размышляют над понятиями.
Проблема идеального.
Идеальное – то, что существует в моем сознании формируется в результате
того, что человек знакомится с результатами деятельности другого человека.
Сознание – это целенаправленное отражение действительности социальным
человеком включая в общественно-историческая деятельность и отражается на
достижение культуры.
Диалектика
Это теория развития и всеобщей взаимосвязи
Основоположник диалектики – древнегреческий философ Гераклид (огонь).
Гераклид развивал объективную диалектику.
Объективная диалектика рассматривает развитие природы (объективной
реальности)
Субъективная диалектика – это диалектика понятий. Софисты в древней Греции
были известны как школьные учителя. Их интересовало как человек мыслит.
Человек с помощью мышления может доказать все. Сократ учился у софистов
«Сократовская беседа» особый вид философии. Поиск истины (сам процесс).
Платон – ученик Сократа, аристократическая семья, атлет. Продолжая
субъективную диалектику. Вопрос о понятиях, их анализ, теория двух миров.
Аристотель ученик Платона, дуализм, его работа «Логика». Логика – наука о
правильном мышлении. Закон которы запрещая противоречия в мышлении. Если мы
что-то утверждаем о каком-то объекте то мы не можем высказать прямо
противоположную мысль. Запретив запрет на противоречия он нем самым
закрепил исследовать противоречия действительности. Противоречие возникает
там, где процесс мысли – я идет неправильно.
Гераклид исследовал движение через анализ противоположностей.
Диалектика возродилась в период Возрождения (Джордано Бруно) 16-18 века
бурное развитие метафизики. Метафизика стала основой европейской науки.
Метафизика – противоположность диалектики, рассматривает мир как
стабильный, объекты изолированные друг от друга (17 в. Бэкон, Гоббе, Локк,
Дидро, Гольбах). Форма диалектики в новое время – Кант, Шиллинг, Гегель.
Гегель (18-19в) человек только тогда мыслит правильно, если в любом объекте
пытается найти противоположные стороны. Все находится в развитии. Развитие
происходит через противоположности. Маркс – один из учеников Гегеля но
после смерти Гегеля (кружки – влада гегельянцев). Философия
противоположная Гегелевской. Гегель абсолютный идеалист в основе мира
абсолютная идея.
ДИАЛЕКТИК
Материалистическая диалектика (развитие природы) Противоречия для Гегеля
примиряются. Для Маркса разрешение противоречий происходит через их
разрушение.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Закон – это объект устойчивая связь между процессами и явлениями
окружающего мира.
Законы бывают:
- частные
- общие
- философии (диалектики)
Законы диалектики действуют в трех сферах.
1-й закон. Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположности – это внутренние стороны объекта, которые друг без друга
не существуют. И в то же время друг друга отрицают. Противоречие – это
отношение между противоположностями они могут иметь следующий характер:
- отношение единства
- отношение борьбы
Этапы развития противоречий:
- возникновение противоречия
- этапы его развития
- этап разрешения противоречий
Виды противоречий
- основные и неосновные. Основное противоречие – это противоречие
которое связано с сущностью этого объекта, а
неосновное отражает второстепенные стороны объекта.
- внутренние и внешние. Внутреннее это противоречие связанное с
существованием данного объекта, оно отражает
внутреннюю тенденцию развития этого объекта. Внешние – это противоречия
между данным объектом и другими. Главным определением являются внутренние
противоречия. В связи с этим диалектика рассматривает движение как
самодвижение объекта.
2-й закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – это совокупность изменений свойств объекта. У любого объекта
есть существенные и несущественные свойства. Качество – то что делает
данный объект данным объектом Качество – это существенные свойства объекта
в определенном отношении. Вещи одновременно являются и однокачественными и
многокачественными.
Количество – это такое свойство объекта которое можно выразить числом.
Количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Количество и качество
являются парой противоположностей.
Мера – это такой интервал существования объектов в рамках которого
происходит изменение количества без изменения качества. Скачек – это
количественное изменение объекта. Определенные количественные изменения
подготавливают изменения качества. Качество меняется скачком. С появлением
нового качества появляются новые количества .
3-й закон. Закон отрицания отрицания.
Отрицание (метафизика) – полное уничтожение объекта, разрушение данного
состояния. Новое качество появляется на новом месте.
Отрицание (диалектика) – сохранение каких-то предыдущих качеств. В ходе
отрицания проиходит переход старых качеств в новые.
Закон двойного отрицания подчеркивает, что любое новое состояние устареет и
в свою очередь будет отрицаться новым состоянием т.е. закон показывает
непрерывность развития.
Триада Гегеля.
1. Тезис.
2. Антитезис – противоположен первому.
3. синтез – возврат к исходному состоянию (характеристики повторяющегося
через этап).
Движение – любое изменение. Развитие – появление необратимых новых качеств.
Закон …..описывает процессы, где есть развитие. В законе рассматривается
развитие как движение по спирали.
Каждый закон диалектики рассматривает свой аспект движения и развития
1. причина движения (внутренние противоречия)
2. механизм перехода (количественное в качественное)
3. направление развития (новые этапы происходят на основе старых)
Категории диалектики
Категории – предельно широкие понятия, носят всеобщий и универсальный
характер. Категории носят априорный (до опыта) характер с точки зрения
Канта.
Категории:
Единичные – общие
Причина – следствие
Сущность – явление
Случайность – необходимость
Философские категории отличаются тем. Что они носят всеобщий характер, т.е.
любая мысль несет философские категории. Они усваиваются через структуры
языка. Философские категории – схемы нашего мышления.
№1. Единичное – общее (как правило философские категории существуют парами)
Единичное – свойства, характеристики объекта, присущее только данному
объекту. Общее – свойства и характеристики которыеобъединяют данный объект
с другим.
Метафизика
1. Реализм (Платон) общее и единичное существующий независимо, единичные
вещи – реальный мир, общее существует как понятие в мире идей.
2. политализм (XVIII в) – в мире существуют только единичные вещи, общее
– имя или название.
Диалектика
Единичное и общее неразрывно взаимосвязаны: каждый обладает и теми и
другими качествами.
№2.Причина – следствие
Причина – явление, которое порождает другое явление. Следствие – результат
причины. Принцип причинности: любое явление имеет свою причину. Принцип
детерминизма (более общий характер): функиональная зависимость, отношение
симметрий, принцип причинности.
Метафизика (Лаплас)
Если можно в какой-то момент времени подробно описать состояние мира. То
можно было сказать в каком состоянии он будет в следующий момент жесткий
(лаплпсовский) детерминизм (не учтена случайность), обратная связь –
следствие может породить и изменить причину. Полная причина – совокупность
всех обстоятельств, которые вызвали какое-то событие.
Диалектика
Причина и следствие в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг
без друга не существуют. Индетерменизм – отрицает существование причинно-
следственных связей (субъективный идеализм – Кант). Причина и следствие –
схемы нашего мышления, привычки нашего мышления (Юм). Это отрицание
объективной характеристики причинности.
№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый
второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.
Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно
действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и
произойдет так, а не иначе.
Метафизика
1) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).
2) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей
нет; случайность – то чего человек не знает)
А) мифологический
Б) теологический
В) рациональный
Диалектика
Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в
друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная
необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления
подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя
предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать
поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика
случайности.
№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление
– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в
объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.
Метафизика
Кант
Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас
Сущность явление
(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист
Кант – материалист Кант—дуалист
Кант – метафизик
Метафизика
№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый
второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.
Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно
действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и
произойдет так, а не иначе.
Метафизика
3) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).
4) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей
нет; случайность – то чего человек не знает)
А) мифологический
Б) теологический
В) рациональный
Диалектика
Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в
друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная
необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления
подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя
предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать
поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика
случайности.
№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление
– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в
объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.
Метафизика
Кант
Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас
Сущность явление
(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист
Кант – материалист Кант—дуалист
Кант – метафизик
Метафизика разрывает сущность и явление и рассматривает их как
самостоятельный процессы.
Диалектика
Гегель: через явление мы можем проникнуть в сущность, анализируя явления.
Процесс познания сущности. Явлений – сущность I порядка – сущность II.
№5 Возможность и действительность. Возможность – процесс, который может
возникнуть, действительное – то , что есть в наличие. Процесс существования
объекта: постоянный переход возможности в действительность. Невозможное –
события, которые противоречат законам природы или общества (из желудя не
может вырасти береза).
Возможность:
1) формальная (не опираются на существенные моменты
действительности)
2) реальная (связаны с сущностью имеют условия для своей
реализации)
Степени возможности: возможно -- менее возможное.
Теория познания (гносеология)
Структура философии
1) антология (наука о сущем)
2) культурология
3) диалектика
4) этика и эстетика
5) социальная философия
6) философия религии
7) гносеология
8) философия права
9) политология
10) логика
Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные
суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную
истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима.
Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины.
Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика.
Практика – предметная реальная деятельность человека направленная
преобразование внешнего мира.
Виды:
- труд
- социальная практика (преобразование общества)
- научный эксперимент
Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий
истины.
Чувственное и рациональное в процессе познания
Рационализм (разум) сенсуализм (чувства)
Знания с помощью мышления знания, которые дают нам
органы чувств
Эти способы связаны между собой, нет их отдельно.
Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность,
чувства же дают только поверхностные знания.
Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли –
главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают
органы чувств.
Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства
поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен
руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского
рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только
разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно
существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в
самом акте сомнения.
Формы чувственного познания и познания рационального.
1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа
чувств.
2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких
органов чувств.
3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти –
это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление
предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета.
Формы рационального познания:
1. понятие
2. суждение
3. умозаключение
Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство,
а все остальные отбрасываются.
Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается.
S есть P
S не есть P
Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод.
Два основных вида:
- индукция
- дедукция
Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается
общий вывод.
Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные
выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае
индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту
особенность знал даже Аристотель.
Проблема истины в философии.
Объективный характер истины.
Диалектика основной и относительной истины в процессе познания.
Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ
действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний,
которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина
понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание.
Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не
опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная
истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется,
конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно
одновременно носит и относительный и абсолютный характер.
Истина всегда конкретна
Критерии истины:
Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека,
направленная на преобразование мира, практика одновременно является и
абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается.
Есть дополнительные критерии истины:
1) рациональный
2) интуитивный
- простота решения
- красота
- теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно
сумасшедшей
Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений.
Методы и формы научного познания.
Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень
познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения,
эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания.
Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе
полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую
роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления).
Формы имперического познания
- наблюдение – это исследование объекта в природных условьях.
- эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях.
- измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном.
Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство.
Но его часто нельзя повторить.
Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из
естественной среды.
Теоретический уровень познания.
- индукция
- дедукция
На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания
(наблюдение эксперимент).
Умозаключение по аналогии
Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то
возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во
втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования.
Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального
объекта.
Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный
объект. Идеальное – математические формулы.
Анализ и синтез.
Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез –
мысленное объединение частей в одно целое.
Идеализация
Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до
своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль).
Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод
применяется в математике.
Системный метод
Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики
объекта не выводятся из характреристик частей.
Страницы: 1, 2