Оружие массового поражения

советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней

дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир вновь

оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать благодаря

своевременному телефонному разговору между Кеннеди и Хрущевым, в ходе

которого главам двух государств удалось прийти к компромиссу. СССР

согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали

безопасность Кубы , а также согласились вывезти ракеты с баз, расположенных

в Турции.

Карибский кризис 1962 г. и его мирное разрешение имели большое

значение для перелома в международных отношениях. Во взаимоотношениях

сверхдержав начался переход от конфронтации к переговорам и соглашениям.

Этот перелом отмечен подписанием в августе 1963 г. Московского договора о

запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. Это было

первое соглашение по ограничению гонки вооружений. Началась полоса

относительной разрядки в отношениях Восток-Запад, в основе которой лежало

наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели

Кеннеди (ноябрь 1963 г. ) и отставки Хрущева (октябрь 1963 г.) этот процесс

на какое-то время оказался прерванным.

Время Брежнева.

С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных

программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах

межконтинентальных баллистических ракет – залог будущего военно-

стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО

(в том числе и ПРО). Значительно выросли численность и боевая мощь авиации

и флота. С 1967 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет

средней дальности.

Соревнование в создании и совершенствовании ракетно-ядерного оружия

продолжалось. В 1970 г. Советский Союз заявил, что стране удалось добиться

паритета, т.е. создать равенство ядерных зарядов с США (примерно по 10 тыс.

боеголовок).

Это было следствием чисто количественного подхода к пониманию

национальной безопасности. Медленно пришло осознание того, что накопленное

количество ядерного оружия во много раз превышало так называемый уровень

«достаточности». К тому же появилась угроза распространения ядерного

оружия. Чтобы предотвратить такой ход событий, к 1970 г. удалось

согласовать Договор о нераспространении ядерных вооружений, который

впоследствии подписали 100 государств.

В 1972 г. Во время визита президента США Р. Никсона в Москву были

подписаны важные документы о принципах взаимоотношений двух держав, а также

документы, фиксирующие паритет в ядерных вооружениях и ограничивающие гонку

вооружений.

Угроза военного столкновения особенно ощутима была в Европе, где

скопились монбланы оружия, особенно ракетно-ядерного, а территории стран,

входивших в противостоящие блоки, географически примыкали друг к другу.

Обеспокоенные этой опасностью, ряд европейских стран, в том числе

социалистических, высказались за созыв Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе (СБСЕ) для обсуждения проблем европейской

безопасности. После нескольких лет переговоров в июле-августе 1975 г. в

Хельсинки собрались главы 33 европейских государств, США и Канады и

подписали Заключительный акт СБСЕ. Стержнем этого документа стала

декларация принципов взаимоотношений стран-участниц Совещания: суверенное

равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных

границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование

споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и

основных свобод и др. Этот важный документ стал основой последующих

контактов европейских стран по вопросам укрепления доверия и безопасности в

Европе. Участники совещания решили постоянно проводить встречи и переговоры

в рамках Общеевропейского или Хельсинкского процесса. В последующем СБСЕ

получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

(ОБСЕ).

Обе стороны (СССР и Западные страны) пытались использовать новую

ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все

это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за

начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать

ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Это создавало

дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР

стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на

Западе. С началом войны в Афганистане начатая разрядка оказалась

похороненной вовсе.

Обострение международных отношений в 80-е гг. 90-е гг.

На рубеже 70-80-х гг. усилилась напряженность в международных

отношениях, в ряде стран произошли революции. США связали эти события с

«происками Москвы» и расценили как свое поражение. Некоторыми

непродуманными акциями (разместив ракеты средней дальности, нацеленные на

Западную Европу в странах Варшавского договора) Советский Союз обострил и

без того накаленную обстановку в мире. США начали размещать в Европе ракеты

аналогичного класса и крылатые ракеты, недоступные радарному контролю.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. не

был ратифицирован США и остался на бумаге. Гонка вооружений оказалась

непосильной, особенно для СССР, и неразумной с точки зрения безопасности

народов мира. Здравый смысл одержал верх. Была возобновлена практика

переговоров. В Рейкьявике в ноябре 1986 г. состоялась встреча глав

государств СССР и США – М.С. Горбачева и Р.Рейгана, которая открыла путь

для последующих переговоров о сокращении и уничтожении части накопленного

ракетно-ядерного оружия. СССР и США подписали соглашения, которые

предусматривали уничтожение ракет малой и средней дальности и сокращение

сторонами на одну треть стратегических наступательных вооружений. Впервые

от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к

ликвидации этого оружия. Эти перемены, а также демографические революции в

социалистических странах 1989-1991 гг. привели к окончанию «холодной

войны».

Войны между США и СССР не произошло не по причине благоразумия

политиков (этого-то как раз и недоставало политическим деятелям), а по

другой – обе державы обладали ядерным оружием невероятной разрушительной

силы. Его назвали «оружием возмездия» и «взаимного страха», ибо оно

объективно создавало угрозу нанесения неприемлемого ущерба для каждой из

сверхдержав. Угроза самоуничтожения удерживала две сверхдержавы на уровне

балансирования на грани войны. Создание тактического ядерного оружия

привело к исчезновению грани, отделявшей местный конфликт с применением

такого оружия от мировой ядерной войны.

С 1988-1989 гг. СССР стал меньше, чем раньше подвергаться действию

идеологических принципов во внешней политике. Ухудшение

внутриэкономического положения страны заставляло руководство идти на все

большие (нередко односторонние) уступки Западу в надежде добиться

экономической помощи и политической поддержки. При этом российское

руководство рассчитывало на помощь США в самых различных сферах, и прежде

всего в реформировании страны, а США в свою очередь были удовлетворены

ослаблением позиций России и исходили из того, что они одержали победу в

«холодной войне» и Россия в конце концов впишется в создаваемый

соединенными Штатами новый мировой порядок.

Так, в 1990-е гг., после распада «социалистического лагеря» СССР, США стали

единственной сверхдержавой. Опираясь на свой мощный экономический и военный

потенциал, США взяли на себя роль международного судьи.

Тем не менее курс на разрядку осуществлялся и далее. В июле 1991 г. в

Москве был подписан советско-американский договор об ограничении

стратегических наступательных вооружений, предусматривавший сокращение

самых мощных видов наступательного оружия. В конце 1991-начале 1992 г.

Президент Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты России не направлены на

объекты США. Позже с аналогичным заявлением он выступил в отношении других

западных стран. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с

объектов на территории друг друга – в ненаселенные районы Земли.

В подписанной во время визита Президента России Б. Ельцина в США кэмп-

девидской декларации (1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной

войны» и заявлено, что Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг

друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются

отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и

общей приверженности демократии и экономической свободе».

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был заключен новый

договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2),

согласно которому к 2003 г. должно было быть достигнуто сокращение ядерного

потенциала двух стран на ? по сравнению с уровнем, определенным договором

ОСНВ-1. Россия присоединилась к конвенции о запрещении химического оружия.

Американо-российские отношения в конце 90-х гг.

К концу 90-х гг. в американо-российских отношениях выявились серьезные

противоречия по целому ряду вопросов. Расширение НАТО на Восток, решение

США о создании национальной противоракетной обороны, действия США в

Югославии в период обострения конфликта вокруг Косово осложнили американо-

российские отношения. При этом США выступили с осуждением

антитеррористической операции федеральных войск в Чечне.

В марте 1999 г. конгресс США принял решение о возможном выходе США из

договора по ПРО и создании системы противоракетной обороны, отгораживающей

США от остального мира. Эти планы поддержал и Дж. Буш-младший…

Ситуация изменилась после событий 11 сентября 2001 г., когда в

результате терросристической атаки самолетов на Всемирный торговый центр и

Пентагон погибли тысячи жителей Нью-Йорка и Вашингтона.

Россия заявила о солидарности с США и присоединилась к широкой

коалиции государств, заявивших о поддержке Соединенных Штатов. Впервые

после Второй мировой войны у США и России появился общий враг, началось

сотрудничество в рамках коалиции стран, направленной против международного

терроризма, что открыло возможность для развития двухсторонних отношений на

новой основе. В этой связи Россия и США стали по-новому рассматривать

перспективы взаимоотношений России и НАТО, понятной стала и

проблематичность системы национальной ПРО перед лицом международного

терроризма, при этом Россия нашла понимание со стороны США в отношении

антитеррористических действий федеральных сил в Чечне. Скоординированные

действия России и США в Афганистане показали, что сотрудничество с Россией

имеет важное значение для США. Новые подходы к развитию двухсторонних

отношений были очерчены в рамках встреч президента США Дж. Буша и

Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Ирак.

И вот – война в Ираке... Самый неблагоприятный возможный сценарий событий

предусматривает ядерную атаку по Ираку в ответ на применение им против

Кувейта и Израиля химического и биологического оружия. В этом случае

погибнуть могут до 3,9 миллиона человек. По заключению специалистов Medact,

даже при самом благоприятном развитии событий и коротком военном конфликте,

погибнут до 10 тысяч человек. Ирак обратился к СБ ООН с требованием

осудить действия США как "террористического государства". Но ожидать

принятия резолюции или жесткого заявления от имени председателя СБ ООН не

приходится, поскольку США и Британия являются постоянными членами СБ и

обладают правом вето. Хорошо известно: иракский вождь упорно, долгие годы

стремился стать обладателем оружия массового уничтожения. Великобритания и

США до недавнего времени были главными партнерами Багдада в реализации его

ядерной программы. Технологии, необходимые для создания собственной бомбы,

Саддам Хусейн получал из американских исследовательских центров в Лоренсе,

Лос-Аламосе и Сандии.

Перспективы.

В ХХ веке человечество пережило две мировые войны и несколько раз

оказывалось на пороге третьей, ядерной. Что будет дальше, не знает никто.

США сейчас нужны объяснения неудач войны с Ираком. И они найдены: во

многом, как заявлено в Вашингтоне, виновата Россия. Вашингтон обвинил

Москву в тайных поставках Саддаму Хусейну радиоэлектронных станций для

создания помех системам наведения крылатых ракет «Томагавк» и

противотанковых комплексов «Корнет». Российская сторона немедленно

опровергла эти подозрения.Тем не менее это совершенно не значит, что

российское оружие никак не могло оказаться в Ираке.

По данным российского ООО «Авиаконверсия» из двух десятков комплектов

мешающих «Томагавкам» станций три четверти приобретены американцами по

запросам их сухопутных войск. Наверняка для поиска способов противодействия

новейшим российским разработкам. Будет ли вторая «холодная война»? Пока не

известно.

Возможно, очередной конфликт в Ираке заставит ООН всерьез задуматься

над этой проблемой, попытаться создать какую-то новую, более эффективную

модель разоружения наиболее опасных потенциальных агрессоров. Но при этом

такую модель, которая не приносила бы бесчисленные страдания мирным людям и

не ставила бы весь мир на дыбы.

США начинают строить новую систему международных отношений взамен той,

которая сложилась после Второй мировой войны. В этой новой системе не будет

места для ООН и других международных организаций, если они станут

претендовать на ограничение свободы американцев в нанесении превентивных

ударов по любому потенциальному противнику. Именно такая система, по мнению

аналитиков из Белого дома, гарантирует Соединенным Штатам стратегическую

безопасность в наступившем веке. Но цель эта настолько глобальна и

амбициозна, что ее достижение невозможно без целого ряда войн и большой

крови.

Источники:

1. О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история ХХ век»

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России ХХ век»

3. Н. Непомнящий «ХХ век – Хроника необъяснимого»

4. СМИ (газета «Труд»)

5. Internet.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты