Материализм Л.Фейербаха

Материализм Л.Фейербаха

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА

студента 1 курса

группы 11-м

факультета международных отношений

Нечаевой Анастасии Сергеевны

Научный руководитель:

Абрамова Л.П.

Дата сдачи:

Оценка:

Подпись руководителя:

Санкт- Петербург

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА 5

ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ 8

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА 11

ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА

14

ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ 17

ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой

классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему

представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать

философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к

современной философии.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако

довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое

философское учение, которое известно под названием антропологического

материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному

идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли

о действительности, а саму действительность.

Центральные вопросы философии Фейербаха — существование человека,

смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, —

необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку.

Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его

как существо универсальное, космическое. Мыслитель верит в победу разума

над слепыми, неразумными силами мира.

Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала его теория на

формирование философских воззрений Маркса и Энгельса, а также русских

революционных демократов.

Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в своем

реферате, так как в настоящее время проблема научного истолкования

общественного сознания, в котором отражается сущность человека, особенно

близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.

Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо

проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая

созданием его собственной философской концепции на основе так называемого

антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух

источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики

философского идеализма (в первую очередь – идеализма Гегеля).

Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют

такие литературные источники, как его философские произведения, критическая

литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной

добродетелью ученого.[1]

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако

довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое

философское учение, которое известно под названием антропологического

материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному

идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать

не мысли о действительности, а саму действительность.

Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий

абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть

наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением

действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле

слова)".

Действительность — это природа во всем ее чувственно воспринимаемом

богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь,

электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель

разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и

идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных

положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно

обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает

природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением

природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она

воздвигла также храм мозга..."[2] Человек и есть воплощение

действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный,

непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха:

тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование

может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех

философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной

философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и

мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим

выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь

человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления

это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке,

этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух,

бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум,

страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою

объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным

значит быть включенным в мир".[3] Как легко видеть, название

"антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть

философии Фейербаха.

Материализм, с позиции которого рассуждает Фейербах, является

антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века.

Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и

рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у

Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских

материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и

тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только

идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его

целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело

– две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая

природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и

отдельный индивид для него – исторически духовное образование, как у

Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая

философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис,

единственным, универсальным и высшим предметом философии”[4]. Философия

Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм.

Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская

реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной

идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство

общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля

преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной

реакцией на немецкий идеализм.

В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не

видит положительной стороны ее, именно диалектического метода. Вместе с

идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В

последней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель

обосновывал свою фантастическую систему.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в

том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху,

понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и

поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного

существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ

Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную

природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека.

А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как

их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким

образом, центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и

материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его

предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в

центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид

психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и

материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В

мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,

деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность

непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5].

Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело,

доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты