Материально-экономическая сфера общества

языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое

основание общественного характера производства, на базе которого

зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей,

способа жизнедеятельности и –всего образа жизни людей.

Что же является собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к

существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым

минимумом, люди должны трудится: все созидает для смертных забота и труд

человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что

природа дает ему в готовом виде. «Непосредственного материала, которого не

приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,

так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд

добывают для человека средства удовлетворения его потребностей»[5].

Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди

создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и

он-то и есть процесс материального производства. Следовательно,

материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые

с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с

целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение

человеческих потребностей.

Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она не протекала,

направляется определенными потребностями и интересами, вырастающими на

основе производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его

дальнейшего развития. Потребность – есть не что иное, как состояние

организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,

выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее

побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной

активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,

нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию

состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования

и развития.

Однако для осуществления деятельности не достаточно одного только

наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель,

ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для

ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность

принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже

существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в

устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво

направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-

ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения

потребностей, достижения цели.

Поскольку субъектам общественно-исторической деятельности являются

индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,

партий, классов и т.д.), поскольку их деятельность всегда основывается на

иерархии интересов – от личностно-индивидуальных до самых широких

общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности

и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или

любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,

ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и

общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее

сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком

общественных систем является их способность целенаправленно формировать и

мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов

свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и

т.д.). характер интересов – объективный, чрезвычайно тонкий показатель

состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы – как личные, так и общественные – имеют

сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и

материальных и кончая наиболее утонченными духовными – познавательными,

нравственными, эстетическими и т.п. Общественные потребности и интересы

составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют

направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в

целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит

интересам в системе материального производства. Развитие экономической

сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития,

поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования

и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого

сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из

рычагов стимулирования роста материального производства является повышение

материальной и моральной заинтересованности ( иными словами, мобилизация

интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где

нет заинтересованности, не может быт и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными,

так и функциональными, когда они выражают направленность либо на конечный

результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и

интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как

именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и

творчески- интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс

деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и

результат – качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и

предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят

друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с

помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и к

каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в

качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс

труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в

искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества,

становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и

возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в

том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а

также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития

производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и

личных потребностей и интересов – существенное условие правильного выбора

направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и

культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес

развития производительных сил, увеличение производительности труда и

совершенствования все системы производственных отношений, что составляет

решающий критерий исторического процесса человечества, а также

совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения

его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и

производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,

выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент

производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса

производства необходим исходный материал, или предмет труда, который

подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и

металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его

преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия

труда есть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир

и преобразования его в целях общества. Все возрастающая сложность орудий

труда является показателем достигнутого уровня производства и, как

следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также

соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями

труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда

образует средства производства. Система средств производства, в первую

очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую

базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть

производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или

овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в

процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то

есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства

выделяются два вида труда – живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является

производительная технология. Решение технологических задач во многом

определяется такими, например, факторами, как характер и орудие труда,

развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в

производство, уровень научной организации труда и т.д. Сложность

современного производства такова, что оно уже не мыслимо без его научной

организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное

использование средств производства, управление и планирование. Наука все

больше входит в структуру производственных сил, становясь непосредственной

производительной силой, а производство – технологическим применением науки.

При современном уровне развития техники повышение квалификации работников

возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.

При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических

знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.

Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,

интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного

производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда

предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет

говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,

воплощенной в различных художественных, эстетически, этических, философских

ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные

формы организации и управления производством не должны заслонять от нас

главного – человека. Человек – не простая сила наряду с машиной, а

одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее

в себя опыт всемирной истории человечества. Производство не является

самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством

развития его главной ценности – человека. Именно в трудовом процессе и

осуществляется воспроизводство, совершенствование и самоутверждение

человека как высшей ценности.

Итак, производительные силы – это люди (человеческий фактор),

впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие

производственными навыками к труду и осуществляющие производство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты