языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое
основание общественного характера производства, на базе которого
зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей,
способа жизнедеятельности и –всего образа жизни людей.
Что же является собой собственно материальное производство?
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к
существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым
минимумом, люди должны трудится: все созидает для смертных забота и труд
человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что
природа дает ему в готовом виде. «Непосредственного материала, которого не
приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,
так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд
добывают для человека средства удовлетворения его потребностей»[5].
Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди
создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и
он-то и есть процесс материального производства. Следовательно,
материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые
с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с
целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение
человеческих потребностей.
Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она не протекала,
направляется определенными потребностями и интересами, вырастающими на
основе производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его
дальнейшего развития. Потребность – есть не что иное, как состояние
организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,
выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее
побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной
активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,
нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию
состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования
и развития.
Однако для осуществления деятельности не достаточно одного только
наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель,
ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для
ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность
принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже
существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в
устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво
направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-
ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения
потребностей, достижения цели.
Поскольку субъектам общественно-исторической деятельности являются
индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,
партий, классов и т.д.), поскольку их деятельность всегда основывается на
иерархии интересов – от личностно-индивидуальных до самых широких
общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности
и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или
любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,
ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и
общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее
сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком
общественных систем является их способность целенаправленно формировать и
мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов
свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и
т.д.). характер интересов – объективный, чрезвычайно тонкий показатель
состояния общественной системы, ее здоровья.
Потребности и интересы – как личные, так и общественные – имеют
сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и
материальных и кончая наиболее утонченными духовными – познавательными,
нравственными, эстетическими и т.п. Общественные потребности и интересы
составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют
направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в
целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит
интересам в системе материального производства. Развитие экономической
сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития,
поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования
и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого
сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из
рычагов стимулирования роста материального производства является повышение
материальной и моральной заинтересованности ( иными словами, мобилизация
интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где
нет заинтересованности, не может быт и настоящего дела.
Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными,
так и функциональными, когда они выражают направленность либо на конечный
результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и
интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как
именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и
творчески- интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс
деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и
результат – качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и
предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят
друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с
помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и к
каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в
качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс
труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в
искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества,
становится внутренней потребностью.
Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и
возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в
том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а
также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития
производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и
личных потребностей и интересов – существенное условие правильного выбора
направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и
культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес
развития производительных сил, увеличение производительности труда и
совершенствования все системы производственных отношений, что составляет
решающий критерий исторического процесса человечества, а также
совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения
его духовно-творческих потенций.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и
производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,
выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент
производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса
производства необходим исходный материал, или предмет труда, который
подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и
металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его
преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия
труда есть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир
и преобразования его в целях общества. Все возрастающая сложность орудий
труда является показателем достигнутого уровня производства и, как
следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также
соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями
труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда
образует средства производства. Система средств производства, в первую
очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую
базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть
производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или
овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в
процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то
есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства
выделяются два вида труда – живой и овеществленный.
Не менее важным элементом структуры производительных сил является
производительная технология. Решение технологических задач во многом
определяется такими, например, факторами, как характер и орудие труда,
развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в
производство, уровень научной организации труда и т.д. Сложность
современного производства такова, что оно уже не мыслимо без его научной
организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное
использование средств производства, управление и планирование. Наука все
больше входит в структуру производственных сил, становясь непосредственной
производительной силой, а производство – технологическим применением науки.
При современном уровне развития техники повышение квалификации работников
возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.
При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических
знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.
Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,
интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного
производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда
предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет
говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,
воплощенной в различных художественных, эстетически, этических, философских
ценностях его бытия.
Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные
формы организации и управления производством не должны заслонять от нас
главного – человека. Человек – не простая сила наряду с машиной, а
одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее
в себя опыт всемирной истории человечества. Производство не является
самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством
развития его главной ценности – человека. Именно в трудовом процессе и
осуществляется воспроизводство, совершенствование и самоутверждение
человека как высшей ценности.
Итак, производительные силы – это люди (человеческий фактор),
впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие
производственными навыками к труду и осуществляющие производство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8