Природное и социальное в человеке

Природное и социальное в человеке

2. Природное и социальное в человеке.

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее

млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется

определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у

разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На

проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные

процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в

настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает

наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему

воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные

происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,

изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые

разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием

«расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп

людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании

специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,

несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель

любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными

всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый

имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.

Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и

биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает

уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно

многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-

природные различия у человека дополняются различиями социальными,

обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных

функций, а на определенном этапе общественного развития – также и

различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что

порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем

сочетание двух начал: биологического (животного) и политического

(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал

является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,

поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь

биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый

человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно

группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются

биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием

биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни

общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами

людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются

критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые

линии практического действия, способствующие совершенствованию

взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным

существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами,

жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы

существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой

подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал

биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для

объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных

факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные

роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает

доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу

человека.

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем

более что биологическая организация человеческого существа есть нечто

самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над

ней, ни евгенических проектов ее переделки.

-----------------------

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1 С.262-263



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты