Основные теоретические аспекты Д. Юма

Основные теоретические аспекты Д. Юма

ВВЕДЕНИЕ

Период его творчества был временем необычайного подъема и развития

английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена

известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений:

идеализма и материализма. Почему же мы обращаемся к творчеству Юма? Дело в

том, что в недавнем прошлом именно этот философ в нашей стране подвергся

большой критике с позиций материализма. Его философские концепции

излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято, так

как сформировать свое мировоззрение, независимую жизненную позицию и

ценностные идеалы невозможно, опираясь на расхожие мнения и стереотипы.

Будем следовать принципу, о котором говорил Джордж Беркли: "Единственное

преимущество на которое я претендую, - это то, что я всегда мыслил и судил

самостоятельно". Кроме того, хотелось бы, по мере возможности, сравнить

взгляды двух философов, чье миропонимание формировалось в одинаковых

условиях, в одинаковой среде.

БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.

Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге, в семье

небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой. Некоторое время

Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных затруднений

вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил

образовательную поездку во Францию на три года, большую часть из которых

провел в Ля-Флеш.

Во время пребывания во Франции Юм написал "Трактат о человеческой

природе" в составе трех книг, который был опубликован в Лондоне в 1737-1740

г.г. В произведении рассматривались вопросы теории познания, психологии и

морали.

В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под названием "Моральные и

политические очерки (эссе)".Эта книга принесла ему значительную

популярность на родине.

В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря генерала Сен-Клера

отправился в военную экспедицию против французской Канады, а затем, в

составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он переделал

первую книгу "Трактата" в "Исследование о человеческом познании".

В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библиотекарем, и он

взялся за создание шести томной "Истории Англии" - книги, вызвавшей

неоднозначное к себе отношение.

В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической службе во

французской столице. После возвращения он два года занимал пост помощника

государственного секретаря. В 1769 году он вышел в отставку и возвратился

в Эдинбург, где стал секретарем Философского общества и занимался

просветительской деятельностью.

В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе над своим

последним крупным произведением "Диалоги о естественной религии", но так и

не закончил его.

Юм скончался в августе 1776 года.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.

Основные положения.

Юм переделал учения Беркли и Локка на агностический манер, сглаживая

острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию

"здравого смысла", философию осторожную, "сдержанную", чуждую как

материализму, так и наивному спиритуализму.

Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что имеется

факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших

эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не

знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир

как внешний источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном

расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих

поверхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35).

Почти вся последующая философия Юма строится им как теория познания,

описывающая факты сознания. Превращая ощущения в абсолютное "начало"

познания, он рассматривает структуру субъекта в изоляции ее от его

предметно-практической деятельности. Эта структура, по его мнению, состоит

из атомарных впечатлений (impressons) и из тех психических продуктов,

которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих

производных видов психической деятельности Юма интересуют "идеи (ideas)",

под которыми он имеет в виду не ощущения, как это было у Беркли, а нечто

иное. "Впечатления" и "идеи" в совокупности Юм называет

«восприятиями» (perceptions).

"Впечатления" - это те ощущения, которые получает тот или иной

субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в поле действия его

органов чувств. Итак, "впечатления" суть ощущения субъекта. Но не только.

Нередко под "впечатлениями" Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем

их от ощущений (ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в

их интегральном виде). Таким образом, Юмовы "впечатления" - это не только

простые чувственные переживания, но и сложные чувственные образования. В

состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции, в том числе и

бурные (страсти) и спокойные (calm)" переживания морального и

эстетического характера.

Что же понимал Юм под "идеями"? "Идеи" в его теории познания - это

образные представления и чувственные образы памяти, а кроме того,

продукты воображения, в том числе продукты искаженные, фантастические. К

числу "идей" Юм относил также и понятия, так как он был склонен растворять

теоретическое (абстрактное) мышление в переживаниях эмпирических

(конкретно-чувственных) образов, подобно тому, как это делал и Беркли.

Итак, "идеи" в системе терминологии Юма представляют собой

приблизительное, более слабое или менее яркое (не столь "живое")

воспроизведение "впечатлений", то есть их отражение внутри сферы сознания.

"... Все идеи скопированы с впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В

зависимости от того, простыми или сложными оказываются впечатления, идеи

также бывают соответственно простыми или сложными.

"Восприятия" включают в себя "впечатления" и "идеи". Они для Юма

суть познавательные объекты, предстоящие сознанию.

Ассоциации и абстракции.

Человек не может ограничиваться только простыми впечатлениями. Для

успеха своей ориентировки в среде он должен воспринимать сложные,

составные впечатления, структура и группировка которых зависят от

структуры самого внешнего опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они

также бывают сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм дает

свой ответ: они образуются посредством ассоциирования простых

впечатлений и идей.

В ассоциациях Юм видит главный, если не единственный способ

мышления посредством чувственных образов, а таковым для него является не

только художественное, но и всякое мышление вообще. Ассоциации прихотливы и

направляются случайными комбинациями элементов опыта, а потому сами они по

содержанию случайны, хотя по форме и согласуются с некоторыми

постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами.

Юм выделял и различал следующие три главные вида ассоциативных

связей: во-первых, по сходству, во-вторых, по смежности в пространстве

и времени, в-третьих, по причинно следственной зависимости. В рамках

этих трех видов могут ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи

друг с другом и с состояниями предрасположенности (установками) к

продолжению ранее возникших переживаний. "... Когда любое впечатление

воспринимается нами, то оно не только переносит ум к связанным с этим

впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и живости... после

того как ум уже возбужден наличным впечатлением, он образует более живую

идею связанных с ним объектов благодаря естественному переключению

установки (disposition) с первого на второе" (1, т. 1, стр. 198).

Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое бывает не

только положительным, но и отрицательным по своему характеру. Последнее

означает, что вместо сходства налицо контраст: так, при переживаниях

эмоций нередко появляется состояние аффекта, противоположное прежнему

состоянию. "... Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О

трагедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а

иногда и противоположного характера...

Однако большинство ассоциаций по сходству положительное. Юм

считает, что ассоциации по сходству играют наибольшую роль в математических

размышлениях.

Во-вторых, ассоциирование происходит по смежности в пространстве и

по непосредственной последовательности во времени, то есть также по

смежности. Это более всего случается с идеями внешних впечатлений, то есть

с воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-

временным образом сами по себе идеи, а тем более эмоции

"пространственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике

человека, не бывают, хотя они, конечно, локализованы в мозгу. Больше

всего полезных случаев ассоциирования по смежности, полагает Юм, может

быть указано из области эмпирического естествознания. Так "мысль о

каком-нибудь объекте легко переносит нас к тому, что с ним смежно, но

лишь непосредственное присутствие объекта делает это с наивысшей

живостью" (1, т. 2, стр. 55).

В-третьих, возникают ассоциации по причинно-следственной зависимости,

которые наиболее важны при рассуждениях, касающихся теоретического

естествознания. Если мы считаем, что А есть причина, а В - следствие, то в

дальнейшем, когда мы получаем впечатление от В, у нас в сознании всплывает

идея об А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в

обратном направлении: при переживании впечатления или идеи А у нас

появляется идея В.

Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации по причинно-

следственной зависимости, Юм исходит из того, что схема "А есть причина, а

В - ее следствие" уже возникла как вообще, так и применительно к любому

из будущих конкретных случаев и действует в качестве "готового звена"

механизма этой ассоциации.

Учение об ассоциациях разрушало логическую трактовку мыслительных

процессов, изымало из мышления его логическую основу. Такую же роль в

теории познания Юма исполняет так называемая репрезентативная концепция

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты