Парижский Университет - Средние Века
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
« Парижский Университет »
Средние Века
Студентки II курса
Группы 22
Конколь Марины Михайловны
Преподаватель:
Киселёва Марина Сергеевна
МОСКВА 1998
ПАРИЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВВЕДЕНИЕ
...Небольшая комната с низким сводчатым потолком.
Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного
света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная
одежда выдаёт детей обеспеченных родителей – бедняков здесь явно нет. Во
главе стола – священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку
лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети
механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в
средневековой церковной школе...*1
1. Средневековые школы и университеты
Раннее Средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от
античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком
культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую
империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее
разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для
античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви.
Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг
древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она
связана с волшебством. Важнейшая область культуры – образование –
переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил:
«Невежество – мать истинного благочестия».*2
Поистине невежество царило в Западной Европе в 5-10 вв. Грамотных
людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди
знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Теодорих
Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой
было вырезано его имя. До конца жизни так и не смог научится писать
основатель франкского государства знаменитый Карл Великий. Но император
был явно не равнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к
услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл
бережно хранил под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, и в
свободное время с усердием учился выводить буквы. Государь
покровительствовал учёным. Карл издал указ о создании школ при монастырях,
а затем – капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное
обучение детей свободных. Это не было выполнено за отсутствием достаточного
количества грамотных людей. При дворе была организована особая школа, где
готовились люди для управления государством. Карл приглашал к себе со всей
Европы образованных людей и ставил их на высокие государственные и
церковные должности. Многие из них составляли учёный кружок, названный
Академией по названию философской школы древнегреческого философа Платона.
Эта академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным
сообществом, где в свободной беседе, на пиру обсуждались философские и
богословские вопросы, сочинялись и читались латинские стихи.
Члены академии носили особые прозвища, в которых ярко проявлялось
соединение античных и христианских идей во взглядах Карла и его окружения.
Сам Карл имел прозвище Давид, в честь библейского царя Давида, прообраза
всех богалюбивых монахов.
По его приказу был возведён собор в Ахене. Он приказал составить
грамматику франкского языка, и собирать германские песни. Его двор в Ахене
стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и
писатель Алкуин (Флакк Альбин, ок. 735-804, англосаксонский учёный, автор
богословских трактатов, учебников философии, математики и др.; деятель
«Каролингского возрождения», советник Карла Великого, аббат Турского
монастыря), который обучал сыновей самого Карла и детей его приближённых.
В Ахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов
неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных собравшихся при
дворе стали называть Академией. Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря
Святого Мартина в городе Туре, где также основал школу, многие ученики
которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ
Франции.
Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его
преемников, получил название «каролингского возрождения». Однако
он был недолгим. Вскоре культурная жизнь снова сосредоточилась в
монастырях.
Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные
заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь
выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь
латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные
эпохи.
Но время шло. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось
всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и
учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. Вот так описывал
дворянина 14 века английский средневековый писатель Чосер:
Изрядно песни складывать умел,
Умел читать он, рисовать, писать,
На копьях биться, ловко танцевать.*3
0
Пришёл черёд образования высших школ – университетов.
Начиная с 13 века школа выступает как университет. Universitas -
типичный продукт средневековья. Если моделью школ были античные аналоги,
которым средневековые школы подражали и в чём-то их обновляли, то
университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративных формаций и
свободный ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями,
установленными программами, дипломами, званиями, - не видала античность ни
на западе, ни на востоке.
Сам термин «университет» первоначально не указывал на центр обучения,
скорее, корпоративную ассоциацию, или, говоря современным языком, это был
некий «синдикат», охраняющий интересы определённой категории лиц. Париж –
модель организации, на которую, более или менее, ориентировались другие
университеты. В Париже преобладал «университас магистрооум эт сколарум»,
объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в 12
веке отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень
студентов со всех концов Европы, и ставшая в скоре объектом внимания
римской курии. Автономизация шла под прямой опекой короля, епископа и его
канцлера. Факт, достойный упоминания, состоит в том, что стремление к
свободе преподавания в противовес давления местных властей, нашло ощутимую
поддержку в виде папской протекции.
1.2 Университет и его смягчающие
эффекты.
Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первый – это
рождение некоего сословия учёных, священников и мирских людей, коим церковь
доверяла миссию преподавания истин откровения. Историческое значение этого
феномена состоит в том, что и по сегодняшний день официальная доктрина
церкви должна и может быть доверена лишь церковным иерархам. Магистрам
официально разрешалось обсуждать вопросы веры. Святой Фома, Альберт Великий
и Бонавентура будут названы позже «докторами церкви». Наряду с
традиционными двумя властями – церковной и светской – явилась третья –
власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем
становилось всё ощутимее.
Второй эффект связан с открытием Парижского университета, куда
стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское общество
с самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовывало новую
касту гетерогенных социальных элементов. И, если в последующие эпохи
университет обретает аристократические черты, средневековый изначально был
«народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему
привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жильё) становились
студентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств, неизбежных на этом
тернистом пути. Голиарды и клерки составляли как бы мир в себе.
«Благородство» их не определялось более сословным происхождением, но
завесило от наработанного культурного багажа. Появился новый смысл понятия
«благородства» и «утончённости» в значении аристократизма ума и поведения,
тонкости психики и рафинированности вкуса. Справедливо выскажется по этому
поводу Бокаччо:
«образован не тот, кто после долгого обучения в Париже готов продать
свои знания по мелочам, как это многие и делают, но тот, кто умеет
дознаваться до причин всего в самых истоках»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика
Парижского Университета.
Все занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы,
испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его
соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту
«чужаки» вынуждены были вступать в общение с местными пекарями, пивоварами,
хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние, разумеется, не знали
латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку
студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных
конфликтах с местными жителями, они в месте с преподавателями объединялись
в союз, который и назывался «университет». В Парижский Университет входили
около 7 тысяч преподавателей и студентов, а помимо них являлись членами
союза – книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента,
перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. В долгой борьбе с городскими
властями, которая шла с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры