Направления и проблемы западной философии ХХ века

Направления и проблемы западной философии ХХ века

СЕВЕРО-ЗАПАДНФЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Реферат по философии.

На тему:

«Направления и Проблемы Западной Философии ХХ века»

Выполнила: Зумберова Наталья

Станиславовна

Группа № 1.

Санкт-Петербург

2002 г.

Содержание.

1. Философия ХХ века. 3

2. Философия как наука: проблемы научной

рациональности в современной философии. 4

3. Фрейдизм и неофрейдизм. 11

4. Философия человека: экзистенциализм. 15

5. Список использованной литературы. 18

Философия ХХ века.

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением

общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим

потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление

массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок,

внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно-

техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих

старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все

эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не

могли не отразиться на философии современности.

Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как

бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто

против. В результате образуются два направления: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от греч. scientia – знание, наука) – философско-

мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как высшую ступень

человеческого разума, а научное знание как культурную ценность, с которой

должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия.

Антисциентизм (от греч. anti – против, scientia – наука) позиция

противоположная сциентизму. Представители этой философско-мировоззренческой

позиции подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению,

не в состоянии обеспечить социальный прогресс, являются причиной обострения

экологической ситуации, военной опасности. Наука рассматривается как угроза

существования человека и всей человеческой цивилизации.

Таким образом, внутрифилософские процессы в ХХ веке проходили на

фоне координальных изменений в культуре, и теперь основные вопросы

философии рассматриваются сквозь призму дилеммы сциентизма и

антисциентизма.

Философия как наука: проблемы

научной рациональности в современной философии.

Впервые широкое распространение научная философия получает в Новое

время. Идеалы научного знания, прежде всего знания математического, такие

как объективность рассмотрения, доказательность, систематичность,

принципиальная проверяемость высказываний, рассматриваются в качестве

идеалов философии как науки. Конечно, представление о том, что такое наука,

с течением времени потерпело существенные изменения, однако идеал научной

рациональности достаточно долго оставался определяющим для стиля и

направления европейского мышления в целом. И хотя с середины XIX века его

универсальность для многих мыслителей оказывается сомнительной, ибо интерес

философского умозрения все более смещается с объективного мира на

внутренний мир субъективных переживаний человека. На фоне этой тенденции в

ХХ веке возобновляются новые попытки восстановления идеи универсальности

научного знания и не прекращаются усилия по построению философии как

строгой науки.

Наиболее полное и последовательное развитие идея научной философии,

ориентирующейся на строгие образцы естественнонаучного, математического

знания, получила в рамках неопозитивизма. Неопозитивизм – это борьба против

старой метафизики и противопоставление ей нового, «позитивного» знания –

это то, что объединяет различные школы, подходы и позиции, существующие в

рамках неопозитивизма, и позволяет говорить о едином философском

направлении.

Основные идеи неопозитивизма сформировались как результат работы

философского семинара в Венском университете («Венский кружок»),

объединившего под руководством австрийского философа и физика М. Шлика

(1882 – 1936) группу философов и ученых (Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгл и

др.). Именно здесь получили развитие положения «Логико-философского

трактата» крупного австрийского философа Л. Витгенштейна (1889 – 1951),

были разработаны положения «логического атомизма», предложенные крупным

английским философом и логиком Б. Расселом (1872 – 1970). Так сложилась

школа логического позитивизма, идеи которой оказались особенно популярны в

30 – 40-х годах в кругах научной интеллигенции англоязычных стран – США,

Англии, Канады и др.

Представители логического позитивизма предложили коренным образом

пересмотреть предмет и метод философии, предъявив к философскому знанию

строгие критерии, выработанные на базе естествознания и математики. По

мнению логических позитивистов, предметом философии должен быть язык, и,

прежде всего, язык науки, как способ выражения знания, а задача философии в

этом случае сводится к логическому анализу языка науки. Цель логического

анализа заключается в том, чтобы отделить истинные научные положения от

ложных.

Для решения этой задачи была выдвинута «верификационная концепция»

или принцип верификации (от лат. verio – истина, facio – делаю; verificatio

- доказательство, подтверждение). Согласно этому принципу, любое

высказывание подлежит опытной проверке на истинность. Только те

высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете,

сведение их к непосредственному чувственному опыту индивида, иначе говоря,

к «атомарным фактам», или «протокольным положениям». Таким образом,

сущность верификации состоит в отождествлении наблюдаемого и реального

(реально то, что наблюдаемо), а истина понимается как совпадение

высказываний с непосредственным опытом человека.

И хотя, особенно на первых порах, введение принципа верификации

принесло определенные плоды, – дисциплинировало научные высказывания,

уточняло смысл и значение предложений и т. д., все же попытка свести

проблему установления научной истины к опытной проверке была обречена на

неудачу. Выступая против метафизики, принципы и положения которой не

поддаются опытной проверке, а потому, с точки зрения неопозитивистов,

лишены смысла. Логические неопозитивисты фактически отказывали в

существовании и естествознанию, законы которого также несводимы к

элементарным высказываниям по результатам опытов.

Трудности, с которыми столкнулся логический позитивизм (сторонники

принципа верификации должны были признать неверифицируемость, а значит, и

бессмысленность самого принципа верификации), заставили его сторонников

смягчить или вообще отказаться от предложенного принципа и искать иные пути

установления истинного знания.

Одним из способов преодолеть внутреннюю противоречивость

логического позитивизма стало ограничение его проблематики только

проблемами формального языка, слова которого соотносились не с предметами,

а с другими словами. Попытки построения универсального языка науки привели

к созданию семантического позитивизма (А. Тарский, Ч. Моррис, С. Чейз, А.

Раппопорт), а анализ значений обыденного языка – к лингвистическому

позитивизму, или аналитической философии (Л. Витгенштейн, Д. Мур).

Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для

логико-лингвистического анализа, что, в свою очередь, создавало предпосылки

формализации огромной области гуманитарного знания, проникновения в это

знание математических методов. В полной мере новые возможности были

реализованы в структурализме.

С середины ХХ века структурализм развивается как широкое течение в

рамках социогуманитарного знания, выражая стремление выявить глубинные

универсальные структуры, определяющие сущность человеческого бытия, начиная

с бессознательных психических моделей и заканчивая структурами

общественного бытия. Определяющую роль в формировании структурализма

сыграла лингвистика. Наибольшее распространение структурализм получает во

Франции: историк культуры М. Фуко (1926 – 1984) и литературовед р. Барт

(1915 – 1980) распространяют методы структурной лингвистики на все поле

культуры, полагая, что всякий продукт культуры опосредован разумом, а

значит, может быть формализован и подвергнут структурному анализу. В этом

случае структура оказывается объективнее, «первичнее» произведенной

культурной реальности, а знание считается объективным (истинным) в той

степени, в какой ему удается выявить на различном социально-культурном

материале первичные структуры.

Таким образом, несмотря на целый ряд принципиальных различий

семантический позитивизм, аналитическая философия и структурализм изучают

логику уже готового, ставшего знания, абсолютизируя при этом формальные,

прежде всего логические и языковые, взаимосвязи. И хотя такой подход

позволял преодолеть трудности, выявленные логическим позитивизмом, однако

не давал возможности адекватно раскрыть особенности научного знания как

развивающегося.

Принципиально иной путь был предложен британским философом К.

Поппером (1902 – 1988), разработавшим концепцию критического рационализма,

открывшего новую страницу истории неопозитивизма – постпозитивизм.

Представителями постпозитивизма были Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и

другие. В их работах наука рассматривается, во-первых, как развивающаяся

система, что приводит к изменению проблематики исследований: постпозитивизм

обращается к истории науки, пытаясь открыть закономерности ее развития, при

этом заботясь не столько о формальной строгости своих построений, сколько о

соответствии их действительной истории науки. Во-вторых, наука

рассматривается как целостная система, в рамках которой смягчается, столь

характерное для логического позитивизма, противопоставление эмпирического –

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты