Проблема моделирования на ЭВМ основных функций человеческого мышления
Пермский государственный технический университет
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
к кандидатскому экзамену по философии
Тема: “Проблема моделирования на ЭВМ
основных функций человеческого мышления”
Выполнил:
Азанов А.Ю.
г.Пермь, 1996
СОДЕРЖАНИЕ
| |Введение.................................... |3 |
|1.|Искусственный интеллект. Вопрос о возможности его | |
| |создания.................... |5 |
|2.|Сравнение искусственного и естественного | |
| |интеллектов................................. |12 |
|3.|Проблема представления знаний в компьютерных системах. | |
| |Экспертные системы................ |16 |
|4.|Вопрос доверия к результатам деятельности искусственного | |
| |интеллекта................... |22 |
| |Заключение.................................. |24 |
| |Список литературы........................... |26 |
ВВЕДЕНИЕ.
В наше время, время всеобщей компьютеризации, во всем мире неуклонно
происходит увеличение доли людей, работающих в информационной сфере в
сравнении с производственной. Так например в США сто лет назад в
информационной сфере было занято 5% работающих и в производственной - 95%,
а на сегодняшний день это соотношение приближается к 50 на 50, причем
подобное перераспределение людей продолжается. Автоматизация и
компьютеризация информационной сферы, в общем отстает от автоматизации
производственной сферы. Теперь для человека уже недостаточно того, что ЭВМ
быстро и точно решает самые сложные расчетные задачи, сегодня человеку
становится необходимой помощь ЭВМ для быстрой интерпретации, семантического
анализа огромного объема информации. Эти задачи мог бы решить так
называемый “искусственный интеллект”. Вопрос о создании искусственного
интеллекта возник почти одновременно с началом компьютерной революции. Но
на пути его создания встает много вопросов: принципиальная возможность
создания искусственного интеллекта на основе компьютерных систем; будет ли
искусственный интеллект ЭВМ, если его удастся создать, подобен
человеческому по форме восприятия и осмысления реального мира или это будет
интеллект совершенно иного качества; возможность представления знаний в
компьютерных системах и много других. Многие проблемы не решены, и среди
этих проблем не последнее место принадлежит проблемам, которые могла бы
помочь разрешить философия. Некоторые из них мы рассмотрим в этой работе.
1. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.
ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОЗДАНИЯ.
Термин “искусственный интеллект” был введен Дж. Маккарти в 1956 г. Сам
термин “искусственный интеллект” имеет два основных значения: во-первых,
под искусственным интеллектом понимается теория создания программных и
аппаратных средств, способных осуществлять интеллектуальную деятельность,
сопоставимую с интеллектуальной деятельностью человека; во-вторых, сами
такие программные аппаратные средства, а также выполняемая с их помощью
деятельность.
Основная трудность искусственного интеллекта заключается в том, что до
сих пор не существует однозначного и общепринятого определения и понимания
интеллекта естественного. Поэтому большинство исследователей искусственного
интеллекта, так же как и специалисты по информационной эпистемологии,
вынуждены пользоваться паллиативом. На практике под искусственным
интеллектом подразумевается набор программных и аппаратных средств,
использование которых должно было бы приводить к тем же результатам, к
которым при решении данного класса задач приходит интеллектуальная
деятельность человека. Это по существу итоговая концепция искусственного
интеллекта.[5]
Другой распространенный паллиатив определяет искусственный интеллект
как полную или приближенную имитацию интеллектуальной деятельности
человека. поскольку же человеческий интеллект до сих пор остается
величайшей философской загадкой и даже на специально научно-
психологическом, психиатрическом и логическом уровнях изучен лишь
феноменологически, то ни одно из определений искусственного интеллекта не
может считаться вполне приемлемым, а тем более окончательным. Поэтому при
решении практических задач чаще пользуются заданием их списка и принимают
утверждение, что данная система является системой искусственного
интеллекта, если она в состоянии решать данные задачи.[5]
По существу, центральная проблема искусственного интеллекта
заключается в следующем. Если мы обладаем четкими, поддающимися формальной
экспликации знаниями о решении определенного класса задач, то на основе
регуляризации таких знаний могут быть получены четкие алгоритмы или
эвристические правила. Используя их, можно сконструировать программы,
реализация которых современными аппаратными средствами способна дать
решение данных задач. Однако человек довольно часто решает задачи, не зная
того. как именно он сам это делает. иными словами, люди фактически не
обладают полным и исчерпывающим самопознанием. Это касается не только чисто
интеллектуальной сферы абстрактного, логического мышления, но и сферы
эмоциональной физиологической. Мы видим, пользуемся зрительными образами,
слышим, оперируем звуковыми образами и т.д., не зная, как именно возникают
образы и каковы в точности закономерности их функционирования в нашем
сознании. Мы часто ставим задачи, высказываем догадки, принимаем
неожиданные, в том числе принципиально новые, творческие, решения, не зная,
как мы это делаем, не умея в точности представить алгоритм такой
деятельности. Из этого следует, что мы не всегда можем регулятивизировать
процессы, процедуры и операции, лежащие в ее основе, а следовательно, не
можем поручить компьютеру выполнение соответствующих имитирующих или
дублирующих действий. Здесь как будто бы берет реванш знаменитый “тезис
Лавлейс”, согласно которому машина никогда не сможет делать того, что ей не
поручает человек, чего он сам не умеет делать. В действительности же сам
человек умеет делать гораздо больше, чем знает, как делать. Эти рассуждения
служат основанием для компьютерного агностицизма. Его подкрепляют также
определенные философские соображения, основывающиеся на ограниченной
познаваемости мира вообще и субъективно-духовного мира человека в
особенности.
В то же время уже сейчас существуют гигантские базы знаний и мощные,
например, экспертные системы, содержащие тысячи правил и способные решить
некоторые задачи лучше, чем писавшие для них программы программисты или
специалисты соответствующего профиля. На сегодняшний день имеются
интеллектуальные компьютерные системы, читающие газетные тексты любым
голосом, и притом в режиме реального времени, и выполняющие переводы по
крайней мере технической литературы. Эти и другие факты лежат в основе
компьютерной эйфории, утверждающей, что трудности на пути создания
искусственного интеллекта, превосходящего по мощи и творческим возможностям
человеческий интеллект, носят временный характер и связаны лишь с
техническими проблемами, принципиально устранимыми в обозримом будущем. И
компьютерный агностицизм, и компьютерная эйфория имеют философские корни. И
поэтому речь должна идти о выяснении принципиальной, а не технической
стороне дела. С философской же точки зрения она заключается в исследовании
того, является ли мышление исключительной прерогативой человека, точнее,
человеческого мозга, или же такая деятельность не связана с ним однозначно
и навеки и может осуществляться нечеловеческими, в том числе техническими,
аппаратными системами. Если принять первую альтернативу, то следует далее
ответить на вопрос, обладает ли человеческий мозг какими-то специфическими
механизмами, уникальными, невоспроизводимыми с помощью других систем и в
дополнение ко всему непознаваемыми, вследствие чего относительно сугубо
гуманоидной природы мышления не могут быть получены адекватные знания, а
стало быть, невозможна и их регуляризация. если на этот вопрос может быть
получен доказательный отрицательный ответ, то это еще тоже не означает
признания прямой практической возможности создания искусственного
интеллекта, так как может, например оказаться, что его создание упирается в
техническую неосуществимость тех или иных интеллектуальных процедур. Но все
же такой ответ дал бы принципиальное основание если не для эйфории, то по
крайней мере для ограниченного компьютерного оптимизма.
Спор между компьютерными пессимистами и оптимистами подразумевает две
противоположные философские гипотезы. первая исходит из абсолютной
уникальности “человеческой телесности”, неповторимости человеческой
индивидуальности. Поэтому создание искусственного интеллекта, подобного
интеллекту человека, объявляется невозможным. Вторая гипотеза, напротив,
принимает тезис о принципиальной идентичности элементарных операций
человеческого и машинного мышления. познавательные процессы, чувственные
образы, установки и ценности могут быть более или менее адекватно
реализованы и смоделированы на дискретных электронных вычислительных
системах. Основу второй гипотезы составляет хорошо разработанная теория
вычислительных функций, ориентированная на конструктивно-аппаратную
реализуемость.
Интересную мысль, по поводу отношения к искусственному интеллекту,
высказал А. Эндрю: ”Нельзя уйти от того факта, что вычислительная машина
действительно является послушным исполнителем программы. Но когда ЭВМ и
программа становятся достаточно сложными, поведение машины может оказаться
практически непредсказуемым (хотя оно и предсказуемо в принципе). Поэтому
не лишено смысла рассматривать машину, как устройство, принципиально
способное к “новаторству”.[7]
2. СРАВНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО И
ЕСТЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТОВ
С момента появления вопроса о создании искусственного интеллекта
Страницы: 1, 2