О смысле жизни

О смысле жизни

«О смысле жизни и смерти в духовном опыте человека»

Содержание:

1. Проблемы жизни, смерти и бессмертия с точки зрения

идеалистов.

2. Проблемы жизни, смерти и бессмертия с точки зрения

материалистов.

3.Заключение

«Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого

отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть

наступает, то нас уже нет.»

Эпикур

Лукреций Кар связывает проблемы роста и старения

человеческого тела, его смертность с наличием души. Он пишет:

«Силы души одновременно с телом всегда возрастают...

Поэтому вечных мук после смерти все люди страшатся,*[1]

Так как природу души совершенно не ведают люди;

В чреве ль родится она иль внедряется после рожденья ?

Гибнет ли наша душа, от тела по смерти ?

В Оркуса мрак ли нисходит, в пустых ли витает пространствах

Или по воле богов переходит в различных животных,*[2]

......если душа по природе

бессмертна,

Если она внедрена в наше тело при самом рожденьи,

То от чего мы не можем припомнить, что было с ней раньше,

И не храним никакого следа ее прошлых деяний ?

Если в такой уже степени свойства души изменились,

Что от прошедшего всякая память изгладилась вовсе,

То, на мой взгляд, недалеко она и от смерти блуждает.

Вследствие этого должно признать, что прошедшие души,

Умерли, те же, что ныне живут, рождены были снова.

...Тесно связуется наша душа со всем телом,

Жилами, сердцем, костями....

...При тяжких страданиях тела и дух наш порою

Столку сбивается: он начинает безумствовать, бредить.

...Возмущается дух и душа...и силы

Их рассеиваются врозь и дробятся от яда болезни.

Следует, значит, признать нам, что духа природа телесна,

Так как стрелы пораненье ему причиняет страданье.

...Дух и душа тесно связаны вместе

Между собой и одно существо из себя представляют.

...Душа, силой духа

Будучи потрясена, повергает на землю все тело.

Если тело, разрушившись или же сделавшись дряблым,

уже сдерживать больше не может

Душу, которая в нем заключается, будто в сосуде,

Как допустить, чтобы мог ее сдерживать воздух тот самый,

Что по сравнению с телом является более редким ?

То, что наш дух можно вылечить, так же как тело больное,

И поддается искусству врачебному он, как мы видим,

Предзнаменует, что он обладает природою смертной.

Если душа уже в теле подвержена стольким болезням

И, угнетенная, в этаком виде печальном влачится,

Как же поверить, что в воздухе вольном, лишенная тела,

Эта душа удержаться могла среди ветров могучих ?

....Вместе с телом родится душа....

Вместе растет и под бременем старости вместе же гибнет.»

Признавая наличие души, Лукреций Кар отвергает ее бессмертие.

В его понимании душа смертна, так же, как и человеческое тело.

Она материальна, имеет некоторый вес и подвержена болезням.

Лукреций Кар пытается выяснить природу души для того, чтобы на

основе своих знаний разрушить страх смерти.

Приближение смерти, страх перед ней Цицерон, например,

разрушает обещанием вечной жизни:

«...О. сколь жалок старик, если он за всю свою долгую жизнь

не понял, что смерть надо презирать! Смерть либо надо полностью

презирать, если она погашает дух, либо ее даже надо желать, если

она ведет его туда, где он станет вечен.[3] Ведь ничего третьего,

конечно быть не может. Чего же бояться мне, если после смерти я

либо не буду несчастен, либо даже буду счастлив ? ......Ведь

когда этот конец наступает, то оказывается, что все прошлое уже

утекло: Остается только то, что ты приобрел своей доблестью и

честными поступками; уходят часы, дни, месяцы и годы, и прошедшее

время не возвращается никогда, а что последует дальше мы знать не

можем. Сколько времени каждому дано прожить, тем он и должен

быть доволен. Ведь актер, чтобы иметь успех, не должен играть во

всей драме: для него достаточно заслужить одобрение в тех

действиях, в которых он выступал; так же и мудрецу нет надобности

дойти до последнего «Рукоплещите».[4] Ведь даже краткий срок нашей

жизни достаточно долог, чтобы провести жизнь честную и

нравственно-прекрасную; но если она продлится еще, то не надо

жаловаться на то, что после приятного весеннего времени пришли

лето и осень; ведь весна как бы означает юность и показывает ,

каков будет урожай, а остальные времена года предназначены для

жатвы и для сбора плодов. И этот сбор состоит в старости, как я

говорил уже не раз, в полноте воспоминаний и в благах,

приобретенных ранее. Ведь по истине все то, что совершается

сообразно с природой, надо относить к благам, Что же так сообразно

с природой, как для стариков смерть? Она поражает и молодых

людей, но природа этому противодействует и сопротивляется. Поэтому

молодые люди, мне кажется, умирают так, как мощное пламя гасится

напором воды, а старики - так, как сам собою, без применения

усилий, тухнет догоревший костер; и как недозрелые плоды можно

срывать с деревьев только насильно, а спелые и созревшие опадают

сами, так у молодых людей жизнь отнимается насилием, а у стариков

- увяданием. Именно это состояние, мне, право, столь приятно,

что, чем ближе я к смерти, мне кажется, будто я вижу землю и

наконец из дальнего морского плавания приду в гавань.

...Лучше всего оканчивать жизнь в здравом уме и с ясными

чувствами, когда сама природа постепенно ослабляет скрепы, ею

созданные. Как разрушить корабль, как разрушить здание легче всего

тому кто их построил, так и человека легче всего уничтожает все

та же природа, которая его склеила; ведь всякая склейка, если она

недавняя, разрывается с трудом, а если она старая, то легко. Из

этого следует, что старики не должны ни жадно хвататься за эту

часть жизни, оставшуюся им, ни покидать ее без причины.[5]...Энний

сказал, пожалуй лучше [6]:

Ни почитайте меня ни слезами , ни похоронным

Воплем...

Он не находит нужным оплакивать смерть, за которой должно

последовать бессмертие.

Ведь какое-то чувство умирания может быть у человека; длится же

оно не долго, особенно у старика; но после смерти чувство либо

желательно, либо отсутствует вовсе. Все это мы должны обдумать еще

в молодости, чтобы могли презирать смерть; без такого размышления

быть спокоен душой не может быть никто; ведь умереть нам, как

известно, придется, - быть может, даже сегодня.[7]»

Иной точки зрения по вопросу смысла жизни и смерти

придерживается философ М.Монтень. Он утверждает : «Размышлять о

смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать,

тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от

всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того,

кто постиг, что потерять жизнь - не зло.

Смерть не только избавление от болезней, она - избавление от

всякого рода страданий.

Презрение к жизни нелепое чувство, ибо в конечном счете она -

все, что у нас есть, она - все наше бытие... Тот, кто хочет из

человека превратиться в ангела, ничего этим для себя не

достигнет, ничего не выиграет, ибо раз он перестает существовать,

то кто же за него порадуется и ощутит это улучшение ?

...Каких только наших способностей нельзя найти в действиях

животных ! Существует ли более благоустроенное общество, с более

разнообразным распределением труда и обязанностей, чем у пчел ?

Можно ли представить себе, чтобы это столь налаженное распределение

труда и обязанностей совершалось без участия разума, без

понимания ?...

Все сказанное мною должно подтвердить сходство между положением

животных, связав человека со всей остальной массой живых существ.

Человек не выше и не ниже других...

Когда Платон распространяется... о телесных наградах и

наказаниях, которые ожидают нас после распада наших тел... или

когда Магомет обещает своим единоверцам рай, устланный коврами,

украшенный золотом и драгоценными камнями, рай в котором нас ждут

девы необычайной красоты и изысканные вина и явства, то для меня

ясно, что это говорят насмешники, приспособляющиеся к нашей

глупости... Ведь впадают же некоторые наши единоверцы в подобное

заблуждение...

Вместе с Эпикуром и Демокритом, взгляды которых по вопросу о

душе были наиболее приняты, философы считали, что жизнь души

разделяет общую судьбу вещей, в том числе и жизни человека; они

считали, что душа рождается так же, как и тело; что ее силы

прибывают одновременно с телесными; что в детстве она слаба, а

затем наступает период зрелости и силы, сменяющийся периодом упадка

и старостью...

.. Поразительно, что даже люди, наиболее убежденные в бессмертии

души, которое кажется им столь справедливым и ясным, Оказывались

все же не в силах доказать его своими человеческими доводами...

Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только бог

и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом.»

Основоположник утопического социализма Р.Оуэн прелагает укреплять

в человеке любовь к жизни, а страх смерти побеждать знанием

законов природы и плодотворной работой. Он пишет:

«Вместо того чтобы воспитывать человека в страхе смерти (а это

вопрос воспитания) , надо учить людей смотреть на нее прямо,

т.е. как на всеобщий закон природы, неустранимый, и по всей

вероятности, не только необходимый, но, возможно, и весьма

благодетельный в своих конечных последствиях для всего, что

обладает жизнью. Поэтому надо с раннего детства знакомить людей

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты