая образность. Возьмем образы из чисто физической области. Когда
Плотин приравнивает свой эйдос (или идею) огню и считает, что огонь есть
самое прекрасное в мире, то мы принимали это за метафору. У Плотина мы
читаем о мировом древе. Сюда же относятся такие образы, как приравнивание
Единого, взятого со всеми его свойствами, единичному яблоку со множеством
принадлежащих ему свойств, цветом, запахом как приравнивание души в теле
неочищенному куску золота или уподобление непостоянства жизни изменчивой
зыби на воде.
Душа, взятая сама по себе, есть непроизнесенное слово, душа же в теле
есть слово произнесенное. Душа присутствует как огонь в воздухе. Когда мы
смотрим вовне, забывая о самих себе, мы уподобляемся отдельным выражениям
лица, не знающим того, что они относятся к одной и той же личности. Человек
стремится к высшему, то есть к Уму, как влюбленный стремится на
долгожданное свидание: влюбленный стоит у дверей Ума и трепещет перед
входом. Мы связаны с землей, как птицы, которые то приближаются к земле, то
удаляются от нее. Жизнь есть сон, и погруженная в материю душа спит и
грезит во сне об Уме.
Образность из художественной практики. Целый цикл образов взят Плотином
из художественной практики. Человек должен совершенствовать свое внутреннее
«я», как скульптор ваяет свою статую. По поводу своего излюбленного понятия
единства Плотин говорит для его объяснения, что прикосновение разными
пальцами к одному и тому же предмету или к одной и той же струне на лире не
мешает тому, чтобы был один предмет или одна струна. Единство мира есть
единство хора, который подчинен одному дирижеру и в котором участники
исполняют музыкальное произведение, ничем не отвлекаясь по сторонам. Жизнь
— это театральная сцена, а каждый человек — актер, а вся жизнь целиком есть
драма, которую исполняют все люди, то выходя на сцену, то покидая ее.
Один весьма характерный бытовой образ. Метафора раздевания и одевания у
Плотина. Хитон служил повозкой для прохождения души через семь планетных
сфер или через четыре элемента. Но самого термина "хитон" мы у Плотина не
встречаем. Он свободен от всяких трактовок этого термина. Плотин говорит о
физическом акте как об аналогии очищения души. Несмотря на свое бытовое
происхождение, метафора одевания или раздевания имеет для языка и мысли
Плотина весьма глубокое символическое значение.
Социальная образность. Много образов Плотин почерпнул из социальной
области. Его Ум - царь, а Единое - царь царей. Единое держит весь мир, как
рука держит вещь. Мир есть государство, порядки которого не дают проявиться
злу, а божественное управление миром есть командование полководца войском.
Чувственное ощущение - вестник, душа - переводчик, Ум - царь. Из этой же
области взяты обозначения Единого как отца людей в земном теле.
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Предмет:
Философия
Конспект нескольких глав о Плотине
книги А.Ф. Лосева
"История античной эстетики. Поздний эллинизм"
студента II курса, 202 группы,
Обровца Алексея
Преподаватель: Радул Д.Н.
Москва, 1999
Страницы: 1, 2