Культура и философия
Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе, культура и
цивилизация
Основная идея темы: Культура — это мир, высших творений, созданный и
создаваемый человеком в ходе своей деятельности.
Н.К.Рерих: «... культура есть любовь к человеку. Культура есть
благоухание, сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и
утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Куль тура есть спасение.
Культура есть двигатель. Культура есть сердце».
Вопросы темы
Понятие культуры в философии.
Социальная обусловленность культуры.
Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности.
Вопрос 1-й
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она
рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной
жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура,
какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в
социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы,
касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной
литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной
жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и
воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для
эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального
искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются
такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая
культура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки
зрения философии?
Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном.
Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека.
По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для
познания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством
человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение
Богу и самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека
высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый
человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как
на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации
противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура
измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех
людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры,
критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую
позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником
несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает
нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо
считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений
культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души
развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и
поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего
становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии
с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне
природы и в соответствии с ее требованиями.
В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера
духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь
окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура
— это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост
культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход
наиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Он обосновывал идею о
том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого ума.
Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый
народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет
цивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало
употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных
результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея
обусловленности культуры конкретным способом материального производства,
характером общественно-экономической формации и исторической эпохи.
Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер
(первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура
коммунистического общества. В марксизме исследовались различные
проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.
Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже
XIX и начала XX вв.
Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь
как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и
иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо,
поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное.
Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его
путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и
независимым.
О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории
культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его
мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых
организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем
развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в
том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и
характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую,
греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов
майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие
независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также
английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого
противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это
существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и
инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает
свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления
человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления
человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден,
что современный человек является в большей
степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта
тенденция в итоге погубит все человечество.
В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях
(Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего к достижениям науки
и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв
человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было
сделано ударение на необходимости совершенствования, прежде всего самого
человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего
«живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему
живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать
сохранению жизни на нашей планете.
В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего
высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его
идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми
и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив,
Добро - это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное
предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В
русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во
всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни.
Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и
мироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало,
культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится на
пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада.
Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет
богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны
культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности
культуры с позиций философии.
Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание»,
«уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит
деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта
деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и,
следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только
живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также
отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший
социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу
новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и
способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в
себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);
предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между
людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все,
созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая