содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и
логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение,
умозаключение, определение, док-во…
- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть
(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость
сохранения рабства. Монархия - хорошо.
9. Средневековая философия.
Главное – БОГ!!! Вера, церковь.
Ранние:
Филон.
- жил на рубеже эр
- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный
архангел
- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех
- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом,
разрывающимся между алчностью и отвращением.
- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.
Ориген.
- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,
Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ
учения на практике опасно для государства.
- Христос у Оригена не избавитель, а образец.
- Святой дух - посредник между Христом и миром.
Восточное направление:
Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.
Григорий.
- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.
- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной
философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское
умозрение.
- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в
философских терминах.
Западное направление.
Августин.
- учение о предопределении
- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и
божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.
- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех
вещей.
- Самодостоверность человеческого сознания.
Фома Аквинский.
- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она
бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.
- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.
- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы
знаем по вере.
Вильгельм Оккам.
- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр
и внеш опыту.
- В Бога надо верить!
- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!
10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..
16-17 века.
Бэкон.
- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов
ее движения.
- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет
силу.
- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что
каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может
быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы
рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова,
вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра
– в том что многие видят нереалистичную картину мира.
- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.
Схоластика.
- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания
явления:
1. наблюдение фактов
2. их систематизация и классификация
3. отсечение ненужных фактов
4. проверка
5. обобщение
- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все
знания основываются на опыте!
Декарт.
- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???
- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.
Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций
(субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой
себе).
- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах
– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами
(объем, вес и т д).
- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном
познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я
существую.»
- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог
придумать историю о Боге.
- Метод дедукции
11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна
бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное)
находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:
- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого
себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.
- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,
а единичные вещи – модусы субстанции.
- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута
протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть
некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они
не совмещаются.
Лейбниц.
- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.
- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими
монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность
индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие
вселенной.
Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы –
одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.
Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать
общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное
вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и
находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это
лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой
воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти,
впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за
чеорвеческого страха.
12. Философия Французского Просвещения.
- 18 век.
- Проблема человека, гуманизм.
- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном
единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела.
Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.
- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить.
Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль
личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый
личный интерес».
- Гуманизация межличностных отношений.
- Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет
естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные
качества.
13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности
- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика
познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ
познания
- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где
субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант
решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания,
исходя их самого субъекта.
- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка)
и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как
такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное
начало.
- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо
изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.
- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и
возможности.
- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от
друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей
в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть
причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо
есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы
разума.
14. Гегель.
- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).
- В основе рац познания лежит диалектическая логика.
- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное
тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества,
но это идеал.
- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба
противоположностей.
- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и
отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.
15. Фейербах .
- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм =
рационализированная религия. Философия и религия противоположны!
- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел
сотворил Бога сам.
- Человек – часть вечной природы.
- Человек – психофизическое единство души и тела.
- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.
- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек
– историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий
отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.
- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
16. Кьеркегор и Шпенглер.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для
реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту
реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает
разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и
отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет
внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и
экзестиолизм.
Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет
предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная
культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но
недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд
проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.
Страницы: 1, 2