Менталитет

фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а

отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального

сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые

установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы,

обусловленные коллективными детерминантами представления и верования,

традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и

модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически

осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-

временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) и

социокультурными (реально существующие общности и личности) рамками,

архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места. Он

представляет собой биосоциальный процесс, цель которого - осуществление

первоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всеми

ее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурного

контекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этически

нейтрален. “Архетип - структурообразующая единица, служащая основанием

(каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип -

корень, на поверхности которого история и культура производят все новые

очертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояния

человека. Ментальность - формообразующая единица, придающая архетипическому

содержанию качественную характеристику. ...Архетип - абстрактная категория,

ментальность - всегда конкретна, архетип - содержание, ментальность -

форма, архетип - сущность, ментальность - явление”. Ментальность выражает

свое архетипическое содержание посредством культуры, то есть через

определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является

интеллигенция.

“МЕНТАЛИТЕТ” - КАК ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА.

С конца 80-х годов начинается бум интереса к комплексному подходу в

осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких

понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческая

парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предмет

социальной и культурной истории - ценностно-смысловой континуум

общественного развития.(10).

Складывающееся в результате представление об истории как социокультурном

процессе приводит к образованию особых многозначных понятий, которые

оказываются применимыми равнозначно как к социально-историческому, так и к

культурно-историческому процессу. Но самым загадочным из вновь возникших

слов стало слово “менталитет”, получившее широчайшее распространение.(11).

Это абстрактное и емкое понятие пришло на помощь обществоведам, став

панацеей, единственно правильным объяснением всех существующих проблем. И

все это в ситуации, когда данная область знаний оставалась фактически

неизученной. Сложившаяся ситуация и заставила обществоведов наметить

основные подходы в изучении ментального измерения истории.

Какое же содержание , на сегодняшний день, ученые вкладывают в понятие

менталитет. Анализ литературы по проблемам ментальности, а она поистине

огромна, убеждает, что целесообразно рассмотреть основные направления в

определении данного термина.(12).

I. Определение “менталитета” с позиций исторической психологии звучит

следующим образом. Менталитет - это обобщение всех характеристик отличающих

ум, образ мышления.

Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская

историческая школа “Анналов”. М. Блок и Л. Февр, которые ввели в лексикон

понятие “менталитет” обращали внимание своих коллег на тот пласт сознания,

который в силу своей слабой отрефлектированности не получал прямого

отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зрения

историков.(13). По мнению последователей данного направления, в

человеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самые

разные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений,

символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм

организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в

сознании, рассматривается, или как возможность понять логику исторического

процесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческим

феноменам.

Приверженцами этой точки зрения на менталитет, в нашей стране, стали

представители культурологической школы А. Я. Гуревича.(14). Менталитет, по

мнению Гуревича, представляет собой тот уровень общественного сознания. На

котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемов

сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т.е.

бессознательно.(15).

II.Социокультурный подход трактует менталитет - как совокупность

представлений, воззрений, “чувствовании” общности людей определенной эпохи,

географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и

социокультурные процессы. Другими словами, менталитет - это некая

интегральная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, которая

позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и

объяснить специфику их реагирования на него.(16).

На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к комплексным трактовкам

понятия менталитет. Этот подход объединяет историко-психологическую и

социокультурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит из

положения о человеке, как части культуры. Представляющей собой совокупность

практикуемых данным обществом основных способов производства и

взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других

регуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования,

иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и

самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через

поколения.(17).

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и

цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение

менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее

прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной

социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин

“менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том,

что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность

может относиться к самым различным социальным стратам и историческим

временам.(18). Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не

устоялось. Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные.

Именно такой подход мы встречаем в материалах круглого стола , проведенного

журналом Вопросы философии в 1993 году.(19).

Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют

следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2).Групповая ментальность.

3).Национальная ментальность.

4).Цивилизационная ментальность.

Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами

ментальностей (см. Схему 1).

Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте - это

отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального

опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

М Е Н Т А Л И Т Е Т:

|1) партикулярная культура |2) “духовная самость” |

|3) социальный отклик |4) мета социальный уровень |

1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции

частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее

социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами.

Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности,

оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

2). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее

специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном

уровне.

3). Социальный отклик - это реакция общности или индивида на политику,

государственную власть, реформы и т.п.

4). Метасоциальный уровень - это этнокультурная ориентация вовне с

параллельным обращением внутрь себя (например национальная идея, которая

имеет, к тому же, большое последействие ). (21).

Как видим, данная предложенная структура менталитета во многом

перекликается с предложенной выше классификацией ментальностей.

Предлагаются и другие классификации, характеризующие содержательную сторону

менталитета.

М

Е

Н 1). Материальные факторы быта.

Т 2). Поведенческие стереотипы.

А 3). Эмоциональное и художественное восприятие мира.

Л 4). Лингвистические факторы.

И 5). Рациональное восприятие мира.

Т 6). Мировоззренческие факторы.

Е 7). Общественные настроения ( политические, религиозные и т.п.).

Т

Таким образом мы видим, что в понятие “менталитет” включены как элементы

обыденного сознания, так и теоретического сознания. Это делает трактовку

понятия “менталитет” близкой к трактовке понятия “ общественное сознание”,

которое понимается как массовое ( наличное, реальное сознание в

определенном, исторически обусловленном сочетании синтезирует элементы

обыденного и теоретического сознания.

В определении и изучении менталитета не существует устоявшейся методологии.

Некоторые обществоведы усматривают в этой размытости не только уязвимость,

но и определенное преимущество - методологическую пластичность, которая

открывает перед исследователем новые возможности.(22). Во всяком случае,

многочисленные попытки ввести понятие “менталитет” в какие-то более или

мнение жесткие рамки, так и не увенчалось: в одних случаях оно смыкается с

распространенным, но столь же не четким понятием “общественное сознание”, а

в других сводиться к описанию простейших психических реакций.

ЛИТЕРАТУРА:

Россия глазами русского. С.-П.: Наука, 1991. - 368 с.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. — М.: Издательский центр

«Академия», 1998. — 432 с.

Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. — Саратов: Саратовский

Государственный Технический Университет, 1998. — 268 с.

Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. —

М.: Наука, 1983. — 412 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты