Материализм Л.Фейербаха
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
студента 1 курса
группы 11-м
факультета международных отношений
Нечаевой Анастасии Сергеевны
Научный руководитель:
Абрамова Л.П.
Дата сдачи:
Оценка:
Подпись руководителя:
Санкт- Петербург
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА 5
ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ 8
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА 11
ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
14
ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ 17
ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой
классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему
представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать
философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к
современной философии.
Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако
довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое
философское учение, которое известно под названием антропологического
материализма.
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному
идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли
о действительности, а саму действительность.
Центральные вопросы философии Фейербаха — существование человека,
смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, —
необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку.
Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его
как существо универсальное, космическое. Мыслитель верит в победу разума
над слепыми, неразумными силами мира.
Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала его теория на
формирование философских воззрений Маркса и Энгельса, а также русских
революционных демократов.
Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в своем
реферате, так как в настоящее время проблема научного истолкования
общественного сознания, в котором отражается сущность человека, особенно
близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.
Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо
проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая
созданием его собственной философской концепции на основе так называемого
антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух
источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики
философского идеализма (в первую очередь – идеализма Гегеля).
Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют
такие литературные источники, как его философские произведения, критическая
литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной
добродетелью ученого.[1]
Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако
довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое
философское учение, которое известно под названием антропологического
материализма.
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному
идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать
не мысли о действительности, а саму действительность.
Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий
абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть
наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением
действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле
слова)".
Действительность — это природа во всем ее чувственно воспринимаемом
богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь,
электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель
разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и
идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных
положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно
обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает
природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением
природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она
воздвигла также храм мозга..."[2] Человек и есть воплощение
действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный,
непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха:
тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование
может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех
философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной
философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и
мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим
выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь
человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления
это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке,
этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух,
бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум,
страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою
объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным
значит быть включенным в мир".[3] Как легко видеть, название
"антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть
философии Фейербаха.
Материализм, с позиции которого рассуждает Фейербах, является
антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века.
Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и
рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у
Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и
тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только
идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его
целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело
– две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая
природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и
отдельный индивид для него – исторически духовное образование, как у
Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая
философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис,
единственным, универсальным и высшим предметом философии”[4]. Философия
Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм.
Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская
реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной
идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство
общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля
преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной
реакцией на немецкий идеализм.
В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не
видит положительной стороны ее, именно диалектического метода. Вместе с
идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В
последней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель
обосновывал свою фантастическую систему.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в
том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и
поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.
Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного
существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ
Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную
природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека.
А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как
их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким
образом, центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и
материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его
предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.
В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в
центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид
психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.
Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и
материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В
мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,
деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность
непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5].
Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело,
доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым