Основные теоретические аспекты Д. Юма
ВВЕДЕНИЕ
Период его творчества был временем необычайного подъема и развития
английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена
известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений:
идеализма и материализма. Почему же мы обращаемся к творчеству Юма? Дело в
том, что в недавнем прошлом именно этот философ в нашей стране подвергся
большой критике с позиций материализма. Его философские концепции
излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято, так
как сформировать свое мировоззрение, независимую жизненную позицию и
ценностные идеалы невозможно, опираясь на расхожие мнения и стереотипы.
Будем следовать принципу, о котором говорил Джордж Беркли: "Единственное
преимущество на которое я претендую, - это то, что я всегда мыслил и судил
самостоятельно". Кроме того, хотелось бы, по мере возможности, сравнить
взгляды двух философов, чье миропонимание формировалось в одинаковых
условиях, в одинаковой среде.
БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.
Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге, в семье
небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой. Некоторое время
Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных затруднений
вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил
образовательную поездку во Францию на три года, большую часть из которых
провел в Ля-Флеш.
Во время пребывания во Франции Юм написал "Трактат о человеческой
природе" в составе трех книг, который был опубликован в Лондоне в 1737-1740
г.г. В произведении рассматривались вопросы теории познания, психологии и
морали.
В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под названием "Моральные и
политические очерки (эссе)".Эта книга принесла ему значительную
популярность на родине.
В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря генерала Сен-Клера
отправился в военную экспедицию против французской Канады, а затем, в
составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он переделал
первую книгу "Трактата" в "Исследование о человеческом познании".
В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библиотекарем, и он
взялся за создание шести томной "Истории Англии" - книги, вызвавшей
неоднозначное к себе отношение.
В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической службе во
французской столице. После возвращения он два года занимал пост помощника
государственного секретаря. В 1769 году он вышел в отставку и возвратился
в Эдинбург, где стал секретарем Философского общества и занимался
просветительской деятельностью.
В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе над своим
последним крупным произведением "Диалоги о естественной религии", но так и
не закончил его.
Юм скончался в августе 1776 года.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.
Основные положения.
Юм переделал учения Беркли и Локка на агностический манер, сглаживая
острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию
"здравого смысла", философию осторожную, "сдержанную", чуждую как
материализму, так и наивному спиритуализму.
Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что имеется
факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших
эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не
знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир
как внешний источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном
расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих
поверхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35).
Почти вся последующая философия Юма строится им как теория познания,
описывающая факты сознания. Превращая ощущения в абсолютное "начало"
познания, он рассматривает структуру субъекта в изоляции ее от его
предметно-практической деятельности. Эта структура, по его мнению, состоит
из атомарных впечатлений (impressons) и из тех психических продуктов,
которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих
производных видов психической деятельности Юма интересуют "идеи (ideas)",
под которыми он имеет в виду не ощущения, как это было у Беркли, а нечто
иное. "Впечатления" и "идеи" в совокупности Юм называет
«восприятиями» (perceptions).
"Впечатления" - это те ощущения, которые получает тот или иной
субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в поле действия его
органов чувств. Итак, "впечатления" суть ощущения субъекта. Но не только.
Нередко под "впечатлениями" Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем
их от ощущений (ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в
их интегральном виде). Таким образом, Юмовы "впечатления" - это не только
простые чувственные переживания, но и сложные чувственные образования. В
состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции, в том числе и
бурные (страсти) и спокойные (calm)" переживания морального и
эстетического характера.
Что же понимал Юм под "идеями"? "Идеи" в его теории познания - это
образные представления и чувственные образы памяти, а кроме того,
продукты воображения, в том числе продукты искаженные, фантастические. К
числу "идей" Юм относил также и понятия, так как он был склонен растворять
теоретическое (абстрактное) мышление в переживаниях эмпирических
(конкретно-чувственных) образов, подобно тому, как это делал и Беркли.
Итак, "идеи" в системе терминологии Юма представляют собой
приблизительное, более слабое или менее яркое (не столь "живое")
воспроизведение "впечатлений", то есть их отражение внутри сферы сознания.
"... Все идеи скопированы с впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В
зависимости от того, простыми или сложными оказываются впечатления, идеи
также бывают соответственно простыми или сложными.
"Восприятия" включают в себя "впечатления" и "идеи". Они для Юма
суть познавательные объекты, предстоящие сознанию.
Ассоциации и абстракции.
Человек не может ограничиваться только простыми впечатлениями. Для
успеха своей ориентировки в среде он должен воспринимать сложные,
составные впечатления, структура и группировка которых зависят от
структуры самого внешнего опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они
также бывают сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм дает
свой ответ: они образуются посредством ассоциирования простых
впечатлений и идей.
В ассоциациях Юм видит главный, если не единственный способ
мышления посредством чувственных образов, а таковым для него является не
только художественное, но и всякое мышление вообще. Ассоциации прихотливы и
направляются случайными комбинациями элементов опыта, а потому сами они по
содержанию случайны, хотя по форме и согласуются с некоторыми
постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами.
Юм выделял и различал следующие три главные вида ассоциативных
связей: во-первых, по сходству, во-вторых, по смежности в пространстве
и времени, в-третьих, по причинно следственной зависимости. В рамках
этих трех видов могут ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи
друг с другом и с состояниями предрасположенности (установками) к
продолжению ранее возникших переживаний. "... Когда любое впечатление
воспринимается нами, то оно не только переносит ум к связанным с этим
впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и живости... после
того как ум уже возбужден наличным впечатлением, он образует более живую
идею связанных с ним объектов благодаря естественному переключению
установки (disposition) с первого на второе" (1, т. 1, стр. 198).
Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое бывает не
только положительным, но и отрицательным по своему характеру. Последнее
означает, что вместо сходства налицо контраст: так, при переживаниях
эмоций нередко появляется состояние аффекта, противоположное прежнему
состоянию. "... Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О
трагедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а
иногда и противоположного характера...
Однако большинство ассоциаций по сходству положительное. Юм
считает, что ассоциации по сходству играют наибольшую роль в математических
размышлениях.
Во-вторых, ассоциирование происходит по смежности в пространстве и
по непосредственной последовательности во времени, то есть также по
смежности. Это более всего случается с идеями внешних впечатлений, то есть
с воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-
временным образом сами по себе идеи, а тем более эмоции
"пространственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике
человека, не бывают, хотя они, конечно, локализованы в мозгу. Больше
всего полезных случаев ассоциирования по смежности, полагает Юм, может
быть указано из области эмпирического естествознания. Так "мысль о
каком-нибудь объекте легко переносит нас к тому, что с ним смежно, но
лишь непосредственное присутствие объекта делает это с наивысшей
живостью" (1, т. 2, стр. 55).
В-третьих, возникают ассоциации по причинно-следственной зависимости,
которые наиболее важны при рассуждениях, касающихся теоретического
естествознания. Если мы считаем, что А есть причина, а В - следствие, то в
дальнейшем, когда мы получаем впечатление от В, у нас в сознании всплывает
идея об А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в
обратном направлении: при переживании впечатления или идеи А у нас
появляется идея В.
Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации по причинно-
следственной зависимости, Юм исходит из того, что схема "А есть причина, а
В - ее следствие" уже возникла как вообще, так и применительно к любому
из будущих конкретных случаев и действует в качестве "готового звена"
механизма этой ассоциации.
Учение об ассоциациях разрушало логическую трактовку мыслительных
процессов, изымало из мышления его логическую основу. Такую же роль в
теории познания Юма исполняет так называемая репрезентативная концепция
Страницы: 1, 2