Можно ли избежать столкновение цивилизаций?
Министерство образования РФ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина
Институт права
Доклад по философии:
Можно ли избежать столкновение цивилизаций?
Выполнила: студентка 2 курса 1 группы
Кузнецова С.М.
Проверил: Панков В.Д.
Тамбов
2001 г.
-2-
План.
Ведение.
1. Западная и Восточная Цивилизация.
2. Россия между двух цивилизаций.
3. Понятие цивилизации и её признаки.
4. Виды цивилизаций.
5. Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?
Заключение.
-3-
Введение.
Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин
интереса к этой проблеме несколько. Одна из них – развитие НТР в
современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного,
информационного, технологического способа производства во всех странах
Запада и Востока. Возникла дилемма: существует одна человеческая
цивилизация или несколько? Знание проблемы цивилизации поможет понять
сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы.
Ведь это сближение – реальный процесс, который приобрёл огромное
практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч
людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им
предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными
ценностями другого народа – далеко не праздный вопрос. Овладение ценностями
– это использование совокупности средств и методов для осознания
материальных и духовных ценностей, их распределение и усвоение. Проблема
«цивилизаций» очень актуальна, т.к. каждый человек с ней сталкивается в
процессе своей жизнедеятельности или хотя бы из-за того, что любой человек
должен знать и уважать свою историю, ценности общества, где он живёт.
-4-
Западная и Восточная цивилизация.
Обратимся к истории человечества. С древних времён различались Восточная
и Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что с
самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой
деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность
населения и другие факторы. Системы рисового орошения, требующие управления
снабжения водой из одного центра, во многом стимулировали развитие
азиатского способа производства, для которого было характерно единоначалие
и «общественный» характер работ, иерархия социальных привилегий, а в
духовной сфере – ориентация на подчинение личного самосознания мировому
абсолюту – Богу (Небу, Солнцу) и его наместнику на земле – императору и
феодалу, господину. Как видим, на специфику общественной жизни оказывали
воздействие технологические и социально – экономические способы освоения
материальных ценностей: организация орошения рисовых полей, сбор риса,
управленческие иерархические структуры и т.п.
На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и
философских форм общественного сознания, а также использование их в
качестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. В
Китае – буддизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, брахманизм, философия
йоги оказала воздействие на регламентацию всей человеческой
жизнедеятельности. Западная цивилизация развивалась под меньшим
воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более
активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточной
цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также
их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего
послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и
в семье.
Формирование человека как послушного и добродетельного наложило
отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму
культуру и способы её освоения. Это специфическое человеческое начало стало
здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное
развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и
социальных связей людей, ибо и в её культуре доминирует научная
рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.
Восточный и западный типы цивилизаций взаимодействуют между собой.
Результатом этого взаимодействия является возникновением различных
«гибридных» обществ, усваивающих на основе своей культуры новую культуру.
Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы:
. можем ли мы воспринимать образцы современного западного опыта как
некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;
. каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный
или восточный;
. что такое Россия вообще;
-5-
. каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.
Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны». По этому признаку
некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совсем
неправомерно. Несмотря на общий с западными странами технологический базис,
Япония остаётся страной Восточной цивилизации, даже по способу освоения
общечеловеческих ценностей.
-6-
Россия между двух цивилизаций.
Бесспорно, культура России давно вошла в Культуру Запада. Это в первую
очередь относится к христианству, просветительству, социальному утопизму,
авангардизму, элементам рационализма и проч. Но всё же мы вошли в западную
культуру, прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания:
Достоевским, Пушкиным, Толстым… А в России есть всё: элементы европеизма и
азиатчины. Это обусловлено непримиримостью сегодняшних «патриотов» и
«либералов», «почвенников» и «демократов».
При реформировании России надо обязательно учитывать её славяно-тюркские
исторические корни, которые помогут лучше понять соотношение
государственности и рынка, «естественной общности» и гражданского общества,
коллективистского и индивидуального сознания. Есть чисто восточные (в
религиозном и традиционном смысле) части страны, есть более западные, есть
чисто западные. Эти два начала на территории бывшего СССР сегодня вылились
в территориально-национальные конфликты. Общество у нас смешанное, и
говорить, что мы должны смотреть только на Запад или только на Восток,
неверно. России предстоит усвоить новые общечеловеческие ценности через
культуры своих народов. Мы можем с полным правом говорить не просто о
Восточной и Западной цивилизациях, а о духовных цивилизациях Запада и
Востока. И хотя Цивилизация – это целостное социокультурное образование, её
«ядром» является духовность в смысле бытия самой культуры и её влияния на
всю общественную жизнь.
-7-
Понятие цивилизации и её признаки.
Итак, как уже отмечали, что в истории философии существовали различные
толкования понятия «цивилизации»: от стадий, достигших более высокого
культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации
культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как
локальной культуры. Как видим, существовала точка зрения, согласно которой
культура и цивилизация противопоставлялись. «Когда культура умирает, её
кровь свёртывается, она застывает и становится похожей на засохшее
дерево»1. Всё это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию.
Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей
культуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть
за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, переход от
культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в ХIХ и
продолжается в ХХ в.
«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызова
через ответ к дальнейшему вызову»2. За ростом и расцветом цивилизаций
следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные
расколы общества на более мелкие государства и общества, а также на
горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим
классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но
самый глубокий раскол, по его мнению, - это раскол в человеческой душе,
который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех
сторонах человеческой жизни.
Согласно Канту, цивилизация начинается с установлений человеком правил
человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это
человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его
обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен,
любезен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Такой подход
Канта к рассмотрению проблемы цивилизации интересен и актуален. В нашем
обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении
людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Скорее всего,
под цивилизацией надо понимать, с одной стороны, уровень развития культуры,
а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и
духовных), который определяет всю духовную жизнь, её специфику, что
позволяет судить о ней как об определённой цивилизации. Это как бы два
существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть её отличие от
культуры.
Первый признак – цивилизация как уровень развития культуры и общества –
наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и
философской литературе.
__________________________________________________________________
1. Бердяев Н.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы». М.,1922.
2. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991
-8-
Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован в
нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно,
так как общесивенно-историческая практика развития человечества
Страницы: 1, 2