Особенности религиозного сознания
Московский Государственный Индустриальный Университет
Реферат
По «Философии»
Тема: Особенности религиозного сознания
Выполнил студент Панченко А.Ю.
Группа ЭУ-02-1С
Г Петропавловск-Камчатский
2003 год
Введение.
Для того чтобы полноценно разобраться в особенностях религиозного сознания,
необходимо, иметь представление о религиозном и не религиозном сознании.
Существует масса определений, что есть религия, ниже два из них приведены,
для меня религия и вера, два не одинаковых слова или скажем философских
категории. Религия это соблюдение строго определённых предписаний
написанных людьми, действия, обряды, литургии и т.д. их великое множество,
в процессе которых происходит «таинство угождения» Богу или «богам» (по
мнению авторов предписаний). Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом (Евр.11:1); и не требует служения рук человеческих,
[как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все
(Деян.17:25)
РЕЛИГИЯ (от лат . religio - набожность, святыня, предмет культа),
мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и
специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или
богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные,
национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство,
ислам).
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда,
специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и
действия, которые основываются на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию
человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни
Сознание – Что это ???
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его
способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом,
критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя
рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой
человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека
включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно
представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать
собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими,
способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую
действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя
как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению
этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем.
Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым
они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах,
понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим
поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с
особым объектом.
Мысленное представление и воображение действительности - важная
психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом,
тесным образом связана с волей. Сознание почти всегда связанно с волевым
контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени
или вовсе не существующей (воображение, мечты...), выступает как одна из
важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек
произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от
посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее,
образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в
данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии
увидеть.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания
является совместная продукция, опосредованная речью орудийная деятельность
людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации общения и
взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории
человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое
условие ее организации: т.к. для того чтобы вместе людям заниматься каким-
либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной
работы.
С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его
субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как
средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления
(обобщения).
Вначале появляется индивидуальное, а затем сознание, коллективное т.к.
получив свое индивидуальное значение, слово затем проникает во всеобщее
сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.
Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии
существования коллективного сознания путем его присвоения.
Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный,
творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает
осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих
ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления, и
чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и
при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому
творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека
через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на
внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с
помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир
как отдельный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется
рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя
может и должен стать объектом познания.
Сознание не дано изначально и порождается не природой.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться с
ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и
технического прогресса. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания
и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются
человеческие творческие возможности и, соответственно расширяется сознание
людей.
«Чем больше я знаю, тем меньше я знаю» - слова Сократа. А ведь в них
заложена чуть ли не самая важная характеристика. А именно: с ростом границ
сознательного растет количество связей системы, которые необходимо
заполнить. Я часто наталкивался на эту мысль в процессе познания физики.
Простой пример. Дадим ответ на вопрос: «Что такое электрон?». Как сказал
мне мой учитель: «Электрон - это ничто иное, как волна Де - Бройля».
В течение семестра я с интересом познавал факты, доказывающие это
предположение. Это разложение волны в процессе дифракции на максимумы и
минимумы. Все было прекрасно до тех пор, пока я не пришел к выводу, что тот
стол, на котором я пишу, и стул, на котором я сижу, состоит из самых
настоящих волн.
Это до сих пор не укладывается в моей голове, подобно астрономическим
цифрам. На самом деле всё очень просто. С ростом знаний человека,
возрастает число связей интеллектуальной системы, которые перерастают в
вопросы, на которых нет ответа. Связь остаётся незаполненной, которая даёт
импульс в сознании человека, что он в чём - то заблуждается. А значит он не
прав.
Ясно, что чем больше сфера знаний человека, тем больше незаполненных
связей. Поэтому результатом попыток Сократа воссоединить потерянные цепочки
и явилось не что иное, как вышесказанное изречение.
В этом реферате хочу предложить точку зрения, как христианина на ту
самую особенность отражения окружающего мира. Потому, что я не родился
христианином, а на продолжении своих лет жизни приобретая сознание,
увеличивая свои знания, живя и познавая, пришёл к выводу о том, что всё это
не случайно. Изначально от самого обычного вопроса, считаю, что мы не
продукт эволюции или какой бы то ни было, смешанной формы, как предлагают
некоторые учёные, уверен в том, что возраст человечества не превышает
восьми, десяти тысяч лет, что всё было именно так как написано в книге
Моисея:
Бытие1
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился
над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день
один. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду
от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды,
которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да
явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог,
что [это] хорошо.
Первоначально как видно Бог создал землю с двумя слоями воды одно из
которых большие и малые водоёмы, другое вода над «атмосферой» но не в виде
воды, а в виде льда потому, что этот слой находился на уровне низкой
орбиты. На тот момент образно земля выглядела в виде теплицы, за счёт
получившегося парникового эффекта на земле была «буйная растительность», и
соответственно животный мир и человек имел размер, гораздо более того, что
мы имеем на данное время. Первые люди имели рост четыре и более метра,
продолжительность жизни изначально не была Богом ограничена. Через грех
первых людей Адама и Евы смерть вошла в нашу жизнь, потому, что они
усомнились в правдивости слов Бога.
Бытие 3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал
змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не
прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Страницы: 1, 2