Лекции по философии I часть

размышляют над понятиями.

Проблема идеального.

Идеальное – то, что существует в моем сознании формируется в результате

того, что человек знакомится с результатами деятельности другого человека.

Сознание – это целенаправленное отражение действительности социальным

человеком включая в общественно-историческая деятельность и отражается на

достижение культуры.

Диалектика

Это теория развития и всеобщей взаимосвязи

Основоположник диалектики – древнегреческий философ Гераклид (огонь).

Гераклид развивал объективную диалектику.

Объективная диалектика рассматривает развитие природы (объективной

реальности)

Субъективная диалектика – это диалектика понятий. Софисты в древней Греции

были известны как школьные учителя. Их интересовало как человек мыслит.

Человек с помощью мышления может доказать все. Сократ учился у софистов

«Сократовская беседа» особый вид философии. Поиск истины (сам процесс).

Платон – ученик Сократа, аристократическая семья, атлет. Продолжая

субъективную диалектику. Вопрос о понятиях, их анализ, теория двух миров.

Аристотель ученик Платона, дуализм, его работа «Логика». Логика – наука о

правильном мышлении. Закон которы запрещая противоречия в мышлении. Если мы

что-то утверждаем о каком-то объекте то мы не можем высказать прямо

противоположную мысль. Запретив запрет на противоречия он нем самым

закрепил исследовать противоречия действительности. Противоречие возникает

там, где процесс мысли – я идет неправильно.

Гераклид исследовал движение через анализ противоположностей.

Диалектика возродилась в период Возрождения (Джордано Бруно) 16-18 века

бурное развитие метафизики. Метафизика стала основой европейской науки.

Метафизика – противоположность диалектики, рассматривает мир как

стабильный, объекты изолированные друг от друга (17 в. Бэкон, Гоббе, Локк,

Дидро, Гольбах). Форма диалектики в новое время – Кант, Шиллинг, Гегель.

Гегель (18-19в) человек только тогда мыслит правильно, если в любом объекте

пытается найти противоположные стороны. Все находится в развитии. Развитие

происходит через противоположности. Маркс – один из учеников Гегеля но

после смерти Гегеля (кружки – влада гегельянцев). Философия

противоположная Гегелевской. Гегель абсолютный идеалист в основе мира

абсолютная идея.

ДИАЛЕКТИК

Материалистическая диалектика (развитие природы) Противоречия для Гегеля

примиряются. Для Маркса разрешение противоречий происходит через их

разрушение.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Закон – это объект устойчивая связь между процессами и явлениями

окружающего мира.

Законы бывают:

- частные

- общие

- философии (диалектики)

Законы диалектики действуют в трех сферах.

1-й закон. Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоположности – это внутренние стороны объекта, которые друг без друга

не существуют. И в то же время друг друга отрицают. Противоречие – это

отношение между противоположностями они могут иметь следующий характер:

- отношение единства

- отношение борьбы

Этапы развития противоречий:

- возникновение противоречия

- этапы его развития

- этап разрешения противоречий

Виды противоречий

- основные и неосновные. Основное противоречие – это противоречие

которое связано с сущностью этого объекта, а

неосновное отражает второстепенные стороны объекта.

- внутренние и внешние. Внутреннее это противоречие связанное с

существованием данного объекта, оно отражает

внутреннюю тенденцию развития этого объекта. Внешние – это противоречия

между данным объектом и другими. Главным определением являются внутренние

противоречия. В связи с этим диалектика рассматривает движение как

самодвижение объекта.

2-й закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – это совокупность изменений свойств объекта. У любого объекта

есть существенные и несущественные свойства. Качество – то что делает

данный объект данным объектом Качество – это существенные свойства объекта

в определенном отношении. Вещи одновременно являются и однокачественными и

многокачественными.

Количество – это такое свойство объекта которое можно выразить числом.

Количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Количество и качество

являются парой противоположностей.

Мера – это такой интервал существования объектов в рамках которого

происходит изменение количества без изменения качества. Скачек – это

количественное изменение объекта. Определенные количественные изменения

подготавливают изменения качества. Качество меняется скачком. С появлением

нового качества появляются новые количества .

3-й закон. Закон отрицания отрицания.

Отрицание (метафизика) – полное уничтожение объекта, разрушение данного

состояния. Новое качество появляется на новом месте.

Отрицание (диалектика) – сохранение каких-то предыдущих качеств. В ходе

отрицания проиходит переход старых качеств в новые.

Закон двойного отрицания подчеркивает, что любое новое состояние устареет и

в свою очередь будет отрицаться новым состоянием т.е. закон показывает

непрерывность развития.

Триада Гегеля.

1. Тезис.

2. Антитезис – противоположен первому.

3. синтез – возврат к исходному состоянию (характеристики повторяющегося

через этап).

Движение – любое изменение. Развитие – появление необратимых новых качеств.

Закон …..описывает процессы, где есть развитие. В законе рассматривается

развитие как движение по спирали.

Каждый закон диалектики рассматривает свой аспект движения и развития

1. причина движения (внутренние противоречия)

2. механизм перехода (количественное в качественное)

3. направление развития (новые этапы происходят на основе старых)

Категории диалектики

Категории – предельно широкие понятия, носят всеобщий и универсальный

характер. Категории носят априорный (до опыта) характер с точки зрения

Канта.

Категории:

Единичные – общие

Причина – следствие

Сущность – явление

Случайность – необходимость

Философские категории отличаются тем. Что они носят всеобщий характер, т.е.

любая мысль несет философские категории. Они усваиваются через структуры

языка. Философские категории – схемы нашего мышления.

№1. Единичное – общее (как правило философские категории существуют парами)

Единичное – свойства, характеристики объекта, присущее только данному

объекту. Общее – свойства и характеристики которыеобъединяют данный объект

с другим.

Метафизика

1. Реализм (Платон) общее и единичное существующий независимо, единичные

вещи – реальный мир, общее существует как понятие в мире идей.

2. политализм (XVIII в) – в мире существуют только единичные вещи, общее

– имя или название.

Диалектика

Единичное и общее неразрывно взаимосвязаны: каждый обладает и теми и

другими качествами.

№2.Причина – следствие

Причина – явление, которое порождает другое явление. Следствие – результат

причины. Принцип причинности: любое явление имеет свою причину. Принцип

детерминизма (более общий характер): функиональная зависимость, отношение

симметрий, принцип причинности.

Метафизика (Лаплас)

Если можно в какой-то момент времени подробно описать состояние мира. То

можно было сказать в каком состоянии он будет в следующий момент жесткий

(лаплпсовский) детерминизм (не учтена случайность), обратная связь –

следствие может породить и изменить причину. Полная причина – совокупность

всех обстоятельств, которые вызвали какое-то событие.

Диалектика

Причина и следствие в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг

без друга не существуют. Индетерменизм – отрицает существование причинно-

следственных связей (субъективный идеализм – Кант). Причина и следствие –

схемы нашего мышления, привычки нашего мышления (Юм). Это отрицание

объективной характеристики причинности.

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый

второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.

Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно

действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и

произойдет так, а не иначе.

Метафизика

1) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

2) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей

нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в

друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная

необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления

подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя

предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать

поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика

случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление

– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в

объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый

второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.

Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно

действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и

произойдет так, а не иначе.

Метафизика

3) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

4) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей

нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в

друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная

необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления

подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя

предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать

поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика

случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление

– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в

объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика разрывает сущность и явление и рассматривает их как

самостоятельный процессы.

Диалектика

Гегель: через явление мы можем проникнуть в сущность, анализируя явления.

Процесс познания сущности. Явлений – сущность I порядка – сущность II.

№5 Возможность и действительность. Возможность – процесс, который может

возникнуть, действительное – то , что есть в наличие. Процесс существования

объекта: постоянный переход возможности в действительность. Невозможное –

события, которые противоречат законам природы или общества (из желудя не

может вырасти береза).

Возможность:

1) формальная (не опираются на существенные моменты

действительности)

2) реальная (связаны с сущностью имеют условия для своей

реализации)

Степени возможности: возможно -- менее возможное.

Теория познания (гносеология)

Структура философии

1) антология (наука о сущем)

2) культурология

3) диалектика

4) этика и эстетика

5) социальная философия

6) философия религии

7) гносеология

8) философия права

9) политология

10) логика

Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные

суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную

истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима.

Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины.

Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика.

Практика – предметная реальная деятельность человека направленная

преобразование внешнего мира.

Виды:

- труд

- социальная практика (преобразование общества)

- научный эксперимент

Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий

истины.

Чувственное и рациональное в процессе познания

Рационализм (разум) сенсуализм (чувства)

Знания с помощью мышления знания, которые дают нам

органы чувств

Эти способы связаны между собой, нет их отдельно.

Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность,

чувства же дают только поверхностные знания.

Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли –

главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают

органы чувств.

Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства

поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен

руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского

рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только

разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно

существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в

самом акте сомнения.

Формы чувственного познания и познания рационального.

1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа

чувств.

2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких

органов чувств.

3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти –

это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление

предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета.

Формы рационального познания:

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство,

а все остальные отбрасываются.

Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается.

S есть P

S не есть P

Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод.

Два основных вида:

- индукция

- дедукция

Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается

общий вывод.

Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные

выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае

индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту

особенность знал даже Аристотель.

Проблема истины в философии.

Объективный характер истины.

Диалектика основной и относительной истины в процессе познания.

Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ

действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний,

которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина

понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание.

Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не

опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная

истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется,

конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно

одновременно носит и относительный и абсолютный характер.

Истина всегда конкретна

Критерии истины:

Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека,

направленная на преобразование мира, практика одновременно является и

абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается.

Есть дополнительные критерии истины:

1) рациональный

2) интуитивный

- простота решения

- красота

- теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно

сумасшедшей

Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений.

Методы и формы научного познания.

Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень

познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения,

эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания.

Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе

полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую

роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления).

Формы имперического познания

- наблюдение – это исследование объекта в природных условьях.

- эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях.

- измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном.

Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство.

Но его часто нельзя повторить.

Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из

естественной среды.

Теоретический уровень познания.

- индукция

- дедукция

На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания

(наблюдение эксперимент).

Умозаключение по аналогии

Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то

возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во

втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования.

Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального

объекта.

Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный

объект. Идеальное – математические формулы.

Анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез –

мысленное объединение частей в одно целое.

Идеализация

Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до

своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль).

Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод

применяется в математике.

Системный метод

Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики

объекта не выводятся из характреристик частей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты