неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать
Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное
явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде
жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная
связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека
на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в
последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
«...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические
силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание
убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового
состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно
связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и
мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в
последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей
природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов.
Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов, сама
превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась
новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в
эволюцию биосферы».
Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой
является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль
социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский
писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю
планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния
одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на
изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда
биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы.
Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством
организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого
лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе
естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет».
Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и
должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном
аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном
аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной
оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он
не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И
он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы
находимся в условиях единого геологического исторического процесса,
охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые
происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем
социальная, научная и культурная связанность человечества только
усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие
годы чуть не ежегодно».
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод
французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий
момент быстро геологи чески переходит в новое состояние – в ноосферу, то
есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа
представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не
случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все
человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего
человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.
Таким образом:
1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
1. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
1. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет
эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной
мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и
переходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного
человечества» — поскольку она является формой организации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и
уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологи чески сложившейся организованности биосферы.
Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,
чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не
было».
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием
сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный
момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,
публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией
биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения
ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития
мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой
экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все
это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам
жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать
как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном —
планетном аспекте.
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность
Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что
наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием
новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах
Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности
материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он
писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в
настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с
появлением человека разумного или с возникновением промышленного
производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский
писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий
«ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее
подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное
явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.
Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды
Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос,
поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления
и существования ноосферы. Перечислим эти условия:
1. Заселение человеком всей планеты.
1. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
1. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
1. Начало преобладания геологической роли человека над другими
геологическими процессами, протекающими в биосфере.
1. Расширение границ биосферы и выход в космос.
1. Открытие новых источников энергии.
1. Равенство людей всех рас и религий.
1. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней
политики.
1. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных,
философских и политических построений и создание в государственном строе
условий, благоприятных для свободной научной мысли.
1. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния
трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и
голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
1. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её
способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные
потребности численно возрастающего населения.
1. Исключение войн из жизни общества.
Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и
остановимся более подробно на некоторых из них.
1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не
осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в
Антарктиде.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие
также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы
моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства
коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие
возможности, о которых недавно трудно было мечтать. И здесь нельзя не
вспомнить пророческих слов Вернадского: «Этот процесс – полного заселения