Проблема, как форма развития знания в юриспруденции

Проблема, как форма развития знания в юриспруденции

ПЛАН:

1. Втупление

2. Структура и типы проблем

§1

§2

3. Прблемы индукции

§1

§2

§3

4. Гипотеза, как предполагаемый способ решения проблемы

§1

§2

5. Специфика постановки и решения проблем в юриспруденции

§1

6. Заключение

7. Терминологический словарь

8. Список используемой литературы

Вступление

Важную роль в гуманитарных науках играет не только учение логики о понятии,

суждении, умозаключении и аргументации, но и о такие формах развития

знания, как проблема, гипотеза и теория. Однако представители гуманитарных

наук часто не имеют достаточного представления об этих формах развития

знания и говорят о проблемах и т.д. в тех случаях, когда таковых нет.

Недостаточное знакомство с формами развития знания затрудняет ведение

научно-исследовательской, практической и преподавательской работы.

Проблема, по существу является одним из основных источников развития

знания, т.к. при возникновении проблемы автоматически начинают подбираться

пути решений. В процессе этого поиска и происходит движение научной мысли.

Если вспомнить историю, то можно с уверенностью сказать о том, что все

научные достижения с момента появления первого человека появлялись как пути

решения проблем: теплая одежда, осветительные приборы(от примитивных до

современных), автотранспорт и т.д. Даже если оглянуться вокруг и обратить

внимание на вещи, которые нас окружают, например, бытовую технику, то можно

сделать вывод о том, что все это было создано прежде всего для решения

человеческих проблем. Таким образом на протяжении истории проблемы являлись

своего рода двигателем общественного прогресса. Появления государства также

можно связать с соответствующей проблемой: защиты и взаимопомощи.

Законодательство и юриспруденция тоже являются «продуктом», порожденным

общественными проблемами. По форме мышления проблему можно охарактеризовать

как незнание чего – либо и в процессе логического преодоления этого

незнания происходит развитие мышления. Таким образом проблема является

одним из важнейших факторов развития логического мышления, как

основополагающей любого научного процесса.

1. Понятие и типы проблем.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении

задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.

§1 Неразвитая проблема

Неразвитая проблема — это задача, которая характеризуется следующими

чертами.

Во-первых, это нестандартная задача, т.е. задача, для решения шторой нет

алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная

задача.

Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания

(теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая возникла как закономерный

результат процесса познания.

В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение

противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными

положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами,

положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся

завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может

объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и

наличием средств для их удовлетворения.

В-четвертых, это задача, путей решения которой не видно.

Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем, их иногда

называют пред проблемами.

§2 Развитая проблема.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а

также содержит более или менее конкретные указания на пути решения,

называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Собственно

проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их

решения.

Таким образом, развитая проблема — это "знание о некотором незнании",

дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого

незнания.

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: (1) систему

утверждений (описание исходного знания — того, что дано); (2) вопрос или

побуждение ("Как установить то-то и то-то?", "Найти то-то и то-то"); (3)

систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой

проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс

познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы,

превращения последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени

в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:

(1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);

(2) развитие проблемы — формирование развитой проблемы первой степени,

затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей

ее разрешения;

(3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.

Примеры:

Проанализируйте следующие тексты и выясните, ставятся ли в них проблемы.

Если ставятся, то какие? Развитые или неразвитые?

1. "В настоящее время ведется активный поиск и внедрение различных форм и

методов работы с руководящими кадрами, среди которых заслуженное место

занимает аттестация.

Цель аттестации — определить степень профессиональной подготовленности

руководителей и других специалистов, их умения и навыков, опыт работы,

личные качества. Кроме того, аттестация помогает установить, соответствует

ли данный руководитель предъявляемым к нему требованиям, и способствует

стремлению самих руководителей удовлетворять им. В отдельных случаях

возникает необходимость определять соответствие руководителя выполняемой

работе или занимаемой должности" (Социальная психология и общественная

политика. М., 1985. С. 23).

Как проводить аттестацию?

2. "Еще в работах И.М. Сеченова отмечалось влияние некоторых условий

совместной деятельности на снижение чувства усталости. (Сеченов писал, в

частности, о роли песни при передвижении воинских подразделений.) На первых

этапах развития советской психологии труда В.М. Бехтерев, Н.А. Грудескул,

П.П. Блонский отмечали зависимость между интересом к труду, настроением,

стимуляцией и развитием усталости" (Социальная психология и

общественная. Как связана утомляемость с условиями совместной деятельности?

3. Задача о квадратуре круга является, по-видимому, самой знаменитой. Ее

формулировка: начертить квадрат, площадь которого была |бы равна площади

заданного круга. Софист Антифон, современник Сократа, переформулировал

задачу так: вписать в круг квадрат, потом Правильный восьмиугольник, потом

шестнадцатиугольник и т.д. Поскольку можно построить квадрат, равновеликий

любому шестиугольнику, задача может быть решена, но приближенно. Бризон,

тоже временник Сократа, предложил присоединить к вписанным многоугольникам

описанные.

4. "Рикардо ощущал главные трудности, на которые наталкивалась удовая

теория стоимости. Первая из них заключалась в объяснении обмена между

рабочим и капиталистом. Труд рабочего создает стоимость товара, а

количество этого труда определяет величину стоимости. Но в обмен на свой

труд рабочий получает в виде [работной платы меньшую стоимость. Получается,

что в этом обмене имеет место нарушение закона стоимости. Если бы этот

закон наблюдался, то рабочий должен был бы получать полную стоимость

сдаваемого его трудом продукта, но в этом случае была бы

«возможна прибыль капиталиста» - получалось противоречие.

2. Проблемы индукции как основного способа научного мышления

§1

Как известно, индукция является одним из основных способов научного

мышления: рассуждения от частного к общему. Этот вид мышления тоже очень

тесно связан с понятием «проблема». Индукция как образуется под влиянием

проблемы, так и имеет свои внутренние проблемы.

Проведем установочный анализ проблемы индукции предварительно сделав

некоторые замечания. Установочная (установка) любой дисциплины включает

сведения и рассматривает в качестве объектов изучения дисциплину, какой мы

хотим видеть саму дисциплину. Поэтому любе новое исследование базируется на

некоторых высказываниях (назовем их установочными принципами), истинность

которых не подлежит сомнению. Любая попытка подвергнуть установок истинный

принцип несомнению квалифицируется как непонимание предмета изложения.

Если, например, высказывание «снег черный фигурирует как установочный

принцип в некоторой теории, мы не вправе сомневаться в его истинности в

рамках этой дисциплины. Вы можете только отметить, что нет согласия

между| общепринятыми и присвоенными в данной дисциплине значениями слов

«снег» и «черный». Установочные принципы — это, в некотором смысле,

постулаты значения. Таким образом, установочная часть любой дисциплины не

может быть ложной, однако может быть неадекватной. Как показано ниже,

сомнения относительно адекватности допускаются на любой стадии

установочного исследования. Но после нее завершения законы развития

дисциплины такие же, как, например, в математике: главное — доказывать

теоремы. И точно так же, как в математике, каждая новая теорема — это (в

нек тором смысле) новое наблюдение (следовательно, новое знание тех

объектов исследования, которые мы рассматриваем на основ принятых

установочных принципов.

В этой связи вывод следствий из постулатов играет роль пери ментального

исследования наблюдаемых объектов. При этом нужно учитывать, что объекты

наблюдаются не с помощью, например, «глаз», а с помощью, так сказать,

«ума», коли скоро смысл постулатов постигается умозрительно, а не

визуально. В частности, мы должны быть готовыми к тому, что логическая

разработка установочных принципов может существенно изменить нашу

первоначальную оценку адекватности.

Отметим, что вывод следствий из постулатов, т. е. развитие самой

дисциплины, является принципиальной составной частью и собственно

установочного исследования, наряду с выбором установочных принципов.

В соответствии с этими замечаниями сформулированные ни же требования к

методам индукции могут рассматриваться в качестве установочных принципов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты