Понятие научной революции

методом для доказательства многих фундаментальных теорем. Тем не менее

многие из современников Ньютона в принципе отвергали этот метод. Они

утверждали, что «конечное отношение» двух «исчезающих» ( величин

стремящихся к нулю ) представляют собой неопределенность и, следовательно

лишины всякого смысла. Возражая им в своем труде «Математическое начала

натуральной философии», Ньютон писал : “Предельные отношения исчезающих

количеств не есть суть отношения пределов этих количеств, а суть те

пределы, к которым при бесконечном убывании количеств приближаются

отношения их и к которым эти отношения могут подойти ближе, нежели на любую

наперед заданную разность, но которых превзойти или достигнуть на самом

деле не могут, ранее чем эти количества уменьшатся бесконечно.”

Исследуя движения по некруговой орбите, Ньютон рассматривал его как

постоянно "падающее". При этом он ввел понятие "предельное отношение",

основанное на интуитивном представлении о движении, так же, как евклидовы

понятия "точки" и "линии" основаны на интуитивном восприятии пространства -

это своего рода кванты движения.

Важное значение при этом имеют те "предельные отношения", которые

характеризуют скорость изменения каких-либо величин, т.е. изменения в

зависимости от времени. Ньютон назвал их "флюксиями", сейчас – производные.

Вторая производная при этом звучала как "флюксия от флюксий", что особенно

возмущало одного из критиков Ньютона епископа Дж. Беркли, который считал

это нелепым изобретением, подобным призраку призрака.

Отдельно упоминания заслуживают понятия абсолютного ("пустого")

пространства, в котором находятся сосредоточенные массы (с их взаимным

дальнодействием и единым центром масс); и абсолютного же времени с

начальной точкой отсчета (полностью обратимого, поскольку перемена знака

времени в формулах механики не меняет их вида и смысла).

Теория Ньютона - простая, ясная, легко проверяемая и наглядная -

стала фундаментом всего "классического естествознания", механической

картиной мира и философии, интегральным выражением и критерием самого

понимания научности на более чем 200 лет. Не утратила она своего значения

и сегодня.

Только спустя несколько веков, оказалось возможным выделить какие-либо

тенденции в XVII веке. "Внутри" же него, процессы были мало связаны друг с

другом. Мощное эмпирическое движение в естествознании зародилось само по

себе - оно отвечало какой-то внутренней потребности познания; философско -

методологическое осознание этого "внутреннего движения" развивалось также

само собой, и то, что сегодня мы видим их тождественность - весомый

аргумент в обосновании научности как таковой.

Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса

Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).

Фрэнсис Бэкон - считается основателем опытной науки Нового времени. Он

был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод.

В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие

философию Нового времени.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против

господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину

"естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды

Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и

включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического

подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную

программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике

схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Бэкон пробовал привести "границы умственного мира" в соответствие со

всеми теми грандиозными достижениями, которые происходили в современном

Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные

науки. Бэкон сформулировал решение поставленной задачи в виде попытки

"великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве

и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне"

(его главном произведении) и других работах по "естественной истории",

рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию

наук, в основные принципы которой он положил такие способности человеческой

души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому

главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая

задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и

усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона"

(своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была

выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "целью нашего

общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение

власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным".

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они

приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и

свидетели истинности философий". Знание - сила, но только такое знание,

которое истинно. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта:

плодоносного и светоносного. Первый - это такие опыты, которые приносят

непосредственную пользу человеку, светоносный - те, цель которых состоит в

познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй

вид опытов Бэкон полагал более ценными, так как без их результатов

невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами

знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства,

которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из

суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно

обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон

исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие

понятия - следствие опытного знания, полученного исключительно поспешно. Со

своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент

знаний, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия,

т.к. если это делается поспешно, случайно то нет прочности и в том, что на

них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемом Бэконом, должно

быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции

индукции.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых

понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью

такого метода, по мнению Бэкона можно открывать новые истины, а не

топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и

особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут

существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и

частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их

непоколебимой истинности обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем

и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей,

поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее

общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами,

только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает

первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через

простое перечисление, распространенное в то время он выдвигает на передний

план истинную, по его словам, индукция, дающую новые выводы, получаемые не

только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате

изучения явлений противоречащих доказываемому положению. Один-единственный

случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так

называемым инстанциям по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий,

предрассудков.

В индуктивный метод Бекона в качестве необходимых этапов входят сбор

фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц

исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней.

Если - возьмем любимый Бэконом пример - кто-то хочет найти формулу тепла,

то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять

все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе

случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например,

в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во

вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом

основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло

присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло

присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе мы

можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а

именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип

исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом

важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в

другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После

этого можно перейти к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего

метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания.

Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени

опирается на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с

искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в

мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпиритиков, которые подобно

муравью собирают все, что им попадается на пути (имея ввиду алхимиков), а

также тех умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания

из себя (имея ввиду схоластов).

В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений.

Причины могут быть разными - или действующими, которыми занимается физика,

или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку

индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX века

однако Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы в

развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный

метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты