сущностных формах его самовыражения, как смех и плач. Эти эмоциональные
проявления представляют собой специфические качества физико-духовной
сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом
сочетается с духовной основой внутреннего мира личности.
Третий закон - закон утопического места.
Он характеризует неукорененность человека в бытии. В силу своей
эксцентрической позиции человек , по мнению Г. Плесснера, постоянно лишен
равновесия. Достигнув чего-либо, он не сразу может обрести покой. Опыт
подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем
самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как
существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное.
Отсюда и вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не
подвержена случайности, и является абсолютным бытием , Богом. Но та же
самая эксцентрическая позиция, которая вызывает у человека идею Бога, несет
в себе и сомнение в его существовании. Утопическое место человека, его
преобразование в ничто, постоянное сомнение и неуверенность
распространяются и на идею Бога. Человеку не дано обладание знанием,
лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.
3. Решение проблемы сущности человека
в марксистской философии.
Другую, наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию
развивает марксистская философия. Она исходит из предпосылки об
уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит
учение о сочетании биологической и социальной сущности человека.
Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, марксистская
философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически
развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое
отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом
жизнедеятельности.
Но каковы особенности человеческого бытия? Что обусловливает его
уникальное положение в мире? Начинать искать ответ на эти вопросы, с точки
зрения марксистской философии, следует, прежде всего, с уяснения
взаимоотношения человека и природы. Человек - это часть природы, живое
телесное существо. С этой точки зрения его можно охарактеризовать
определенной совокупностью родовидовых признаков. Природно-биологически
обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни,
способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству
определенных задатков и возможностей, пол и другие качества человека.
Подобно другим биологическим видам человечество (homo sapiens) имеет
устойчивые вариации - разновидности. Наиболее крупные из них- расы. Раса -
это набор определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям
среды его обитания, который выражается в специфических анатомических и
физиологических признаках.
Каково же влияние природно-биологической организации на жизнь людей?
Большую часть своего времени, всех своих сил человек должен был
использовать для удовлетворения своих биологических потребностей в пище,
воде , жилище , одежде и т. д. Из потребности жизнеобеспечения выросла и на
ее удовлетворение была направлена вся социальная организация
жизнедеятельности людей: род, племя, семья, государство, моральные и
правовые нормы и т.д.
Одним из самых главных социальных институтов человечества - это семья.
Главное назначение семьи всегда определялось такими задачами как:
воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства,
организация жизнедеятельности всех членов семьи. Духовные стимулы для
формирования семьи возникли гораздо позже (мораль, религия, искусство), но
были также направлены на удовлетворение биологических потребностей
человека.
Марксистская философия предлагает раскрыть сущность человека не только
как природно-биологического существа, но и на основе концепции общественно-
практической, деятельной сущности человека.
С точки зрения этой концепции, человек выделился из мира животных
благодаря труду. Началом такого выделения марксистская антропология
определяет начало изготовления человеком орудий труда. Однако такая точка
зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что у животных уже наблюдаются
элементы трудовой деятельности, и имеют место начальные формы
изготовления примитивных орудий труда. Но они используются для
обеспечения, и в качестве вспомогательного средства животного способа
жизнедеятельности. В сущности, этот способ, основанный на системе условных
и безусловных рефлексах и инстинктах, можно считать предпосылкой для
осуществления перехода от животного к человеку, но их еще нельзя
рассматривать в качестве человеческого начала.
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень
развития живого, когда производство орудий труда превращается в особую
потребность, без которой становится невозможной сама жизнь, когда оно
становится средством обеспечения коллективной жизнедеятельности.
Труд становится главным условием бытия человека. Под влиянием нового
способа жизнедеятельности налаживается материальное производство, в
процессе которого устанавливаются общественные отношения, в которые входят:
производственные отношения, отношения между историческими общностями людей
(род, племя, народность, нация), брачно-семейные, быта, межличностные,
между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека предстает
как сложный процесс не только удовлетворения потребностей, но и
воспроизводства системы общественных отношений. Взаимосвязь между людьми
осуществляется через определенный интересы, которые обеспечивают
возможности отыскания объекта и определяют способ удовлетворения
потребностей. Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям
жизни через призму интересов находит свое отражение в целях, которые
становятся идеальными побудительными импульсами активной и, относительно
самостоятельной жизнедеятельности человека.
Таким образом, можно сформулировать такую синтетическую характеристику
человека.
Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого
представляет собой основанный на материальном производстве.
осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного,
целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека
для обеспечения его существования, функционирования, развития.
4. “Человек”, “индивид”, “личность”.
Итак, марксистская философия утверждает существование человека как
уникальной материальной реальности. Но в месте с тем отмечает, что
человечества как такового не существует. Существуют отдельные представители-
“индивиды”.
Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный
носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума,
воли, потребностей, интересов и т.д.
Личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение
человеческих качеств.
Использование понятий “индивид” и “личность” в таком контексте
позволяет марксистской антропологии применить исторический подход к
изучению человека, его природы, рассматривать как отдельного человека, так
и человечество в целом.
Исторически человек первоначально существует как стадное животное,
племенное существо. По мере развития , включения социальных факторов
происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности.
В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс.
Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, сгусток
биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения
социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в
человеческую личность.
Но марксистская философия проводит различие между индивидом и личностью
не только в плане эволюционного развития человека, но и как особые типы
социальности человека.
Индивид - это массовидное существо, то есть человек, который является
носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек,
который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не
имеет своего мнения, своей собственной позиции. Этот тип является
доминирующим на заре формирования человечества, но и в современном обществе
имеет широкое распространение.
Понятие “личность” как особый социальный тип чаще всего употребляется
как противоположное по своим основным характеристикам понятию “индивид”.
Личность - это автономный человек, способный противопоставить себя
обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой,
а это в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания,
то есть мышления и воли ,но и самосознания, то есть самоанализа, самооценки
,самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего
развития трансформируется в жизненную позицию, основанную на
мировоззренческих установках и жизненном опыте.
Способ реализации жизненной позиции - социальная активность, которая
представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей
сущности.
Фундаментальное качество человеческой личности - свобода. Но по
марксистской философии абсолютной свободы личности нет, и не может быть, ни
в каком обществе. Условия природного и социального бытия навязывают
определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу,
когда она познает условия своего бытия.
5. Смысл и назначение человеческого бытия.
Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило
подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской
антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования.
Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация
человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что
он, как и все живое на Земле, смертен.
Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И
это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих
вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует
возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы
существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы
и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.
Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое
бессмертие.
Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает
неизбежность прекращения земной формы существования человека.
Поэтому возникает вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый
человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли
какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь
на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен
прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной
жизни”.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в
самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои
потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся.
Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для
тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на
самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные
ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой
жизни .Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить “для кого-
то” и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и
серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей.
Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее
самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он
утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот
факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких или
далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести
признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни
великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье
человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие
люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с
ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более
далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой
творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.
Страницы: 1, 2