О культуре (по работе Н.А. Бердяева Философия неравенства)

О культуре (по работе Н.А. Бердяева Философия неравенства)

КОНСПЕКТ

письма № 13 "О культуре" по работе

Н.А.Бердяева

"Философия неравенства"

Значение культуры.

В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре.

Не в политике

в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким

качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество

общественности.

Культура и

цивилизация.

Происхождение и

сущность культуры.

Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из

культа. Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной.

Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре

средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура -

благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно

считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.

Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от

культовой

символики. В культуре не реалистически, а символически выражена

духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь

символические его знаки. Такова же и природа культа ... Цивилизация не

имеет такого благородного происхождения. ... В ней нет связи с

символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе

человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз,

путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее

буржуазный и демократичекий. Культура есть явление глубоко

индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и

повсюду повторяющееся. Культуры древних народов очень своеобразны и

неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к цивилизации имеет

общие признаки у всех народов (напр. употребление железа). Культура

имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

Культура всегда гордится древностью своего происхождения,

неразрывной связью с великим прошлым. Культура ... более всего дорожит

своей преемственностью... В культуре происходит великая борьба

вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени.

Культура борется со смертью... Ей дорого увековечение, непрерывность,

преемственность, прочность культурных творений и памятников.

Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет

древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У

нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она

возникла сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется

со смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации

есть хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и

культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.

В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к

прошлому, и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое,

обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не

может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное

начало по существу враждебно культуре , антикультурно. Дух

революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее

утилитарные завоевания , но культуры он не хочет. И революционеры с

легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все

творческие их ценности во имя утилитарных целей, во имя блага народных

масс.

Источники европейской

культуры. Культура и

религия.

Вся европейская культура связана с преданиями античности.

Настоящая культура и есть античная греко-римская культура. Античная

культура вошла в христианскую церковь, и церковь была хранительницей

преданий культуры в эпоху варварства и тьмы.

Культ церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая

культура старой Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.

Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной

символики. Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но

невозможна и онтологически (суще) религиозная культура. Культура

явилась дифференциацией культа , она явилась уже в результате

выделения из храма, отделения от религиозного центра. Культура

религиозна по своему происхождению и религиозна по своему заданию. И в

самых классических и совершенных своих достижениях, в самых строгих

своих формах она теряет религиозный свой характер.

Революция и

культура.

Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры.

Новой культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать

новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой

культурой, не почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к

какому-то существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного

развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама

считается существенным, основным делом. Социалисты хотят направить волю и

сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону

жизни. Применение к культуре чисто экономических оценок мешает войти

внутрь культуры и узнать ее таинственную жизнь. Революционные

демократические и социалистические движения отбрасывают назад в сфере

культуры и ослабляют интерес к проблеме культуры. ..."Пролеткульты"

означают лишь то, что культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.

Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя

миновать его. Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы,

враждебные путям совершения культуры, силы нигилистические и

анархические. Нигилистическое и анархическое отношение к культуре не

имеет оправдания. Нигилистическое и анархическое восстание против

культуры никогда не ведет к выходу за пределы культуры, оно лишь

отбрасывает назад и требует новой работы культуры.

Студент группы ИУ 2 - 11

/Сидоров А.Г./



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты