Мировозрение и его исторические типы
Содержание:
Понятие мировоззрения 2
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 5
Литература: 16
Понятие мировоззрения
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И
чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не
только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или
иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и
правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому
себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,
человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,
семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
У человека всегда существовала потребность выработать общее
представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление
принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных
наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,
каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему
существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к
природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый
человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление
о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и
ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая
на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на
основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину
мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,
закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает
человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую
свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с
определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,
выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться
достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными
личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая
связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А
это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей
деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей
картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности
понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные
знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в
мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это
определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты
человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в
результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные
ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и
действий человека.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому
или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно
– эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных
неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)
социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,
безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет
«все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является
наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой
мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она
возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество
в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие
глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,
возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.
Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные
устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным
испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое
место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении
ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он
существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме —
это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не
интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое
руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в
том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для
оправдания определенных общественных установок, для санкционирования
определенного типа верований и поведения. В период господства
мифологического мышления еще не возникла потребность в получении
специальных знаний.
Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид
мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о
явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме
человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований,
нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если
применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь
имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного
сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает
о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое
знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало
как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном
сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что
действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как
ее неотделимая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был
генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения
природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого
породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»
Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения
мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный,
безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все
возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и
могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи
и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера.
Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана,
и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,
рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море
рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира
связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема
присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться
с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о
прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким
образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало
духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному
человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их
развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном
обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные
нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.
Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между
миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким
образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной
мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы
же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика
при разрешении мировоззренческих вопросов?
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не
«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом
разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог
– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как
откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,
за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не
Страницы: 1, 2