Конспект статьи А.Ф. Лосева Русская философия по его книге Философия. Мифология. Культура.
Башкирский государственный педагогический университет
Конспект статьи А. Ф. Лосева “Русская философия”
по его книге “Философия. Мифология. Культура.”
Выполнила: студ. группы 203н
Тимербаева Г.Ф.
Проверила: Потёмкина В.Н.
Уфа 1999.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.Ф.ЛОСЕВА. 3
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 5
ОБЩИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 5
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ САМОБЫТНОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 6
ФИЛОСОФИЯ Г.С.СКОВОРОДЫ, СЛАВЯНОФИЛОВ, ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА 7
ЗАИМСТВЕННАЯ НА ЗАПАДЕ И ПЕРЕРАБОТАННАЯ НА ЗАПАДНЫЙ ЛАД РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ВВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.Ф.ЛОСЕВА.
Алексей Федорович Лосев родился 23 сентября 1893 г. на юге России в
г. Новочеркасске. Отец его был одаренным музыкантом, со склонностью к
беспорядочной жизни, что и привело его к уходу и из гимназии, и из семьи,
где он оставил жену и сына-младенца. Это была женщина строгих правил,
беззаветно любившая сына и сделавшая все для того, чтобы он, окончив
гимназию, уехал в Москву, в университет.
Алексей Федорович постоянно с огромной любовью вспоминал свою
гимназию. Здесь читали Эсхила, Софокла, Данте, Гёте, внушили страсть Лосеву
к древним языкам, греческому , латыни. Ко времени окончания гимназии
Алексей Федорович был готовый философ и филолог.Затем он поступает в
Московский Императорский университет, посещает Религиозно-философское
общество памяти Вл. Соловьёва, где знакомится с философами «серебряного
века» русской культуры.
В 1916 г. вышли из печати одна за другой три его работы. Первая
из них – «Эрос у Платона» – связана с античностью, а две другие посвящены
философии музыки ( « О музыкальном ощущении любви и природы» и « Два
мироощущения»). Жизненно важная для всего его творчества проблематика
находит выражение в задуманной С.Н.Булгаковым, Вяч.Ивановым и А.Ф. Лосевым
в 191118г. серии книг по русской религиозной философии. Этот замысел не
был осуществлен. Возможно, что обобщающая статья А.Ф. Лосева «Русская
философия» была одним из результатов намечавшегося издания. Этастатья ,
написанная в1918 г., вышла в 1919г. в Цюрихе на немецком языке в книге
«Russland», посвященной жизни духа, искусству, философии и литературе
России. Уже позже вышли его труды «Философия имени», «Диалектика мифа»,
«Античный космос и современная наука» и много других. Все его книги были
теснейшим образом связаны с современностью. Он писал не просто об античном
космосе, но и о достижениях современной науки, самых последних, наиболее
интересных. Многочисленные труды Лосева, разнообразные по тематике, но
внутренне связанные и обоснованные, следует воспринимать в глубоком
единстве.
Особый интерес вызывает его статья «Русская философия». Здесь
многообразие и многосторонность русской самобытной философии не поддаются
классификации и точным формулировкам. Автор всё время подчеркивает , что в
русской философии «теория» также постоянно связана с практикой, с
внутренним подвигом. Он с сожалением говорит о том , что увлеченные
системами западные ученые вряд ли серьезно отдались бы её изучению , т.к.
даже сами русские немного и неохотно занимаются своими философами. Они
больше переживают свою философию, потому-то они так мало знают своих
философов, потому-то и лишена философская мысль теоретического исследования
и даже описания . В своей статье «Русская философия» Лосев льет свет на
самобытную русскую философию и приводит примеры характерного для неё
способа рассуждения. Он указывает на то направление, в котором до сих пор
она двигалась, проделавши путь от идиллического романтизма
славянофилов до апокалипсической мистики современности. А.Ф.Лосев считает,
что систематизация русской философской мысли – задача отдаленного
будущего.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
ОБЩИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
В первой главе своей статьи А.Ф.Лосев размышляет о том, как
осуществляется познание , только ли в русле мышления. И сразу же поясняет,
что русская философия являет собой до-логическую, до-систематическую,
сверхлогическую, сверхсистематическую картину философских течений и
направлений.
Несмотря на многочисленный ряд мыслителей , еще никто в России не
оставил после себя цельной, замкнутой философской системы, охватывающей
своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла. И он
говорит , что русская философия является насквозь интуитивным, мистическим
творчеством, у которого нет времени и охоты заниматься логическим
оттачиванием мыслей.
Впервые философские интересы пробуждаются в России в 18 в., когда
русский ум был затронут идеями французского Просвещения и просвещенного
абсолютизма. На смену им пришел немецкий идеализм. Но ни славянофилам, ни
западникам, ни пришедшему на смену материализму и западничеству
идеалистическому направлению , ни даже наиболее плодовитому философу
Соловьёву не удалось построить философской системы, т.е. оформить свои
мысли в определенную систему. Автор считает причиной этого – внутреннее
строение русского мышления и приводит изложение Н.Бердяевым теории
познания А.Хомякова:«…наша философия должна развиться из нашей жизни,
создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного
и частного быта.»
Несколько с другой точки зрения сущность русской философии
характеризуется Волжским: «Русская художественная литература – вот истинная
русская философия, самобытная, блестящая философия в красках слова,
сияющая радугой мыслей, облеченная в плоть и кровь живых образов
художественного творчества.»
В конце первой главы автор кратко формулирует общие формальные
особенности русской философии.
1. Русской философии чуждо стремление к абстрактной, чисто
интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой
чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание
сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не
посредством сведения к логическим понятиям, а только посредством
силы воображения и внутренней жизненной подвижности.
2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью,
поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет
начало в общем духе времени, со всеми его положительными и
отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями,
со всем его порядком и хаосом.
3. Художественная литература – кладезь самобытной русской
философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в
творениях Тютчева, Фета, Толстого, Достоевского, Горького часто
разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их
специфически русской , исключительно практической,
ориентированной на жизнь форме.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ САМОБЫТНОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Во второй главе мы знакомимся с содержанием русской философии.
Опираясь на книгу В.Эрна «Г.С.Сковорода»(1912), автор выделяет три
характерные тенденции в истории новой европейской философии:
рационализм, меонизм, имперсонализм.
Ко времени возникновения новой философии разум, ratio, выдвинулся в
качестве основного принципа всего миропонимания. Безвозвратно прошли
времена поэтов-философов Платона и Данте. Вместо живой гармонии цельного
логоса и музыкального народного мифа в новой философии сформировалось
понимание поэзии как чистого вымысла и развлекательности.
Рационалистические доказательства бытия Божия казались достаточными. Это
был рационализм.
Вторая тенденция является необходимым следствием первой. Если разум
лежит в основании всего, то ясно, что все, не укладывающееся в границы и
схемы этого разума, отбрасывается. Весь мир становится бездушным и
механическим, он превращается в субъективную деятельность души. Все роковые
последствия рационализма можно выразить одним словом – «меонизм»:вера в
ничто.
Богатство индивидуальной, живой личности непостижимо для
рационализма. Он мыслит категориями разума, вещественными категориями.
Именно эта «вещественность» занимает господствующее положение во всех
учениях новой философии. Этот имперсонализм – одна из основных тенденций
новой философии.
Затем А.Ф.Лосев пытается сопоставить новую западноевропейскую
философию с русской. Основание первой – ratio. Русская философская мысль,
развившаяся на основе греко-православных представлений, кладет в основание
всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос
метафизичен и божествен. Русский философ так характеризует этот Логос: «
Это не субъективно-человеческий принцип, а объективно-божественный. En
arche en ho Logos.(В начале было Слово.) В нем сотворено все существующее,
и поэтому нет ничего, что не было бы внутренно, тайно себе, проникнуто Им.
Логос есть принцип, имманентный вещам, и всякая вщь таит в себе скрытое,
сокровенное Слово. Для логизма характерна онтологическая концепция истины.
Познание истины мыслимо только как осознание своего бытия в Истине. Теория
познания рационализма статична. Тот, кто стоит, всегда ограничен какими-
нибудь горизонтами. Теория познания «логизма» динамична. Отсюда
беспредельность познания.»
Русская философия провозглашает восточно-христианский логизм,
полнокровный и беспокойный мистико-онтологический реализм. Постигая в себе
и предчувствуя негибнущее зерно, извечную мысль Божества, личность в
атмосфере логизма занимает центральное место. В логизме Бог – Личность,
Вселенная – Личность, человек –Личность. Т.е русская самобытная философия
представляет собой непрекращающуюся борьбу между ratio и конкретным,
богочеловеческим Логосом и является беспрестанным , постоянно
поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин
Страницы: 1, 2