благоговения перед силой, породившей тебя и тебе подобных. Однако любовь к
Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего
ближнего, так искренне уважает врага своего : обоих сотворенных Богом. Не
зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве
является заповедь, которая гласит : « … возлюби ближнего твоего, как самого
себя. Иной большей сих заповедей нет».
Августин разъяснял, что есть два вида любви: земная (плотская), а
другая – святая любовь, возвышающая людей до небесных высот; при этом он
указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им
главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины.
Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви
важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее
духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух
человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в
нем самом, в глубинах его сердца.
Чуть позже, уже у византийских «гуманистов» X – XII вв. наметилось
стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и
соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное
представление о любви как «каритасе» – сострадании, милосердии, жалости.
При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его
последствие – деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто
греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом – «вхождением в
Бога». Это было итогом христианского учения о любви.
«Любовь» в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной
философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую
силу, которая делает человека непобедимым.
В XVII – XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к
любви и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а
только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у
разных народов это ощущение выглядело по-разному. Но их объединяло то, что
любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и
ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, а порой и
требует от них особо нравственных поступков.
В истории философских размышлений о любви, ее смысле и назначении в
истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII – XIX вв.
И. Кант был уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе
человека, т. к. «когда дело касается выполнения долга, а не просто
представления о нем, когда речь идет о субъективной основе действия, в
первую очередь определяющей, как поступит человек (в отличие от объективной
стороны, диктующей, как он должен поступить), то именно любовь, свободно
включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства
человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве
закона»[5].
Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только
перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает
многие произведения философов XIX века.
Уже самые первые признаки любви – восхищение, благоговение, милосердие
– говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, что по-другому
нельзя. Я считаю, что любовь – это такое состояние человека, когда хочется
дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка. Эта
же мысль подчеркивается в произведении Эриха Фромма «Искусство любить» :
«Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать
так : любить – значит прежде всего давать, а не получать … Но самое важное
– отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. Что же
отдает один человек другому ? Он делится с ним самим собой, своей жизнью,
самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно
должен жертвовать жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в
нем живого : своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями,
своим настроением, своей печалью – всеми проявлениями своей жизни»[6]
Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую
личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий
стремится к получению ответной реакции – заслужить любовь к себе, т. к.
«если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь;
если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы, -
значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась» ( К. Маркс )[7].
Для того, чтобы заслужить любовь другого человека к себе, по мнению
автора произведения, необходимо «заботиться, нести ответственность, уважать
и знать», « любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в
жизни и благополучии того, кого мы любим».
Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много
глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев
Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В
философии любви известного русского религиозного мыслителя Вл. Соловьева
проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном
преображении человека и всего человечества. Качественное преображение
человечества, по Соловьеву, - в красоте. А красота может быть достигнута
только любовью. «Признавая вполне великую важность и высокое достоинство
других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм
хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя
удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное
упразднение самости в полном жизненном общении с другими. Во всех прочих
родах любви отсутствует ил однородность, равенство и взаимодействие между
любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга
свойств»[8].
Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались
различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна,
какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали
различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном,
что любовь – это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В
чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение
для человека и его духовного развития ?
Глава II. Философский смысл любви
О философском смысле любви говорят многие факты, хотя бы то, что
именно любовь представляет человека как личность и, более того, является
фактором более глубокого, а потому и более осознанного человеческого
формирования. При этом невольно возникают трудности в философском
осмыслении любви из-за того, что она всегда как бы «случается» спонтанно,
«любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия
воли»[9].
Не секрет, что любовь у людей возникает неожиданно и абсолютно ко
всему, что вообще может волновать сердце и ум человека. При этом каждый
человек обладает особым искусством индивидуально любить по-своему. Ведь
каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и похожи в своей
основе, но все-таки они совершенно иначе проявляются в повседневной жизни и
необычны по своему содержанию. Любовные проявления бывают очень и очень
уникальными по объекту и по своему содержанию в целом : любовь к родителям,
детям, близким, друзьям, Богу, половая любовь. Все эти и многие другие виды
любви примечательны своей эмоциональной окрашенностью и имеют
индивидуальное значение.
Воспринимается же любовь людьми как божественный дар и даже своего
рода вознаграждение. Человек ведь не может любить по чьей-то указке, как,
наверное, и по собственной воле и желанию в некотором смысле. Она, как гром
среди ясного неба, приходит вдруг и, казалось бы, без каких – либо на то
видимых причин. Все это так, но я считаю, что у настоящей любви есть свои
природные законы, т. е. она возникает только тогда, когда люди постигают
потребность в нежных любовных чувствах, их громадное общечеловеческое и
общественное назначение в сохранении и продолжении рода человеческого.
Философский смысл любви не в статике устроения личной жизни, а в
динамике движения ее, постоянном человеческом самотворчестве. Это очень
важно: нельзя ведь научиться правильно жить, не научившись страстно любить.
Ведь любовь не просто возвышенное чувство или прекрасная эмоция, - это мера
и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его
жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Чистая любовь
свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что
«любовь правит миром». При этом речь в первую очередь идет об эротической
(половой) любви. Эрос, например, античными мыслителями связывался с
духовной силой и красотой. Они называли его естественной тягой к
совершенству, желанием обладать идеалом, стремлением восполнить недостающее
в себе. Эта творческая энергия человека проявляется вовне как сила
завоевательная, но вместе с тем возвышающая. Любовь во всех случаях
выступает уникальным способом преодоления духовной самоизоляции и
одиночества, т. к. она всегда соединяет людей, рассматривая любимого как
самого себя.
Любовь, с точки зрения ее философского смысла, представляет собой
высшее ценностное измерение человеческой личности, которое характеризует ее
духовную зрелость и нравственную чистоту. Без любви даже не дано раскрыть
полностью жизненный потенциал человеческой личности. Эту же мысль
разделяет и усиливает ученый-естественник И. И. Мечников. Для него любовь
есть вообще драгоценное благо, счастье и условие человеческой жизни – более
того, единственная подлинная ее основа – это истина общераспространенная,
как бы прирожденная человеческой сущности.[10]
Любовь (а в ней - уникальность высоких человеческих чувств) – одна из
немногих сфер общественного бытия, в которой человек становится гуманнее,
нежнее, душевнее, умнее и сильнее. Русский религиозный философ и психолог
С. Франк в связи с этим предупреждал: «Любовь не есть холодная и пустая,
эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение,
уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной
личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем
осмысливает нашу жизнь» [11].Именно любовь способствует раскрытию в