Можно ли избежать столкновение цивилизаций?

Можно ли избежать столкновение цивилизаций?

Министерство образования РФ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

Институт права

Доклад по философии:

Можно ли избежать столкновение цивилизаций?

Выполнила: студентка 2 курса 1 группы

Кузнецова С.М.

Проверил: Панков В.Д.

Тамбов

2001 г.

-2-

План.

Ведение.

1. Западная и Восточная Цивилизация.

2. Россия между двух цивилизаций.

3. Понятие цивилизации и её признаки.

4. Виды цивилизаций.

5. Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?

Заключение.

-3-

Введение.

Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин

интереса к этой проблеме несколько. Одна из них – развитие НТР в

современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного,

информационного, технологического способа производства во всех странах

Запада и Востока. Возникла дилемма: существует одна человеческая

цивилизация или несколько? Знание проблемы цивилизации поможет понять

сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы.

Ведь это сближение – реальный процесс, который приобрёл огромное

практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч

людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им

предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными

ценностями другого народа – далеко не праздный вопрос. Овладение ценностями

– это использование совокупности средств и методов для осознания

материальных и духовных ценностей, их распределение и усвоение. Проблема

«цивилизаций» очень актуальна, т.к. каждый человек с ней сталкивается в

процессе своей жизнедеятельности или хотя бы из-за того, что любой человек

должен знать и уважать свою историю, ценности общества, где он живёт.

-4-

Западная и Восточная цивилизация.

Обратимся к истории человечества. С древних времён различались Восточная

и Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что с

самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой

деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность

населения и другие факторы. Системы рисового орошения, требующие управления

снабжения водой из одного центра, во многом стимулировали развитие

азиатского способа производства, для которого было характерно единоначалие

и «общественный» характер работ, иерархия социальных привилегий, а в

духовной сфере – ориентация на подчинение личного самосознания мировому

абсолюту – Богу (Небу, Солнцу) и его наместнику на земле – императору и

феодалу, господину. Как видим, на специфику общественной жизни оказывали

воздействие технологические и социально – экономические способы освоения

материальных ценностей: организация орошения рисовых полей, сбор риса,

управленческие иерархические структуры и т.п.

На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и

философских форм общественного сознания, а также использование их в

качестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. В

Китае – буддизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, брахманизм, философия

йоги оказала воздействие на регламентацию всей человеческой

жизнедеятельности. Западная цивилизация развивалась под меньшим

воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более

активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточной

цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также

их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего

послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и

в семье.

Формирование человека как послушного и добродетельного наложило

отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму

культуру и способы её освоения. Это специфическое человеческое начало стало

здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное

развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и

социальных связей людей, ибо и в её культуре доминирует научная

рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.

Восточный и западный типы цивилизаций взаимодействуют между собой.

Результатом этого взаимодействия является возникновением различных

«гибридных» обществ, усваивающих на основе своей культуры новую культуру.

Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы:

. можем ли мы воспринимать образцы современного западного опыта как

некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

. каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный

или восточный;

. что такое Россия вообще;

-5-

. каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны». По этому признаку

некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совсем

неправомерно. Несмотря на общий с западными странами технологический базис,

Япония остаётся страной Восточной цивилизации, даже по способу освоения

общечеловеческих ценностей.

-6-

Россия между двух цивилизаций.

Бесспорно, культура России давно вошла в Культуру Запада. Это в первую

очередь относится к христианству, просветительству, социальному утопизму,

авангардизму, элементам рационализма и проч. Но всё же мы вошли в западную

культуру, прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания:

Достоевским, Пушкиным, Толстым… А в России есть всё: элементы европеизма и

азиатчины. Это обусловлено непримиримостью сегодняшних «патриотов» и

«либералов», «почвенников» и «демократов».

При реформировании России надо обязательно учитывать её славяно-тюркские

исторические корни, которые помогут лучше понять соотношение

государственности и рынка, «естественной общности» и гражданского общества,

коллективистского и индивидуального сознания. Есть чисто восточные (в

религиозном и традиционном смысле) части страны, есть более западные, есть

чисто западные. Эти два начала на территории бывшего СССР сегодня вылились

в территориально-национальные конфликты. Общество у нас смешанное, и

говорить, что мы должны смотреть только на Запад или только на Восток,

неверно. России предстоит усвоить новые общечеловеческие ценности через

культуры своих народов. Мы можем с полным правом говорить не просто о

Восточной и Западной цивилизациях, а о духовных цивилизациях Запада и

Востока. И хотя Цивилизация – это целостное социокультурное образование, её

«ядром» является духовность в смысле бытия самой культуры и её влияния на

всю общественную жизнь.

-7-

Понятие цивилизации и её признаки.

Итак, как уже отмечали, что в истории философии существовали различные

толкования понятия «цивилизации»: от стадий, достигших более высокого

культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации

культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как

локальной культуры. Как видим, существовала точка зрения, согласно которой

культура и цивилизация противопоставлялись. «Когда культура умирает, её

кровь свёртывается, она застывает и становится похожей на засохшее

дерево»1. Всё это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию.

Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей

культуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть

за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, переход от

культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в ХIХ и

продолжается в ХХ в.

«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызова

через ответ к дальнейшему вызову»2. За ростом и расцветом цивилизаций

следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные

расколы общества на более мелкие государства и общества, а также на

горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим

классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но

самый глубокий раскол, по его мнению, - это раскол в человеческой душе,

который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех

сторонах человеческой жизни.

Согласно Канту, цивилизация начинается с установлений человеком правил

человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это

человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его

обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен,

любезен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Такой подход

Канта к рассмотрению проблемы цивилизации интересен и актуален. В нашем

обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении

людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Скорее всего,

под цивилизацией надо понимать, с одной стороны, уровень развития культуры,

а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и

духовных), который определяет всю духовную жизнь, её специфику, что

позволяет судить о ней как об определённой цивилизации. Это как бы два

существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть её отличие от

культуры.

Первый признак – цивилизация как уровень развития культуры и общества –

наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и

философской литературе.

__________________________________________________________________

1. Бердяев Н.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы». М.,1922.

2. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991

-8-

Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован в

нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно,

так как общесивенно-историческая практика развития человечества

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты