Основные формы организации научного знания

Основные формы организации научного знания

УКРАИНА 1

История украинской философской мысли XI-нач XIIIв.в.

Философские идеи: 1.Недостаточное дифференцирование сфер сознание.

2.Традиционализм. 3.Символизм. Специфика идей Киевской Руси: Философия

Украины развивалась на скрещении собственной культуры и византийско-

болгарской. Не была развита схоластика, которая сущ. отдельно. Поэтому всё

это присутствовало в религиозных, обычных текстах, в устных преданиях.

Главное внимание фил. идей было обращено на человека, на его этические

потребности. И стремление к тому, что бы использовать фил-ю в практических

целях. Некоторые считают, что со времён Киевской Руси философской мысли

Украины присущи такие черты, как: 1.Кордоцентризм (философия сердца)

2.Антеизм (привязанность к практике) 3.Экзистенциальность (человек).

Характерной чертой было то, что Византийская лит. становится своей:

Шостоднев(болгарин), Экзарх. В них рассматривались осн. фил. понятия:

1."Слово о законе и благодати" метрополита Иллариона. Носит

канонический хар-р: закон - "Ветхий завет", благодать - "Новый завет".

Новизна: 1.Идеал времени сущ. не только в прошлом, но возможен и в будущем,

т.е. человечество может отменить конец света 2.Он видит преемственность

между язычниками и христианством 3.Время "закона"- это рабство, страх,

подчинённость и т.д., а время "Нового завета"- свобода, братство,

равенство. 4.Согласно традиции, к старым народам относились иудеи, греки,

римляне. А роль новых в том, что новые народы призваны сыграть значительную

роль в истории.

УКРАИНА 2

2.Поучение В.Мономаха (для правителей)3 части. В этом произ. он даёт

наставления правителям. Даёт определённую картину мира как единого целого.

И ряд моральных требований. Князь - сильный, уверенный, не обижает

подчинённых. Своё гос-во надо сохранять и не нападать на другое. Но если

есть необходимость - то стоять до конца. При этом избегать кровопролития и

не мстить. Требование мудрости - книжное знание. Требование нормальных

отношений между хозяином и подчинённым. Довольствоваться малым.

3.Клемент Смолятич: 1.Понимание мира как целого, который создан для

радости человека. 2.Проблема познания. Познание сущности 2-х видов:

благодатное и приточное - от притч: 1.Умение расшифровать мир2.В познании

надо применять различные логические операции использовать разум, опираясь

на чувства 3.Нельзя читать "Библию" дословно.

4.Кирил Туровский(из Тура).

1."Слово о расслабленном"(больном).Взят сюжет из Евангелие -

исцеление больного человека богом. У него этот больной человек всё

человечество.

2."Слово о душе и теле"(слепом и хромом). Сюжет: хозяйственный

человек имел виноградник, и хотел посадить на охрану хромого (безногого) и

слепого. Но они всё равно обокрали виноградник. Хозяин это Бог, виноградник

- рай, ворота - вход в рай, слепой - душа, хромой - тело. Плохо что душой

управляет тело. Он говорит, что душа без тела существовать не может, но и

тело без души не может.

XIV-XVв.в. Украине главными тенденциями были: Неоплатонизм,

Аристотелизм. Переводится Иоан Дамоскин(визан.) и Дионисий Ариапагит.

Наряду с этим -"исихазм"(спокойствие,покой):признают энергию как бога, но в

отл. от неоплатонизм. можно познать бога не посредственно.

УКРАИНА 3

К концу XVв. в Украину проникают идеи Возрождения. Но они же в

следующих веках сущ. в виде Реформации церкви, которую затем сменяет

контрреформация. В конце XVв. - Юрий Дрогобыч - был гуманистом, курировал

типографию в 1483г. "Прогностическая оценка" 1483г. Причина, следствие,

критикует огностицизм, отход от схоластики.

Станислав Ореховский(Раксалан). Трактат "О душе". "О государстве".

Государство возникает по 2-м причинам: 1.Воля людей стеснённых внешними

причинами. 2.Естественный инстинкт общест. жизни. Далее: народ заключает

договор со своими правителями. Наст. король правитель не должен жить в

центре государства, а на границе, причём самой опасной.

Иосиф Верещинский - идея, связ. с гос-вом: Гос-во должно строиться

на основе админ. единиц, которые состоят из казацких полков. Признаёт

власть одного князя. Нет идеи договора.

Нач 17в.- Иван Вишинский, Юрий Роготинец. Роготинец считает, что

человек совершенен, стремится к богу (возрожденческие позиции). Вишинский -

человек сущ-во немощное, чахлое, должен отказаться от благ. Сер.17в. - На

Украине разв. "борокко". Существовали "братские школы" Травилион

Ставроветский: "Перлы богосветны". Идеи: 1.Бытие создано Богом, но при этом

он против Бога, как человека 2.В Библии многое неверно 3.Сущ.несколько

миров, в которых сущ. различные стихии, они борятся между собой 4.Философия

сердца В 1632г.Киево-Могилянская Академия. Идеи Прокоповича - сущ. идеи

пантеизма, рассм. проблему корпускул, любовь к понятиям, движение - как

простое изменение, как качественное изменение. Познание - большое знание

придаёт разуму. Идеалом явл. просвящ. абсолютизм.

УКРАИНА 4

XVIIIв. Сковорода - сделал философию образом жизни, род. 1722г.,

умер 1799г. В 12лет отпр. в Киев.-Могил. академ. в 1741г. прошёл несколько

факультетов. Владел 5-ю языками: латинский, греческий, церковно-славянский

и т.д. Попал в придворную капеллу при Елизавете. После был в Венгрии.

Предлагали остаться в Вене преподавать. Отказался от духовной карьеры. Был

домашним учителем. Последние 25лет был странствующим философом.

Произведения: "Кольцо", "Разговор 5-ти путников о истинном счастье",

"Букварь мира", "Нарциз". В форме диспута. Аллегорическо - сиволичес.

содержание: голубь-робость. якорь-опора, сфинкс-загадка, кольцо-вечность.

Осн. идеи: 1.Антологии - 3 мира: макрокосм, микрокосм(человек),

символич. мир - Библия - обособленная реальность. Сущ. две натуры - видимая

и невидимая. Бог - невидимая натура, безначальное начало, связанное с

природой, неотрывное от него. Бог присутв. в каждой вещи, но не

отождествляется с ней. Видимый мир - тень от яблони. 2.В Библии есть и от

Бога и от дьявола. Она дана человеку разобраться. Есть от лукавого. Говорит

о символизме Библии. Мир сущ.вечно, и Бог тоже, но явл. началом.

3.Гносеология - познание достигается с помощью мышления, разума(нет

откровения,свыше и т.д.).

Сущ.2 уровня: 1.То, что познаётся внешне(жуйка) 2.Сущность -

внутренне. От познания субъекта к познанию объекта. Сравнивает учёность и

мудрость. Учёный ест много без разбора, мудрый ест мало, но со вкусом.

Истина безначальна и неисчерпаема. Человек будет познавать вечно.

4.Антропология - внутренний и внешний человек. Сердце - это то, что всё в

себя вмещает. В сердце корень жизни, огонь любви. Возможность познать мир с

помощью интуиции. Приходит к познанию себя.

УКРАИНА 5

Любое социальное устройство: 1.Равное неравенство - каждый человек

должен иметь равные возможности для реализации своих возможностей, но так

как они не равны по возможностям, то они должны быть неравны по ним.

2.Принцип сродности - то чем человек занимается, нравится ему. Цель жизни -

иметь главную цель, быть в мире с самим со бой, чувст. свою связь с

природой, и тогда станет понятно, что счастье есть везде, как солнце.

XIXв. Лодий - философия, логика.

Памфил Юркевич - "Идея", "Сердце и его значение в дух.жизни

человека", "Из наки о человеч. духе", "Материализм и его задачи в

философии". Идеи: 1.Критикует как объективный идеализм, так и материализм.

Материализм - за то, что он поверхностный - не может объяснить многие вещи.

Поэтому он хорош в науках, но не применим к душе. А идеализм - за

абстрактность и за оторванность от реальности. 2.Идея. В нашем мышлении

есть неск. форм: представления - субъективные, понятия -обобщение -

выражают объективную сторону. А в идеи они сходятся. 3.Фил-я сердца: Там,

где касается дело общего, закономерного, очевидного - сердце не

вмешивается, там действ. разум. Но когда речь идёт о конкретном, единичном

субъективном Я, тут действует сердце. 4.Человек и общество взаимосвязаны.

Человек должен помогать обществу.

Алекс. Потебня. Рассматривает общее между миром и наукой. 1.Язык

носит общ. характер. 2.Язык не просто выражает мысль, он формирует и

создаёт её. 3.Между миром и человеком стоит язык.

УКРАИНА 6

XIX-XXв. Франко: 1."История антич. фил-ии", "Немец.философия" 2.-

этическая 3.-эволюция человечества, прогресс. 1.Отношение к совр. фил-ии.

Относит себя к позитивистам: ориентация на науку, развитие логики, исп.

рациональных методов познания. 2.Онш. к материализму - положит. 3.Каждое

новое социальное изменение должно быть совершено на подготовленной почве.

4.Сущ. прогресс и регресс, причём прогресс не может охватить всё

человеческое. 5.Критикует призывы к насилию. 6.Критикует Маркса за

диктатуру: любая диктатура, как и государство приводит к вседозволенности.

7.Национальное и межнациональное. Нац. самореализация человека явл.

составляющ. моментом межнац. разв. личности и межн. связей.

Xxвв. Вячеслав Липинский "Письма к братьям земледельцам", "Украина

на переломе". 1.Ценности гос-ва создаются элитой, она же поддерживает

функциональное существование. 2.В истории нельзя перепрыгивать через

ступеньку (приверженец конституц. монархии). Так называемая демократия -

расшатает гос-во. 3.Нация без гос-ва - не существует. 4.Единство народа не

в каких-либо частных проблемах, а в общенациональных интересах.

Лесевич - позитивист(эмпириокритицизм), Чижевский, Мирчук.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1

Самые древние Веды и Упанишады - они носят религиозный характер, где

есть древнейший пантеон, основные нормы поведения человека и т.д. Ответы на

происхождение мира. Есть Ригведа и упанишады - фил. коментарии к ведам.

Субстанция - некое первоначало (от лат. то,что лежит). Рефлексия

оборачиваемость сознания на само себя. 1.Имманентное (внутренне присущее

чему-либо); 2 трансцендентные (то, что не присуще, а познается в процессе);

3 трансцедентальные (то, что лежит за пределами нашего чувст. опыта).

Иерархия.

БРАХМАН-некое абс. духовное начало, кот. и задаёт мысли, вещи чувства

и т.д. АТМАН - брахман, кот. проявляется в каждом отд. человеке. Позиция,

кот. объясняет многообразие мира от одного, есть монум. Мир, нас окружающий

- есть иллюзия - майя. Человек -сочетание опред. частиц, а это сочетание

опред. з-ном кармы. В 6 в. до н.э. -большое кол-во фил. школ в Индии (по 8-

и школам ): Чарвака, Джанум, Санкхья (кришнаиты), Йога, Веданта, Меманса,

Вайшешика, Буддизм.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2

ЧАРВАКА -хар-ся материализмом и принципиальным отриц. всякой дух.

субстанции. Отрицали сущ. души и бога как нечто самостоятельное.Дух продукт

некот. материальных веществ. Источник знания - чувственное познание -

восприятие. Знание -некая деятельность физиологических компонентов.

Отрицали порядок во Вселенной. Мир-это игра случая. Поэтому не сущ. з-на

нравственного бытия. Кодекс наказаний заменяет его. Отрицали высшие цели в

жизни-есть только личный интерес. Смерть это есть твоя нирвана. ДЖАЙНУМ -

всеобщая одушевлённость. Душа - полуматериальная субст., сопряженная с

телом и подвержена увеличению с ростом человека. Оскверняющее в-во

наполняет тело и душу как мешок-песком. Чтобы противостоять этому, необх.

закрыть эти отверстия. Джайне признавали сущ. внешней субстанции - в ней

одновременно: ложь-правда, чистота-грязь, бытие-небытие и т.д. Есть что-то,

что мы не можем выразить, это м.б. присуще человеку или нет. САНХЬЯ - осн.

идея - эволюционизм. Говорят о мн-ве индивид. душ и единственной вечной

всепрощающей материи с др. стороны. Эта материя сущ-ет изначально как нечто

недифференцированное, как условие покоя и равновесия в мире. Потом

начинается ее эволюция. Причем отсутствует состояние покоя. Но вновь

возвращается в равновесие. Материя вкл. в себя не только тела, но и психич.

состояние, которым приписывается материальная сущность. Душа-некий

неизменяющийся свет, который озаряет и этот эволюционный процесс, и

мыслительные рефлексии. Движение -колебание этого в-ва. Всё постоянно,

ничего не привносится. ЙОГА - характерна мистическим направлением. Они

отождествляли вещи с чувствами. Считают, что при исчезновении чувств-

исчезают сами объекты. Признавали существование вечной материи наряду с ее

непостоянными, но реальными качествами.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3

ВЕДАНТА - развивала идеи упанишад. Осн. идея-монизм. Вселенная - суть

единое целое: субъект и объект, я и мир, брахман и атман сливаются в

единстве. МИМАНСА - реализм. Практически отсутствовала фил-фия. Есть теория

вечных звуков речи. Звуки речи - субстанции - вечные и вездесущие; но они

недоступны для восприятия отд. человека, лишь в от дельных случаях. Как

свет отражает предметы, так и мы не производим звуки. ВАЙШЕШИКА - реализм.

Занимались логикой. Говорили об объективном познании понятий. БУДДИЗМ -

тексты: Дхамапады, Васубандху (его идеи в Ахидхарманкоме). 4. благородные

истины и восьмиричный путь спасения: 1.Истина о страдании (рождение,

старость, болезнь, смерть, соединяемое с неприятным, разлука с приятным,

желаемым, потеря обладанием и т.д.) 2.Истина о происх. страдания (желание,

жажда наслаждения, жажда существования и т.д.) 3.Истина об уничтожении

страдания - отбрасывание желания, жажды. 4.Указание на восьмиричный путь -

правильное видение, мышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание

и сосредоточение.

Кроме физ. движения, сущ. усилие - возникновение и исчезновение есть

некоторое усилие. Поскольку нет единой субстанции, то эти частицы - дхармы

- координируются. Буддизм не признает личность. Они заимствовали идею

перерождения и основная цель - прекращение их - нирвана. Дхармы обладают

содержанием, а в нирване они сохраняются без содержания т.е. некая суть,

идея. Теория познания в буддизме - в асубантхе. Сознание появляется в

соответствии со своей собственной причиной, оно ничего не делает,ничем не

обладает. Нет ничего, что познается без кратковременной вспышки сознания.

Сознание образно называется "Я", ибо оно дает некоторую опору для ошибочной

идеи о "Я". "Я"- это то, о чем нельзя сказать "мое". В буддизме нет бога.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 4

Китай. Китайская фил. возникла в 6в. до н.э. Она очень персональна -

четко есть авторы философских идей. Даосизм и конфуцианство. Основные идеи:

Тян - небо, Жень - гуманность, Дао - закон, путь, не выразимое. В основе

лежит принцип невмешательства.

Лао Дзы - основатель даосизма. "Дао де Дзинь" - книга о Дао и Дзине.

Дзинь - частица Дао.

В области познания: знающие не говорят, говорящие не знают. Отрицали

демонстрацию знаний.Порядок сущ. в об-ве, если отсутствуют церемонии.

Лучший правитель-о котором народ слышал, но не знает. Следующ которого

любят, потом: боится, след - презирает.

Поскольку люди не мудры - появилось Жень, а также Ли - церемонии.

Человек с высшим дзинь не стремится делать добро - добродетелен, т.к.

бездеятелен. Человек с низшим дзинь хочет делать добро - не добродетелен.

Человек с высшим Ли требует общения и наказывает. Ли начало смуты.

Полное противоречие ей: Кун фу дзы - "Лунь юнь" В виде записи

вопросов и ответов. Осн. проблемы: как приобрести благородство, избежать

беспорядков в личной жизни. 1.Принцип Жень - гуманность человеколюбия: чего

не желаешь себе, того не желай другим. 2.Жень достигается с помощью

следования Ли-церемонии, ритуала. 3.Принцип исправления имен - джен мин.

Это субординация об-ва - в ее основе знания.

Конфуций выдвинул концепцию благородного мужа, кот. испытывает страх

перед судьбой,великими людьми и словами мудреца.

Идеал управления страной - на основе ритуала.

Иерархия знаний: 1.Врожденные знания (присущи благородным мужам) 2.В

процессе обучения 3.В процессе преодоления трудностей.

Легизм - законники - резкий процесс против конфуцианства. В основе

лежит не Жень, не Динь, а слово правителя.

ЛЕЙБНИЦ 1, ПРОСВЕЩЕНИЕ

Лейбниц Г.В. - Ф. путь начал с механистического материализма. Но, не

удовлетворенный пассивным характером субстанции в рамках этого

мировоззрения, перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего

выражение в учении о монадах. По Л., материя не может быть субстанцией,

т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть

абсолютно простой. Монады (единые) представляют собой неделимые, духовные

субстанции, из которых складывается вся вселенная. Число монад бесконечно,

каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает, по Л.,

подвижность, активность и деятельный характер субстанции. В этом проявилась

диалектика его учения. Монады не взаимодействуют друг с другом, но вместе с

тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется

предустановленной гармонией. Теория познания Л. - идеал. раци-изм

направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. По существу Л. видоизменил

декартово учение о врожденных идеях.

Просвещение (XVIII), развиваются идеи Бэкона, Декарта, Гоббса, идет

критика средневековой схоластики, аппеляция к разуму вместо авторитета и

традиции. Но есть новые акценты. Во-первых, XVIII веке значительно сильнее

подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-

вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке направляли в

основном против схоластики, теперь обращена против метафизики. Они

предлагали уничтожить метафизику. На знамени просветителей (Ньютон, Локк,

Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах) написаны два главных лозунга НАУКА и

ПРОГРЕСС. При этом они аппелируют не просто к разуму, а к разуму научному,

который опирается на опыт и свободен не только от предрассудков, но и от

метафизических гипотез.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты