Понимание и объяснение

рассматривает свой анализ как герменевтику бытия, поэтому герменевтика у

него не имеет непосредственного отношения ни к интерпретации текстов, ни к

теории лингвистического понимания Шлейермахера, Ни к методологии

гуманитарного исследования Дильтея. С точки зрения Хайдеггера интерпретация

и понимание являются фундаментальными способами человеческого бытия, и

поэтому сама философия у него выступает как герменевтическая интерпретация

этого бытия.” (6, стр. 204)

Разработку проблем в герменевтики в философии XX века совершил в

целом ряде работ немецкий ученый Гадамер Х.Г., который рассматривал

герменевтика как практику. По мнению ученого, понимание “заданно

традицией, в рамках которой можно жить и мыслить.” (14, стр.212) При этом

понимание возникает не сразу, ему предшествует “предпонимание”, которое

можно исправлять и корректировать, но полностью от него освободиться

нельзя, ибо “предпонимание” – начало всякого понимания.

Носителем понимания традиции является язык. Постоянно подчеркивается,

что герменевтика как философское знание – это анализ самого процесса

понимания, движение к истине. Высказывается мысль, что герменевтика – это

не результат а путь к знанию, сама практика побучения истины.

Герменевтиков 70-90х годов XX века интересует “понимание” не как

прикладная задача в процессе истолкования текстов, а как фундаментальная

характеристика человека.

В сентябре 1993г. профессор Сорбонны и почтенный профессор Чикагского

университета Поль Рикёр (род.1913г.) в Институте философии Российской

Академии Наук прочитал три лекции и провел ряд встреч с российскими

философами, пропагандировал актуальность проблем герменевтики.

Рикёр поставил перед собой задачу разработать обобщающую философскую

концепцию человека XX века, поэтому он исследует все значительные течения и

направления философии нашего времени, стремиться согласовать их в

многоплановый концепции-феноменологической герменевтике.

Рикёр переносит вопрос о герменевтики в онтологическую плоскость: он

разрабатывает ее способ бытия. Его задача: “привить проблему герменевтики

реноменологическому методу” (5, стр.214)

Для герменевтики важно уяснить пересечение мира текста и мира

интерпретатора. Но мир – это сплошное ожидание, в нем появляются новые

впечатления, противостоящие на личной культуре. “Понимание текста – это

внутренняя работа читателя. Эта работа со смыслом и временем. Одновременно

Рикёр уделяет внимание проблеме языка морали, на котором должна говорить

политика” (5, стр.215)

Разработкой герменевтических проблем занимается один из наиболее

ярких и оригинальных мыслителей второй половины XX века - Микгель Фуко. В

его последних работах “Герменевтика субъекта”, “Субъективность истины”,

“Этика заботы о себе как практика свободы” – он говорит о необходимости с

помощью герменевтики изучать и усваивать разные формы индивидуального

опыта, чтобы понимание прошлого, настоящего и будущего можно было объяснить

философски.

Анализ взглядов ряда философов на понимание о объяснение

свидетельствующий об изменении акцентов задач герменевтики. Понимание

событий прошлого действительно изменяется с ходом времени, их истолкование

становится иным, более верным и более глубоким.

Так герменевтик Гадамер вкладывает в подобные факты субъективистский

смысл: у него получается что каждый новый герменевтик создает совершенно

новое содержание истолковываемому тексту, факты текста, как и факты истории

рассматриваются при таком подходе как бесконечно пластичный и податливый

материал, в котором скрывается неисчерпаемый ресурс самых разных

интерпретаций.

Положение о герменевтической самостоятельности текста носит

методологический характер. Но центральным методологическим принципом

является герменевтический круг – это главное методологическое понятие

герменевтики. “Круг неформален по природе, он не субъективен и не

объективен, но он описывает понимание как игру между движением традиции и

движением интерпретатора” (2, стр.269). Одну из-за задач “круга” Гадамер

видит в характеристике тех операций, которые проводит субъект над текстом.

Герменевтический круг имеет ряд вариантов.

Впервые идея круга в понимании появилась в работе Гегеля “Феменология

духа”. По форме это логический круг, но по содержания – проблема,

выраженная посредством противоречия и разрешаемая через реальное

гносеологическое движение. Данный круг заключается в следующем: для того,

чтобы успешно познавать, надо уже заранее знать, что такое познание и в чем

оно состоит, но знать – это значит уже заниматься познанием. “Если

“познание” заменить “пониманием”, мы оказываемся в сфере герменевтики” (12,

стр.304)

Намечая выход из создавшегося круга Гегель разъяснял, что путь к

науке уже есть наука и тем самым по своему содержанию – наука об опыте

познания, так что теория познания складывается в процессе самой практики

познавательной деятельности.

В герменевтическом круге понимание на лицо своеобразная диалектика

целого и части: слово может быть понято только в контексте фразы, фразы –

только в контексте абзаца или страницы, которая понятна в контексте

произведения в целом. Понимание произведения в целом невозможна без

понимания его частей. Но диалектика части и целого не была осмыслена

Шлейермехером как взаимодействие, получающее собственное диалектическое

разрешение; все же смысл замкнутого круга был понятен им как постоянная

смена направлений движения по кругу.

Иррационно-мистический характер приобретает герменевтический круг у

Хайдеггера и его последователей, преобразуясь затем в субъективно-

объективный круг понимания и объяснения. Сущность данного положения состоит

в том, что для того чтобы “понять” некоторое понятие, надо его объяснить

посредством дискурсивного мышления в суждениях, но это возможно только

через “понимание” понятий (терминов, слов). Поэтому Гадамер называет этот

вариант круга каноном актуальности понимания.

Среди философов – герменевтиков XX века второго поколения выделяются

исследования Карла-Отто Апеля. Он соединил герменевтику с психоанализом и

позитивизмом, в том числе с концепцией языка как “игры”.

В его трудах призывы сделать герменевтику более объективной. Апель обратил

особое внимание на идеологические аспекты языка. Он стремится создать

герменевтическую критику идеологии, чтобы вскрыть в глубинах языка

подспудные мотивы социального поведения людей. Не с живыми людьми, а с

текстами должен построить, по мнению Апеля, свой диалог исследователь-

историк и социолог, имея целью найти в ходе этого диалога с “текстуальными

партнерами” по коммуникации средства излечения современного общества. По

мнению редактора учебного пособия по философии академика В.Л. Калашникова,

“поскольку речь идет о существующей ныне на Западе философской

герменевтике, она с марксизмом не совместима ни по методу, ни по теории.

Существует предположение, что одна из главных причин распространения

философской герменевтики состоит в поисках средств защиты гуманитарного

образования перед натиском сциентизма как стиля мышления современной научно

технической революции. Одна из важных причин увлечения герменевтикой на

Западе в том, что современное мышление перестает видеть мир в его движении

и понимать смысл исторического движения.

Анализ текстов не приведет и не приблизит к истине, он лишь

раскрывает их смысл. На смену одним интерпретациям приходят другие, только

и всего. Релятивизм и мировоззренческий плюрализм – характерные черты

герменевтика.” (12, стр.316)

Заключение

Таким образом понимание и объяснение и в истории философии, и в

современных философских учениях остаются проблемными и мо многом

дискуссионными. В этом можно мыло убедиться, знакомясь со взглядами Дильтея

и Хайдеггера, Гадамера и Рикёра.

Однако общим для всех, кто исследовал понимание о объяснение,

остается ключевым понятие “смысл” как сложное и многогранное явление.

Процесс понимания тесно связан с процессом познания человеком

окружающего мира, но проблемы понимания существуют на основе диалектики и

предметно-практической деятельности – поэтому понимание не следует

отождествлять с познанием. Поэтому в качестве вывода по теме реферата можно

использовать положение: “понимание и объяснение как реальное движение в

смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую

конструктивную познавательную деятельность” (3, стр.434)

Краеугольным камнем герменевтики как учении о понимании является

принцип герменевтического круга, выражающий циклический характер понимания.

Этот принцип связывает объяснение о понимание – данная взаимосвязь

выражается как круг целого и части.

Понимание есть постижение смысла того или иного явления, его место в

мире, его функции в системе целого. Оно помогает раскрыть бесконечные

смысловые глубины бытия.

На ряду с пониманием существует и такая важнейшая познавательная

функция как объяснение. Ее главная цель – выявление сущности изучаемого

предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий,

механизмов действия.

Понимание и объяснение тесно связаны – это две исследовательские

процедуры.

Философы всех времен сформировали герменевтику как философскую теорию

познания, творчества и индивидуальности. Герменевтика как философское

знание – это анализ самого процесса понимания движения к истине.

Герменевтика – это не результат, а путь к знанию, сама практика получения

истины.

Диалог рассматривается в герменевтике не только как акт общения двух

лиц, он интересен отношением между интерпретатором и текстом. Задача

толкователя – задавать интересующие его вопросы не автору, а литературным и

историческим составляющим текста.

Интерпретатор, исходя из объективных знаний слов, их исторических

вариаций и намерений автора должен понять текст и постараться внести в него

новые интерпретации.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир

человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет

язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие

культуры.

Литература

1. Автономова Н.С. Понимание и язык. М.,1991

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1994

3. Загадка человеческого понимания. М.,1991

4. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988

5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995

6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.,1999

7. Спиркин А.Г. Философия. М.,2002

8. Филатов В.П. Объяснение и понимание в научном познании. М.,1983

9. Философский словарь. М.,1998

10. Философия под ред. В.П. Кохановского Ростов-на-

Дону. 2003

11. Философия под ред. В.Н. Лавриненко М.,1998

12. Философия. Курс лекций. Под ред. В.Л.Калашникова. М.,2001

13. Швырев В.С. Понимание в структуре научного познания. М.,1991

14. Энциклопедический словарь. М.,1994

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты