Космическая философия К.Э. Циолковского

Космическая философия К.Э. Циолковского

МГТУ им . Н.Э. Баумана.

Кафедра философии

реферат по теме: Русская философия

“Космическая философия” К.Э. Циолковского

преподаватель:

студент:

группа :

2000г.

Наука , наблюдение , опыт и математика были основой моей философии.

К.Э. Циолковский

Мыслителей , которые рассуждают о вселенской , космической сути бытия

человека

обычно называют космистами . Одним из первых космистов был Платон ,

космистами были Н. Кузанский , Дж. Бруно , И. Ньютон , и многие другие .

Среди них были учение , философы , инженеры , писатели , художники . Во

второй половине XIX , начале XX века это направление научно-философской

мысли с особой полнотой и силой проявилось в России . Среди русских

космистов также были люди разные по своим филосовским взглядам и

мировоззрению: Ф.М. Достоевский , Н. Ф. Федоров , П.А. Кропоткин , Е.П.

Блаватская , В. С. Соловьев , Н.И. Вернадский , А. Л. Чижевский , К.Э.

Циолковский .

Циолковский безусловно очень известен у нас в стране и за рубежом , но

известен , главным образом , как исследователь и изобретатель в области

реактивного движения . Вот выдержка из энциклопедического словаря :

“российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.

Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля ...

Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных

сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения,

нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного

ракетного двигателя .” Гораздо менее он известен своими философскими

концепциями , своей “космической философией ”, которые , пожалуй , и

составляют главную часть его научного наследия .

Действительно , одним из главных достижений Циолковского считается то

, что именно он предложил и научно обосновал возможность использования

ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе “Исследование мировых

пространств реактивными приборами ” . Работа эта была частично

опубликована в 1903 г. . Однако подобные идеи приходили в голову не только

Циолковскому - примерно тогда же (чуть позже) этим начали заниматься

ученые и в других странах , например Р. Годдар в США и Г.Оберт в Германии ,

стали выходить их работы , написанные независимо от Циолковского (хотя его

приоритет очевиден ) . Циолковскому принадлежит также множество

технических идей и изобретений (многоступенчатые ракеты , металлический

дирижабль , поезд на воздушной подушке и др.) однако это не главное (были

изобретатели и покруче ). Сам Константин Эдуардович писал по поводу ракет

так: ”Ракета для меня только способ , только метод проникновения в

глубину Космоса , но отнюдь не самоцель... Будет иной способ передвижения в

Космосе , приму и его ”. Центральной , главной идеей Циолковского является

то , что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в

космос , более того , с расселением в нем : “Человечество...сначала робко

выглянет за пределы земной атмосферы , а затем завоюет себе все

околосолнечное пространство”.

Нам , с детства читавшим фантастику , живущим тогда когда “космические

корабли бороздят просторы Вселенной ” наверное трудно представить , сколь

новыми , необычными , неожиданными были эти идеи сто лет назад , хотя

выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории .

Циолковский был поистине уникальным человеком - глуховатый учитель физики

и арифметики в провинциальной Калуге , всю жизнь ставивший какие то опыты ,

писавший статьи , делавший расчеты , сумевший подняться не только над

мелочами обывательской жизни , но сумевший превзойти по широте и

“дальности прицела” мышления даже величайших ученых своего времени ,

попытавшийся охватить мыслью всю Вселенную , сделавший бескрайние просторы

Космоса полем человеческой деятельности .

Циолковский родился в год минус сотой годовщины полета первого спутника

- 1857г. в семье лесничего . В 10 лет простудился , заболел скарлатиной и

с тех пор стал страдать глухотой . “Глухота делает в дальнейшем мою

биографию малоинтересной , так как лишает меня общения с людьми ,

наблюдения и заимствования. .. Это биография калеки ”. Циолковский

начинает читать , делать , как он говорит , “игрушки” , ставить опыты .

“Отец вообразил , что у меня технические способности , и меня отправили в

Москву ”. Здесь за два года он самостоятельно изучил элементарную

математику и физику и высшую математику - “прочел курс высшей алгебры ,

дифференциального и интегрального исчисления , аналитическую геометрию ,

сферическую тригонометрию и прочее ”. Должного образования он к сожалению

не получил , хотя , как мог , и далее восполнял этот пробел самостоятельно

. В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем арифметики и геометрии

в Боровское уездное училище . Там женился (женился удачно :“женился ...

без любви , надеясь , что такая жена не будет мною вертеть , будет работать

и не помешает мне делать то же . Эта надежда вполне оправдалась”) . Вскоре

Циолковский переезжает в Калугу , где преподает физику и арифметику в

женской гимназии . Почти все свое время он тратил на работу : разрабатывал

теорию дирижабля , ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил

первую в России аэродинамическую трубу !) , опыты с электричеством ,

разрабатывал теорию реактивного движения . Жил он довольно замкнуто ,

практически не выезжал из Калуги - сказывался его физический недостаток

и выработанные в детстве комплексы , “мое уродство и происходящая от этого

дикость” . “Работы мои печатались в журналах , но проходили незамеченными ”

. Только в 1911-1912 гг. на его работы о завоевании космоса обращают

внимание , до этого издаются в основном его научно-фантастические

произведения (это были одни из первых литературных произведений такого рода

в нашей стране).

Циолковский был ученый-естественник и материалист до мозга костей . Он

пишет , что “всякой неопределенности и “философии” я избегал ” , хотя и

очень уважал русскую классическую литературу . “Основанием моей

естественной философии было полное отвлечение от рутины в познание

Вселенной , какое дает современная наука . Наука будущего , конечно ,

опередит науку настоящего , но пока и современная наука - наиболее

почтенный и даже единственный источник философии . Наука , наблюдение ,

опыт и математика были основой моей философии ”.

Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую

доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и счастье всего

живого в настоящем и будущем ”. По его мнению , бесконечный и счастливый

прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое

пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной . “Когда

человечество найдет возможность ... жить в среде без тяжести , в

безграничном эфире , окружающем наше Солнце ... тогда можно будет ожидать

беспредельного размножения ... и высокого совершенствования человека ”.

Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию

как единый организм , как некое единое целостное образование . В этом

качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий . Сначала

эмбриональная стадия - возникновение , жизнь и развитие человечества на

Земле . “Земля - колыбель человечества , но нельзя вечно жить в колыбели ”

. Следуя этой логике , нужно признать , что человечество должно выйти из

пеленок то есть за пределы Земли . Выход в околоземный космос - это вторая

фаза эволюции человечества.

По мнению Циолковского , это также неизбежно , как превращение куколки в

бабочку . На этой ступени эволюции человечество должно распространится на

все околосолнечное пространство . На этом этапе , используя ресурсы планет

и солнечную энергию возводятся космические поселения - герметичные

оранжереи в космическом вакууме . Возведение космических поселений и

райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне

Земли”.

За второй должна последовать третья стадия - расселение людей по всей

Галактике . Причем выход в космос - в принципиально иную для существования

человека среду неизбежно наложит отпечаток на его физический и

нравственный облик . Они станут совсем другими . Живя в космосе , люди на

первых порах будут пользоваться еще привычными земными средствами защиты

от враждебной ,агрессивной среды , прячась в искусственно созданных в

вакууме “эфирных городах”. Однако со временем , повинуясь эволюции , люди

станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить

непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров ,

кабин , капсул ).

Таких существ Циолковский описал в фантастической повести “Грезы о Земле

и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества ” (1928г.) . Он

представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными

крылышками для улавливания Солнечной энергии . Существа эти функционируют

по замкнутому циклу - в крылышках происходит процесс фотосинтеза , в

результате которого выделяется кислород , используемый здесь же для дыхания

. Существа свободного космоса , нарисованные фантазией Циолковсого , не

нуждаются ни в пище, ни в жилье , летая свободно и существуя безбедно . Это

настоящие жители вселенной .

Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно назвать

бесплодной фантазией , однако с общебиологической и эволюционной точек

зрения это вполне логично . Это своего рода модель возможной эволюции

человека и человечества . Можно рассмотреть следующую логическую цепочку .

Жизнь зародилась в гидросфере (водной среде) , затем постепенно перешла из

водной среды в воздушную . Возникли наземные животные и человек . Теперь

человек из воздушной среды переходит в космическую . Вполне возможно , что

далекие потомки современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут

теми самыми “эфирными” существами с замкнутым автотрофным циклом

обменных процессов. Этим ли путем пойдет эволюция , или другим , сказать

сейчас сложно . Ясно одно : “живые существа космоса” (если такие когда-

нибудь возникнут ) , стоящие на много более высокой ступени эволюции , чем

мы , будут еще меньше похожи на нас , чем мы на наших водных предков .

Циолковский считал , что жизнь и разум являются непременными атрибутами

Вселенной . Сомнений в том , что существует внеземная жизнь , более того ,

внеземные цивилизации , у него не было . “В известной вселенной можно

насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть , мы имеем столько же

планет , сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал ,

что возможно существуют цивилизации , обладающие “таким могуществом ,

которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут

путешествовать между звездами , расселяются на другие планеты .

“Вселенная битком набита совершенными существами ”.

Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия

внеземных цивилизаций , и в этой связи интересны мысли Циолковского о

контакте , высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами”

(1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того , что

никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем .

Почему они не посещают землю? Ответ : возможно просто не настало еще время

. Почему никак не дают нам знать о своем существовании ? Ответ : возможно

мы просто еще не можем воспринять эти знаки . Далее ученый говорит , что

“нашим небесным соседям” известно , что со временем люди разовьются

настолько , что сами узнают об этом . Кроме того , зачем вообще сейчас

большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание ,

не принесет ли оно вреда ? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и

варфоломеевские ночи.”

Человечество просто стоит на слишком низкой ступени развития для контакта

. Мы по отношению к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям

стоим на той же ступени развития , что и , например , животные по отношению

к людям . “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами

?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт .

Должно прийти время , когда степень развития человечества окажется

достаточной для этого . “Мы - братья - убиваем друг друга , затеваем войны

, жестоко обращаемся с животными (неожиданная грань : Циолковский -

гуманист К.В.) . Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам ? Не

сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в

неравной борьбе ( есть такое распространенное обывательское мнение К. В.) .

Они этой борьбы и гибели желать не могут.”

На заре космической эры - в 50-ых , 60-ых гг. казалось , что

“гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются с поразительной

точностью . Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно

выветрился , стало ясно , что на Марсе человек в ближайшее время не

высадится , хотя технически это возможно но , увы , не понятно , зачем

нужно . Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время , когда

люди уже перестали летать на Луну”. В космосе , как и везде , нас

интересует теперь только экономическая выгода . Тем не менее я считаю , что

человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос , и погонит

нас туда та же экономическая выгода , стремление решить земные проблемы ,

просто то , что на Земле , “в колыбели” нам станет тесно , потому что “мы

живем более жизнью космоса чем жизнью Земли , так как космос бесконечно

значительнее Земли по своему объему , массе и времени ...” .

Литература

1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского. М.,1970

2. К.Э.Циолковский .Путь к звездам .Сборник научно-фантастических

произведений. М.,1961

2. С.П. Уманский . Космическая одиссея.М.,1988

2. Баландин Р. Разум Вселенной //Техника молодежи. 1992. N01-2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты