Образование, культура, сознание

Образование, культура, сознание

План

Образование

Образование и наука стр.3

Целостное развитие человека в государстве стр.4

Философское понимание культуры

Культурные универсалии стр.7

Элементы культуры стр.10

Формы культуры

стр.13

Культура и цивилизация стр.14

Сознание

Происхождение и сущность сознания стр.16

Структура сознания

стр.18

Бессознательное как психический феномен стр.19

Экзистенциальность человека и его проблемы стр.20

в современной культуре

Общественное сознание, его структура стр.22

и пути формирования.

Заключение

Список литературы

1.Образование

1.1. Образование и наука

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы

всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его

образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному

творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного

другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или

научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это

знание и умение самому. Образовательный процесс—это процесс передачи и

получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания,

создание нового знания и умения - это процесс фундаментального

исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или

абстрактного. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая

атмосфера, атмосфера интеллектуального личного общения и не только в

цепочке ученик—учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик -

ученик. Для этого нужен университет.

Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, мир

обработки и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированного

университета. К сожалению, все большую притягательность приобретает идея

виртуального университета. Но надо понять, что образование не может быть

реальным в виртуальном мире виртуальных реальностей.

А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобы

соответствовать известной максиме Вольтера, что “только человек

образованный, человек просвещенный свободен”? Или потом, что, по Бэкону, -

“знание—сила”? Или, возвращаясь на землю, потому, что человеческому

обществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, в свою

очередь, хорошо образованных работников?

Хорошо образованные работники могут быть получены только с помощью

системы настоящего высшего образования. Давать высшее образование, -

значит готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом

работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как

работодателя, так и работника.

Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство

удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к

делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный

дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не

могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны

быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в

зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это—вопрос не

образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Но этого мало. Для успешности работы и удовлетворенности работодателя

и работника молодые люди, приступая к работе, должны иметь полную

информацию обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области и

обладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных

наук, умея все это применить к делу. Такая постановка вопроса традиционна

для академической общественности.

Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять

весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых

результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся

условиям.

Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального

образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии,

технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше

время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее

фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно

соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

Здесь встает закономерный вопрос: а зачем тому же инженеру

фундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного, рецептурного

знания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно,

если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно, даже

обобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочется

надеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным.

К сожалению, это не всегда так. Ведь путь постепенного приобретения

фундаментальной наукой прикладного качества долог и тернист. Общество,

живущее сиюминутными интересами, не склонно поддерживать именно

фундаментальную компоненту образования. Оно, общество, со скрипом готово

обсуждать вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса, о

кадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базы

этого прогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, о

работе на перспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки.

Фундаментальная наука внутренне способна к кадровому

самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не

была подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментального

образования, подобные московскому физтеху, так и соответствующий уровень

математической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всей

широкой сети высших учебных заведений страны.

1.2. Целостное развитие человека в государстве

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого

человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию

в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто

внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, так

сказать, с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в

потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные

системы определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности

человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически

многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида

базисных потребностей: витальные (биологические), социальные

(принадлежность к определенной группе) и познания. “Последнюю группу

исходных потребностей, - пишут П. В. Симонов и П. М. Ершов, - составляют

идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем,

познания смысла и назначения своего существования на земле как путем

присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия

совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая

действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности,

которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится

человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое

объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это

непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для

жизни”.[5]

Весьма важно отметить, что потребность познания не является

производной от биологической и социальной потребностей, а ведет свое

происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в

информации. Последнее находит свое отражение, например, в том, что В. А.

Энгельгардт к числу атрибутов жизни относил узнавание. Если не признавать

стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу

займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна

воля к власти. “Пока мы не признаем, - пишет Г. Башляр, - что в глубинах

человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг,

мы будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти”.[6]

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным

свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему

идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем

самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в

жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира,

мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего,

отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере

знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: “

Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересы

науки священны.[7] Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как

стратегического ресурса общества. “В качестве показателя национального

богатства, - пишет А.Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифры

производства, а количество способных к научному творчеству людей”.[8]

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека,

его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и

обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным

и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к

мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности

человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о

котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому

взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие

человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому

науку принято определять как высокоорганизованную и

высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о

мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в

обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты