Природа и сущность сознания
Содержание работы.
1. Введение - 3 стр.
2. Истоки сознания - 4 стр.
3. Сущность, структура, функции сознания - 9 стр.
4. Сознание в современной философии - 14 стр.
5. Заключение - 15 стр.
6. Список литературы - 17 стр.
1. Введение.
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в
отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,
техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы
раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения
объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,
который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,
являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и
смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и
обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления
и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия
человека с действительностью и управления ею.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности
сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как
крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая
сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как
самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют
сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что
существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в
природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
2. Истоки сознания
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания.
В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или
иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем
космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено
на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и
объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи
объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.
Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия
открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем
сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через
молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой
возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к
самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о
собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти,
рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр
между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести
переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности
человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,
царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании
нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти
сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через
природную эволюцию. По сути это начало антропоцентристского мировоззрения.
Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире.
Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и
действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт
объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во
всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит –
существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже
содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое
учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был
использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является
самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально
рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к.
сознание тождественно предметному миру.
Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках
сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая,
объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-
материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит
сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители
Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью)
в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей
через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-
идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но
определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания
выделяет следующие факторы:
1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и
духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных
чувственно-понятийных образов. Такая информация есть
результат взаимодействия человека с наличной ситуацией,
обеспечивающей постоянный контакт с нею.
2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и
эстетические установки, правовые нормы, знания, средства,
способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет
отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни
и переживаний. Человек и при отсутствии внешних
взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить
планы и т.д.
4. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая
на клеточно-тканевом уровне организации материи,
осуществлении общих функций сознания. Установлено, что
биохимическое состояние мозга влияет на сознание ( и в этом
правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании
специфики других факторов, в отстаивании положения о
вещественности сознания).
5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое
информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого
является сознание человека. Подтверждается гипотезой в
квантово-механической природе мозга.
Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по
себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе мозг ( как у
вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная),
отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального
субстрага – головного мозга в системе надличностных форм сознания.
Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание
атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй
подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В. С. Соловьев, Д.
Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых – божественный разум, живое тело
космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход остановимся
на другом нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание
атрибутом человека.
Он разрабатывался в рамках философского реализма
( диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его
служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.
Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе
взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других
систем.
Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые
самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода,
отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).
Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения:
механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не
обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь
условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны,
стареют и разрушаются.
Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях
порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее
разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших
животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью
живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе
развивается нервная система.
Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия
среды, вызывающая активность ( имеются уже растений ).
Чувствительность – более высокая разновидность биологического
отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений.
Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже
растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения
целесообразно реагируют на биологические важные условия среды.
На основе этого происходит проявление зачатков психической формы
отражения. Это свойство живых организмов ( позвоночных) целесообразно
реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного
Страницы: 1, 2