Основные особенности античной философии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Российской Федерации
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Заочное отделение
Специальность: «Государственное и муниципальное управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Философия
Вариант (тема) №6, Основные особенности античной философии
Выполнил
Ст-т 1 курса
26132 группы
зачетная книжка №20012604
Бабкин Петр Викторович
Проверил:
Тюмень 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________3
ПЕРИОДЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ____________________________________3
ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Генезис философии: переход от мифа к
логосу_____________________________5
2. Рождение первых философских диалектических идей_______________________8
3. От протофилософии к философии: единство и множественность бытия________9
ВЫВОД_______________________________________________________________11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________13
ВВЕДЕНИЕ
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян,
зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э.
(когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую
школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия
просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с
помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос
– это вопрос о сущности античной философии.
Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена
общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся
на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным
отличительным характером», причем для изучения жизненного функционирования
мышления в эпоху античной культуры необходимо отдавать себе отчет в том,
что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая.
Античная философия в VI в. до н. э. как раз и зарождается вместе с
рабовладельческой формацией, но общинно–родовая формация целиком никогда не
исчезала в античное время, а в последнее столетие своего существования
оказалась даже прямой реставрацией именно общинно–родового мировоззрения.
Живучесть общинно–родовых элементов в течении всего тысячелетнего античного
рабовладения производит прямо разительное впечатление. Поэтому
дофилософская основа античной философии, проявлявшая себя как
общинно–родовая и рабовладельческая формация, должна быть учтена в первую
очередь.
ПЕРИОДЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первый период античной философии, называемый эллинским, связан со
становлением и развитием греческого классического рабовладения в VII–IV вв.
до н. э. Это было время разложения остатков родового строя и утверждения
раннего рабовладельческого общества. Место родовой общины заняла
гражданская община – полис, город–государство, - уникальная форма
организации социальной и политической жизни древних греков.
Культура эллинства – это культура греческих полисов. Становление и
развитие философии в эллинский период греческой философии связанно со
становлением расцвета и кризиса греческой полисной системы.
Эллинский период античной философии включает: период становления
греческой философии (VII–V вв. до н. э.) и классический период
древнегреческой философии (IV в. до н. э.).
Наиболее характерными чертами философской мысли эллинистического периода
были:
V космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса,
мира в целом;
V онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской
проблемой стала проблема бытия;
V теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.
Второй, эллинистическо-римский, период в истории античной философии
занимает промежуток времени с III в. до н. э. по V в. н. э.
Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н. э.) и
период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.).
Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего,
индивидуализмом обусловленным освобождением человеческой личности от
политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным
предметом философского исследования становится субъективный мир личности.
В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения
основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы
возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм,
неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности.
Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи
привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к
мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия
раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, т.е. религиозного постижения
мира.
ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Генезис философии: переход от мифа к логосу
Переход от социально однородного родового общества к социально
дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не
просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни,
т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным
регулятором их поведения. В нём были слиты воедино самые разнородные
компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные
представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при
распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные
формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.
При переходе древних греков от родового патриархального общества к
цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в
систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера,
«Теогонии» Гесиода и др. Теогонические мифы отвечали фундаментальной
потребности человека понять каким образом произошел мир, как он устроен,
какое место в нем занимает человек. В пределах самой мифологии появились
мысли о рождении всего существующего. Гесиод в своей «Теогонии» описывает
этот процесс как величественную картину рождения мира из первоначального
хаоса.
Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса,
описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов
символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними
представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные
явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с
соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила
системный и упорядоченный характер.
На примере теогонии наглядно видны особенности мифологического мышления,
а именно:
V объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил,
их умысла и воли;
V отсутствие грани между реальным и воображаемым;
V оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности,
дружественности или враждебности по отношению к человеку;
V отсутствие теоретического интереса к предметам, к тому, что они
представляют сами по себе.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а
представлениями, образами, которые носили многозначный,
расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на
основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения. В основе
мифологического генетизма лежала перенесение на всю действительность
отношений родовой общины, а именно – кровнородственных отношений.
Первой задачей философского мышления стала уяснение
противоположности между реальным, существующим по своим законам
миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между
объективным и субъективным в более поздней философской терминологии.
Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала
прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то
человек как разумное существо должен стремиться познать мир и
сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или
иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении
начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой
представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру
предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и
выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики
предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим,
растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем
мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не
просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а
переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым
содержанием.
Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось у древних
греков и отношение к усвоенным на Востоке зачаткам положительных
знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте знания эти, возникшие из
практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались
обычно в том виде, в каком были почерпнуты в процессе практического
освоения, без сколько-нибудь детального теоретического и логического
обоснования. Напротив, древние греки уже в космологических и
физических построениях V в. до н. э. обнаруживают поразительную
склонность к обоснованию выдвигаемых или используемых положений.
Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные
Страницы: 1, 2