Проблема природы и сущности человека

общественной жизни. Эти факторы, определяют психологию, нравы, обычаи люде,

своеобразный дух народа, и соответственно строй общественной жизни, законы

государства, деятельность законодателя».[5] Следует отметить, что для

своего времени взгляды Монтескье носили прогрессивный характер. В XIX в.

Бокль – один из буржуазных идеологов, которые закрепляли мысли о вечности

капитализма – ставил жизнь общества в прямую зависимость от влияния

климата, почвы, пищи, территории. Бокль выводил причины социального

неравенства людей из природы, считая, что в Индии рабство было естественным

состоянием значительного большинства людей. О Европе у философа более

умеренное суждение. Здесь наблюдает Бокль уменьшение влияния физических

законов и усиление влияния законов умственных. Вообще географическое

направление использовалось в борьбе против материалистического понимания

жизни.

Критическое отношение к концепции географического детермизма,

представленной в работах Ш.Л. Монтескье, Бокля, Э. Реклю, выдвигавших идею

об определяющей роли географической среды в формировании, например,

классовых отношений, экономического и политического строя и т.д., отнюдь не

должно приводить к отрицанию существенного воздействия географической среды

на развитие общества. Но при этом чрезвычайно важно решить вопрос:

насколько это развитие существенно? Чтобы ответ на вопрос был осознанным,

необходимо учитывать, что понятия «природа» и «географическая среда» не

совсем тождественны между собой, хотя в философии под влиянием кантовского

противопоставления общества и природы их тождественность презюмируется.

Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество

следует отнести к числу, так называемых открытых систем, которые

обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом.

Общество черпает из природы продукты питания, сырье для изготовления

средств производства, находит в ней различные источники энергии. Конкретные

условия географической среды (включая климатические) представляют собой

конкретные – положительные или отрицательные факторы развития производства

и все общественной жизни. Это воздействие может быть прослежено по

нескольким основным направлениям:

1) Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение

и развитие отдельных отраслей производства. Уже первое в истории великое

общественное разделение труда – отделение скотоводства от земледелия –

происходило с учетом условий географической среды. Необходимостью такого

учета руководствуемся мы и сегодня, размещая те или иные орасли

производства, прежде всего там, где для этого есть оптимальные

географические условия;

2) Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет

прежде всего о воздействии погодно-климатических условий (температура

воздуха, осадки, сила ветра и т.д.). При одинаковой технической

вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда могут быть

различными в зависимости от этих условий;

3) Географическая среда влияет на развитие способностей человека,

стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы

люди находили бы все средства к существованию в готовом виде, они не

имели бы стимулов к развитию. И напротив, - крайне суровая и однообразная

среда оказывается также неблагоприятной. Конечно сами понятия

«благоприятная» и «неблагоприятная» географическая среда не являются

абсолютными (было время, когда Сибирь считалась крайне неблагоприятной

для экономического развития);

4) Географическая среда влияет на темпы развития данного общества в целом,

в том числе таким своим компонентом как географическое положение страны.

Вспомним, как разительно изменились темпы развития Англии и Франции после

перемещения к их берегам основных транспортных коммуникаций в связи с

открытием Америки и морского пути вокруг Африки;

5) Географическая среда влияет на развитие производственных отношений.

«Почему славянские народы не пришли к частной собственности на землю? …

Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером

почвы. … Первое условие земледелия здесь – это искусственное орошение, а

оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального

правительства»;[6]

6) Географическая среда влияет на возникновение и специфические черты

надстроечных явлений. Это относится в частности к политической

надстройке, к государству. Продолжая приведенную мною в п. 5 мысль,

Энгельс указывал, что на Востоке возникновение государства шло как бы

впереди процессов классообразования, ускоряясь потребностями

строительства огромных в масштабе всего региона оросительных систем.

Человек – это существо социальное, но сущность человека определяется

также и духовным критерием. Чтобы понять проблему природы и сущности

человека, необходимо заметить, что географическая среда накладывает свой

отпечаток и на духовную надстройку общества. Гегель начал свою

«Философию истории» главой, посвященной географической основе всемирной

истории. Гегель рассматривал природу как основу, на которой совершается

развитие духа народа. И как бы не был излишне категоричен Гегель в своих

рассуждениях и примерах, его мысль содержит большую часть истины.

Воздействие географического фактора, в частности ландшафта на духовные

феномены в свое время было прослежено Ф. Энгельсом при объяснении такой

черты древнегреческой религии как политеизм, т.е. многобожие. Энгельс

писал: «На долю Эллады выпало счастье увидеть, как характер ее ландшафта

был осознан в религии ее обитателей. … Все ее ландшафты охвачены рамками

гармонии. И все же каждое дерево, каждый источник, каждая гора слишком

рельефно выступают на передний план; каждая отдельная часть природы в

своей прекрасной завершенности претендует на собственного бога; каждая

река требует своих нимф, каждая роща своих дриад, так создавалась религия

эллинов. Другие местности не были так счастливы».[7] В качестве другого

примера Энгельс избрал северогерманскую степь – однообразный ландшафт, по

его мнению, наводит на монистическое миросозерцание. Аналогичным образом

можно проследить воздействие географической среды на искусство. Если мы

безошибочно отличаем друг от друга русские и молдавские, украинские и

итальянские песни, то в немалой степени связано с тем, что географическая

среда специфическим образом отражается в музыкальном ритме и напевности;

7) Географическая среда влияет на социально-психологический облик и настрой

общества, то есть на его менталитет. Так, ограниченная в пространстве и

не очень богатая природными ресурсами географическая среда стимулирует

развитие в данном этносе чувства бережливости, в то время как кажущаяся

безграничной в свое щедрости природа культивирует дух расточительства. Я

полагаю, что такое отношение к земле, которое сейчас существует в России

можно объяснить вышеуказанным моментом. Кажущаяся безграничность

порождает наплевательское отношение к земельным ресурсам.

В заключение данной главы считаю нужным отметить, что степень влияния

различных географических факторов на развитие общества в различные

исторические эпохи была неодинакова. Так, с развитием производительных сил

уменьшается зависимость страны от местоположения природных богатств. Но,

как показывает исторический опыт, ослабление зависимости в одном отношении

сопровождается усилением зависимости человека от природы в других

отношениях.

Глава III. Современная экологическая ситуация и пути разрешения конфликта

человека с природой.

Острые экологические ситуации прошлого, по крайней мере, в двух

отношениях принципиально отличаются от современной. Во-первых, они были

локальными либо региональными по характеру, а во-вторых, порождались в

большинстве случаев стихийным развитием самой природы. Современная

экологическая ситуация носит глобальный, общепланетный характер и является

в самом прямом смысле порождением общества, превратившегося в

самостоятельную геологическую силу, т.е. фактор, способный причинить

планете не меньшие изменения, чем стихийные природные силы (наводнения,

извержения вулканов, землетрясения, наступление песков, тайфуны и прочие).

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем

основным моментам:

1) Происходит чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества –

сырьевых, энергетических. Один пример: человечество сжигает в настоящее

время около 3 млрд. тонн нефти в год и, таким образом, при нынешних

темпах потребления этот невозобновимый ресурс исчезнет через 40 лет;

2) Происходит чрезмерно быстрое загрязнение природной среды – атмосферы,

гидросферы, литосферы, что приводит к катастрофическим последствиям,

вроде «озоновых дыр» и т.п.;

3) Происходит чрезвычайно быстрое увеличение численности населения.

Нетрудно убедиться, что все эти три момента сугубо социального

происхождения. Два первых из них прямо и непосредственно порождены научно-

технической революцией и прежде всего распространением ее на сферу

вооружений. В некотором пояснении нуждается третий момент. Необходимо

учитывать, что современные темпы роста народонаселения не являются нормой

развития человечества и в недалеком будущем ожидается их значительное

уменьшение (кстати, предыдущее удвоение численности населения потребовало

150 лет). Во-вторых, речь идет об абсолютном перенаселении. Если сегодня в

слаборазвитых странах ежегодно умирает от голода 50 млн. чел., то причина

этого не в истощении продовольственных ресурсов Земли. Современный научно-

технический прогресс делает вполне реальным доведение до 2000 г.

урожайности продовольственных и фуражных культур в среднем до 30 центнеров

условных зерновых единиц с гектара, что обеспечило бы научную норму

питания примерно 7 млрд. чел. Причина – в отсталости этих стран как

наследии колониализма, в их неоколониалистской эксплуатации, в

сосредоточении основной массы продовольствия на мировом рынке в руках

развитого Севера.

Таким образом, налицо невиданный ранее общепланетарный кризис, который

из вроде бы чисто экологического на наших глазах превратился в общий кризис

цивилизации, основательно деформирующий все стороны жизни человека –

экономическую, социальную, духовную.

Каковы же пути разрешения конфликта, выразившегося в противостоянии

человека и природы? Чтобы понять реальные пути преодоления этого кризиса,

необходимо предварительно разобраться в его глубинных корнях. В философии

разработано несколько научных концепции по преодолении критической

ситуации.

Так, «формационная концепция связывает напрямую современную

экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой.

Так, в нашей литературе долгое время господствовал тезис о двух типах

природопользования – досоциалистическом, коренные пороки которого якобы

вытекают из частнособственической основы общества и социалистическом,

который якобы чуть ли не автоматически ликвидирует хищническую тенденцию в

воздействии человека на окружающую природную среду».[8] На самом деле

формационные параметры конкретного общества не могут влиять на характер

природопользования, а, следовательно и на современную экологическую

ситуацию. Но, если мы хотим сравнивать между собой в этом отношении

различные страны и регионы, то сами формационные параметры должны быть

строго выверены. И тогда становится ясным, что превосходство в решении

экологических проблем обнаруживается не в тех странах, которые до недавнего

времени считались социалистическими, а в том регионе, в котором реально

осуществляются процессы социализации общественной жизни. Во-вторых,

специфические черты современной экологической ситуации обнаруживают себя по

разному в зависимости от уровня культуры региона или отдельно взятой

страны, то есть показателя явно не формационного. В качестве примера можно

привести Чернобыль, аварии на других экологоопасных объектах, чтобы понять

как мы зависим сегодня от нашей собственной исполнительской, нравственной и

даже политической культуры.

Другой подход к пониманию экологического кризиса – цивилизационный,

так как современная экологическая ситуация, основной характеристикой

которой является экологический кризис, по сути, цивилизационного

происхождения. Машина, положившая начало индустриальной волне цивилизации и

являющаяся ее технической основой, принципиально изменила способ

потребления сил природы и масштабы такого потребления. Безудержная

машинизация всех отраслей народного хозяйства (вплоть до производства машин

машинами), автомобилизация и т.п. повлекли за собой столь же безудержное

потребление сил природы и загрязнение среды существования. Таким образом,

истоки современного экологического кризиса обнаруживаются в логике развития

фундаментальных основ цивилизации – ее технико-технологического базиса.

Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски

путей и средств выхода из кризиса.

С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть

использованы невиданные технические возможности, открывающиеся сегодня.

Ведь в том то и состоит противоречивый характер научно-технической

революции, что, порождая невиданные в прошлом экологические проблемы, она в

тоже время содержит потенциальные возможности для их преодоления. С другой

стороны, « … цивилизации во имя выживания, возможно, придется отказаться от

многих своих технических детищ. Введение международного запрета на

фрионовые холодильники – это только начало. Предстоит переход на более

чистую энергию – Солнца, водяных и воздушных потоков, разницы температур,

внутреннего тепла Земли и т.д. А поскольку эти источники составляют лишь

несколько процентов современного мирового энергобаланса, человечеству

предстоит качественно изменить свой образ жизни за счет деиндустриализации,

деурбанизации, демилитаризации, минимального использования моторного

транспорта, упора на энерго- и ресурсосберегающие технологии и пр.».[9]

В заключение третье главы надо сказать, что цивилизационное разрешение

современной экологической ситуации зависит также и от уровня зрелости

прогрессивных сил. Сплочение и организация сил прогресса в планетарном

масштабе – поскольку сама ситуация носит планетарный характер – позволило

бы предпринять глобальные меры по оздоровлению природной среды, используя

на это и средства, высвободившиеся в результате прекращения гонки

вооружений; перестроить международный экономический порядок и на этой волне

ускорить развитие стран «третьего мира», облегчить их продовольственное

положение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проблема отношения человека и природы вырастает из объективного

противоречия, характеризующегося положением человека в природе: человек,

являясь природным существом противопоставляет себя остальной природе

посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с

природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно

выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным

закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития ,

подчиняющие себе в конечном счете и саму природную историю.

Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в

чем он сходен, в чем един с природой, или то чем он принципиально

отличается от нее? Решение этого вопроса предполагает понимание сущности

человека. Поэтому исследование отношения человека и природы предполагает и

связывается с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что

человек, в отличие от других природных существ, относится к природе главным

образом не непосредственно, а через других людей – через посредство

общественных связей с другими людьми.

Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их

человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать

самого человека, а человек в известном смысле соотносится в природе с самим

собой.

Список используемой литературы.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Тт. 28,41.

4. Радугин А.А. Философия. – М.,1998.

5. Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1998.

6. Цикличность в социальных системах («круглый стол»). // Социс, 1992. - №

6.

-----------------------

[1] Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1998. – с.

134.

[2] Радугин А.А. Философия. – М.,1998. – с. 178.

[3] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1998. – с. 209.

[4] Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1998. – с.

136.

[5] Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998. – с. 185.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Том 28. – с. 221.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Том 41. – с. 74.

[8] Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998. – с. 189.

[9] Цикличность в социальных системах («круглый стол»). // Социс, 1992. - №

6. – с. 36.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты